Подвижные игры для обучения дошкольников элементам русской лапты.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Методическая разработка " Подвижные игры для обучения дошкольников элементам русской лапты " будет интересна для инструкторов по физической культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 193.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 10 МО Кущёвский район
Подвижные игры
для обучения дошкольников элементам русской лапты.
Подготовила Баранова Е.Г.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с № 10
ст. Кисляковская
2025 год.
Актуальность.
«Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность,изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость руки и вечная уверенность в том что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места.» - Александр Куприн.
Игра в лапту на Руси пользовалась особой популярностью, ни один праздник не обходился без нее.
Начало обучения элементам русской лапты в старшем дошкольном возрасте дает ребенку преимущество в достижении наивысших результатов.
Элементы русской лапты способствуют развитию у детей быстроты,ловкости,координации,выносливости,волевых качеств и интеллектуальных способностей.
Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия можно в течение всей жизни.
Нехитрый и недорогой инвентарь , возможность разместить площадку для лапты на любой подходящей по величине поляне, лужайке, футбольном поле ,делают игру доступной для включения в дошкольные программы по физической культуре, позволяют использовать ее как на основных занятиях по физическому развитию, так и на дополнительных.
Лапта, как одна из множества игр может быть использована для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Использование русской лапты как средства физического воспитания, несомненно, будет способствовать привитию здорового стиля и образа жизни, формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей всех систем организма занимающихся, воспитанию личностных качеств и позитивных черт характера, удовлетворению потребности в общении со своими сверстниками.
Поскольку в дошкольном возрасте дети еще не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных приемов, то обучение игре проходит в игровой форме – это эстафеты, игровые упражнения и подвижные игры с элементами лапты. В подвижных играх осваиваются технические приемы, составляющие основу игры « Русская лапта».
В ЧЕТЫРЕ СТОЙКИ
Подготовка.
Игроки делятся на две равные команды: одна располагается в пригороде, а другая – на площадке, где устанавливают 4 стойки высотой 1–1,5 м на расстоянии 8–10 м одна от другой.
Описание игры.
Игрок с пригорода посылает битой в поле мяч, бежит к первой стойке, касается ее рукой, затем ко второй стойке и т.д., касаясь каждой, после чего возвращается за линию города. В случае опасности он останавливается у одной из стоек, ожидая следующей подачи мяча. Игроки в поле подбирают мяч или ловят его с лета и стараются осалить им бегущего. Если это им удается, команды меняются местами. Игрок, который успешно совершил перебежку и вернулся за линию города неосаленным, приносит команде очко. Побеждает команда, которая наберет больше очков за определенное время – 10–15 мин.
Правила
1. В участника, который стоит у стойки и касается ее рукой, бросать мяч нельзя.
2. Игроки должны перебегать от стойки к стойке последовательно, не пропуская ни одной.
3. У одной стойки могут останавливаться несколько человек.
Методические указания.
Стойки расставляют не по прямой, а по ломаной линии. Важно предупредить игроков на площадке, чтобы они не мешали перебегающим и не допускали умышленных сильных бросков мяча в соперника.
КТО БЫСТРЕЕ
Подготовка.
Учащиеся делятся на две-четыре команды и выстраиваются в колонны перед линией старта, в 5 м от которой на высоте 90–100 см на стойках натянута веревочка (лента). На расстоянии 5 м от нее параллельно ей проводят черту, а еще в 6 м на стене рисуют мишени диаметром 1 м.
Описание игры.
По сигналу преподавателя первые номера бегут к веревочке, перепрыгивают через нее, затем останавливаются около линии и бросают теннисный мяч в мишень, стараясь попасть в круг; после этого подбирают отскочивший от стены мяч, бегут к своим командам, перепрыгивая через веревочку еще раз, передают мяч из рук в руки вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, игроки которой раньше закончат эстафету и при этом получат меньше штрафных очков.
Правила
1. Ожидающим старта игрокам не разрешается выбегать за линию старта раньше, чем они получат мяч от предыдущих.
2. Если игрок не попадает мячом в круг, он подбирает его, возвращается к линии и снова бросает в мишень, и так до тех пор, пока не попадет в круг.
3. Если игрок, прыгая через веревочку, задевает ее, команда получает штрафное очко.
Вариант.
В качестве мишени можно использовать конусы, булавы и т.п.
Методические указания.
По ходу эстафеты учитель сообщает команде вслух о начисленных ей штрафных очках.
ПОПАДИ МЯЧОМ
Подготовка.
На прямоугольной площадке за лицевой линией располагаются игроки одной команды и рассчитываются по порядку. Игроки другой команды располагаются произвольно по всей площадке.
Описание игры. По сигналу преподаватель бросает в поле теннисный мяч, а игрок № 1 бежит к противоположной линии через всё игровое поле между игроками, стоящими на площадке, и так же возвращается обратно. Те стараются осалить его мячом. За каждого осаленного игрока команда получает очко. Затем по сигналу то же задание выполняет игрок № 2, и т.д. После того как все игроки закончат перебежку, команды меняются ролями.
Правила
1. Игроки в поле не должны мешать бегущему игроку.
2. Участник, выполняющий перебежку, должен добегать до лицевой линии.
3. Осаливать мячом нужно обязательно броском. Осаливание, не выпуская мяча из рук, не засчитывается.
Методические указания.
Мяч вводится в игру каждый раз в новом направлении.
У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ
Подготовка.
Игроки делятся на две команды. Участники первой с мячами располагаются на первой трети спортивного зала, а участники второй – на третьей. Вторая треть площадки не занята никем.
Описание игры.
По сигналу преподавателя участники команды, владеющей мячами, начинают их бросать в сторону игроков команды противника, а те бросают их обратно. Игра продолжается 2–3 мин., после чего по сигналу все останавливаются и убирают руки за спину. Преподаватель подсчитывает мячи. На чьей трети площадки их окажется меньше, та команда и выигрывает.
ГОРОД ЗА ГОРОДОМ
Игра помогает совершенствовать технику ударов битой, ловлю и передачу мяча, воспитывает координационные и скоростные способности.
Подготовка.
Игра проводится на баскетбольной площадке. В одном углу размечают квадрат размером 2×2 м, в трех других – квадраты размером 0,5×0,5 м. Большой квадрат – это главный город (дом), остальные – города. Играющие делятся на две команды – бьющих и водящих.
Описание игры.
Водящие начинают игру в поле, бьющие размещаются в главном городе. Один из водящих – подающий игрок, он же сторож главного города. Бьющий старается
попасть в площадку, а игрок – перебежать хотя бы до первого города. Водящие подбирают мяч и стараются осалить бегущего. Каждый бьющий имеет право на три попытки. Если ему не удается ввести мяч в игру, он считается осаленным. Игрок, который успешно выполнил перебежку через все три города и вернулся в главный город неосаленным, приносит своей команде очко. После того как все игроки сделают по одному удару или три бьющих игрока будут осалены, команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество смен.
Правила
1. Игроки в поле могут передавать мяч друг другу, а также передвигаться с мячом.
2. Осаливать можно только участника команды, находящегося вне города.
3. В городе может находиться только один игрок бьющей команды. Игрок, который забежал в занятый город, считается осаленным.
4. Перебегать из города в город нужно обязательно по порядку.
Методические указания.
Учитель должен предупредить игроков защиты, чтобы они не препятствовали участникам бьющей команды выполнять перебежки. Можно ограничить их право на удар одной или двумя попытками.
ЛАПТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Подготовка.
Игра проводится на площадке размером 25×15 м. По четырем сторонам площадки размечают четыре города: три – размером 1×1 м, а четвертый – главный – размером 2×2 м. Перед каждым маленьким городом расставляют препятствия: перед первым – две гимнастические скамейки, стоящие параллельно на расстоянии 2 м одна от другой, перед вторым в 3 м от него натягивают веревочку на высоте 80 см, перед третьим устанавливают гимнастического коня. Играющие делятся на две команды, каждая выбирает капитана. По жребию одна команда располагается в главном городе с битой и теннисным мячом, а вторая – по всей площадке.
Описание игры.
Капитан команды, которая находится в главном городе, устанавливает очередность выполнения ударов, а сам становится подающим. Он подбрасывает мяч, а бьющий игрок ударом сверху посылает его в поле. Если удар оказывается удачным, то игрок оставляет биту и бежит к первому городу, преодолевая препятствие, затем, если успевает, – ко второму, и так до возвращения в главный город. Если мяч выбит в поле плохо, то игрок может сделать перебежку только в первый город. Там он должен остаться и продолжить перебежку по следующему удару. Игроки города стараются подобрать мяч – «поймать свечу» – и попасть им в бегущего соперника. Если игрок ловит «свечу» или осаливает бегущего, команды меняются ролями; если этого не случилось, то следующий игрок из главного города выполняет удар. За успешную перебежку через все города участник приносит команде очко. Задача подающей команды – отбить мяч как можно сильнее, чтобы успеть пробежать через все города. Задача команды в поле – поймать «свечу» или осалить бегущего соперника. Команды играют в течение установленного времени или до определенного количества очков. В первом случае по окончании времени игры побеждает команда, которая наберет больше очков; во втором победителем становится команда, которая быстрее наберет установленное количество очков.
Правила
1. Играющий имеет право перебегать из одного города в другой только тогда, когда мяч находится в поле.
2. В одном городе могут укрываться несколько игроков.
3. Капитан имеет право отбивать мяч три раза подряд, остальные – только один раз.
4. Если капитан команды остается в главном городе один, то ему подает мяч один из игроков команды соперника.
5. Перебегать из одного города в другой можно до тех пор, пока мяч не перебросили в главный город.
6. Команды меняются местами в следующих случаях:
– если кого-то во время перебежки осалили мячом;
– если поймана свеча; если в главном городе не осталось ни одного игрока, имеющего право выбивать в поле мяч.
7. При смене игроки подающей команды занимают те города, в которых они находились до смены мест.
Методические указания.
При разучивании игры не надо объяснять сразу все правила – лучше это делать по ходу игры, постепенно добавляя новые. При каждой смене преподаватель напоминает игрокам главного города, что нужно запомнить свои места, чтобы потом снова занять их.
ВОЛЬНАЯ ЛАПТА
Игра помогает совершенствовать технику ударов битой, ловлю и передачи мяча, развивает координационные и скоростные способности.
Подготовка.
Игра проводится на игровой площадке с боковыми линиями и установленной разворотной стойкой (конусом). Ширина площадки может быть от 15 до 30 м. На расстоянии 6–10 м от линии дома параллельно чертят контрольную линию. Все игроки рассчитываются по порядку. Первый номер становится бьющим, второй – подающим, следующие – игроками поля. Бьющий и подающий располагаются на линии дома, остальные – в поле за штрафной линией.
Описание игры.
Подающий подбрасывает мяч, а бьющий ударом сверху посылает его как можно дальше, но так, чтобы он не пересек боковые линии, затем бежит до стойки и, обогнув ее, возвращается обратно в дом. Если ему это удается, он зарабатывает два очка и получает право еще на один удар. Игроки в поле подбирают мяч и, передавая его друг другу, стараются осалить бегущего мячом. Если им это удается осаленный игрок идет играть в поле, а на удар выходит игрок № 2, подающим становится игрок № 3, и т.д. Все игроки должны побывать в роли бьющего одинаковое количество раз. Побеждает участник, который наберет больше очков за всю игру.
Правила
1. За ловлю свечи игрок получает одно очко.
2. Если мяч не перелетел штрафную линию или пересек по воздуху боковую линию, он считается вышедшим вне игры.
Методические указания.
Можно оговорить количество попыток на удар, а также добавить следующее правило: при недействительном ударе бьющий переходит играть в поле, уступая место очередному игроку. Расстояние от стойки до линии дома регулируется в зависимости от уровня физической подготовленности учащихся.
МЕТАТЕЛЬНАЯ ЛАПТА
Подготовка.
Играющие делятся на две команды: водящие и бьющие (метальщики). Водящие располагаются на игровой площадке, метальщики – за линией дома. В 6–10 м от линии дома чертят штрафную линию, а в 20–30 м – линию кона.
Описание игры.
Метальщик выполняет дальний бросок теннисного мяча за линию кона, затем бежит за линию кона и возвращается обратно. Задача водящих – подобрать мяч (поймать свечу) и осалить бегущего игрока. В обоих случаях происходит смена команд. За успешную перебежку метальщика команда получает одно очко.
Правила
1. Метальщик, который выполнил неудачный бросок, имеет право на перебежку только после удачного броска следующего метальщика.
2. Осаливание игрока с отскоком мяча от площадки не засчитывается.
Методические указания.
Размеры площадки можно изменять в зависимости от уровня физической подготовленности игроков.
ПЕРЕБЕЖКИ ПОД ОБСТРЕЛОМ
Игра позволяет совершенствовать навыки метания в движущуюся цель, бега с изменением направления, развивает скоростно-силовые и координационные способности.
Подготовка.
Играющие делятся на две команды: одна – перебежчики, другая – стрелки. Последние, в свою очередь, делятся на пары и встают друг напротив друга на расстоянии 10–12 м по всей линии перебежек – 15–20 м. У каждой пары теннисный мяч. Перебежчики располагаются за лицевой линией.
Описание игры.
По сигналу первый номер должен перебежать на другую сторону площадки, уворачиваясь от мячей. То же задание по сигналу выполняет следующий игрок, и т.д. Стрелки стараются попасть в них мячом. Когда все перебежчики окажутся на другой стороне площадки, они выполняют то же задание в обратную сторону. За успешно выполненную перебежку игрок приносит команде одно очко. После того как все участники команды выполнят задание во второй раз, команды меняются ролями. Побеждает команда, которая наберет больше очков.
Правила
1. Участник команды может начать перебежку только после того, как предыдущий игрок ее закончит или будет осален.
2. Стрелки не имеют права бросать мяч, заступив за линию.
3. Стрелки могут заходить на площадку только для подбора мяча.
4. Запрещаются умышленно сильные броски и броски в голову.
Методические указания.
Перебежчики должны видеть, у кого из стрелков находится мяч, чтобы делать
бросать мяч с таким расчетом, чтобы в случае промаха получился пас партнеру. Осаленный игрок свободно переходит за линию, не мешая другим.
Отбей мяч
Описание игры.
Игроки с битой в руках располагаются в 15 метрах вокруг водящего в кругах или в обручах. Водящий старается броском мяча осалить кого- нибудь из игроков. Игрок с помощью биты отбивает мяч. Следующий бросок водящий делает с того места, где остановился мяч. Если мяч остановился недалеко от игрока, тот имеет право отбить мяч, допрыгав до него на одной ноге и вернуться обратно в круг. Осаленный игрок меняется с водящим местами. Нельзя бросать мяч в голову, попадание в голову не засчитывается.
Отбивание мяча у стенки.
Описание игры.
На полу у стены мелом чертится небольшая площадка, примерно 4-6 метров. Игроки с битами в руках выстраиваются в колонну за лицевой линией. Определяется очередность удара. Первый подбрасывает мяч, ударом биты направляет его в стену так, чтобы , отскочив, он ударился о пол в пределах площадки, а сам отбегает назад в конец колонны. Следующий за ним игрок ,не останавливаясь, должен нанести удар или с лету, или после одного удара мяча о пол и тоже отбегает назад и так далее. Игрок, допустивший ошибку, получает штрафное очко. Мяч вводит в игру следующий за ним игрок. Игрок, заработавший 15 штрафных очков, выбывает из игры. Игра проводится до определении всех мест.
Индивидуальные упражнения для обучения ловли малого мяча двумя руками.
Одним из самых слабых мест в игре у начинающих игроков, является ловля мяча. Поэтому выполнение приведенных ниже упражнений полезно всем.
1.Ловля со своего подбрасывания на небольшую высоту, постепенно ее увеличивая.
2.Подбросить мяч перед собой, а поймать после отскока от земли.
3.Подбросить мяч чуть вперед, переместиться и поймать.
4.Подбросить мяч в сторону, переместиться и поймать.
5.Подбросить мяч чуть за голову, отойти назад и поймать.
6.Подбросить мяч на 2-3 метра вперед, выбежать и поймать мяч.
7.Подбросить мяч за голову ,повернуться кругом, выбежать и поймать мяч.
8.Подбросить мяч перед собой, дотронуться обеими руками до пола и после этого поймать мяч.
9.Подбросить мяч перед собой и поймать в прыжке как можно выше.
10.Подбросить мяч перед собой, повернуться кругом, поймать мяч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольника
Консультация для родителей....

Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольника.
Народняя игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Русские народные игры и их варианты....
Подвижные и дидактические игры по обучению дошкольников ПДД
В материале представлены подвижные и дидактические игры, с помощью использования которых, дети в игровой форме будут обучаться правилам дорожного движения....

Консультация для педагогов: "Обучение дошкольников элементам игры в шахматы"
laquo;Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения - наука…Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка&ra...

подвижные игры для старших дошкольников с элементами футбола
Задачи : 1. Способствовать формированию элементов техники игры баскетбол;2. Развивать физические качества детей;3. Побуждать детей к участию в играх-эстафетах, в играх соревновательного характера...

Подвижные игры в обучении дошкольников английскому языку
Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и, особенно, в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных н...

Методика обучения дошкольников элементам спортивным игр. Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста
Методика обучения дошкольников элементам спортивным игр. Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста...
