Подвижные и дидактические игры по обучению дошкольников ПДД
консультация по окружающему миру на тему

В материале представлены подвижные и дидактические игры, с помощью использования которых, дети в игровой форме будут обучаться правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры

«Цветные автомобили»

          Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

           Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по намеченной дороге, соблюдая Правила дорожного движения, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

           Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

«Лабиринт»

            Эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).

           Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5—0,7 м. Летом лабиринт можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливаются знаки. Зимой на санках, летом на велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков.

        Тот, кто не нарушил правил, получает подарок.

«Перекресток»

       На полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном — останавливаются, при желтом — маршируют на месте, при зеленом — идут вправо,  влево или вперед.

 

«К своим знакам»

        На площадке произвольно стоят шесть человек (помощников), у каждого в руках по дорожному знаку: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход».

        Дети делятся на группы, берутся за руки, образуя круг. В середину каждого круга входят помощники, показывают дорожный знак, объясняют его значение.

       Затем ведущий (воспитатель) подходит к каждому кругу и приглашает играющих за собой. Дети идут за ведущим и повторяют все его движения. Пока дети идут за ведущим, помощники опускают свои знаки и перемещаются по площадке, т.е. меняют свои места.

       По сигналу ведущего (свисток) все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, помощники в середине круга держат знаки над головой. Побеждают те, которые нашли свой знак первыми. Игра проводится 2—3 раза.

        Ведущий, приглашая ребят за собой, старается отвлечь внимание игроков от помощников, показывая им различные движения (ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя, ходьба на корточках и др.).

«Самый быстрый»

       Каждый чертит себе кружок (зеленым, желтым, красным мелками) и встает в него.      

       Ведущий стоит в середине площадки. По его команде «Раз, два, три — беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три — в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

«Бегущий светофор»

       Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться 15—20 секунд. Кто ошибся — выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

«Умелый пешеход»

        На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину»

         В 2—3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По команде ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

Дидактические игры.

«Автомобиль»

 Цель игры. Закрепить представления детей о внешнем виде

автомобиля.

Материал. Разобранная модель автомобиля (пазлы).

Ход игры

Дети по команде воспитателя начинают собирать модель. Выигрывает ребенок или команда, первой собравшая автомобиль.

.

«Наша улица»

Цели игры. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал. Макет улицы с домами, перекрестками. Автомобили (игрушки). Куклы-пешеходы. Куклы-водители. Светофор (игрушка). Дорожные знаки. Деревья (макеты).

Игра проводится на макете.

Ход игры

Первый вариант {для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый — останавливаются» ждут, на красный — продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей). Ведущий показывает дорожные знаки: предупреждающие — «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающие — «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающие - «Движение прямо», «Движение направо»; указательные - «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход». Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации.

       За правильный ответ ребенок получает фишку. По количеству фишек зачитываются набранные очки или определяется победитель.

 

«Светофор»

Цели игры. Закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах. Закрепить представления детей о свете.

Материал. Цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные) на каждого ребенка, макет светофора.

                           Ход игры

         Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цветов. Последовательно переключает огни на макете светофора, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Угадай, какой знак»

Цели игры. Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал. Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

                  Ход игры

Первый вариант. Воспитатель приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.

Второй вариант. Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают по описанию, что это за знак.

«Улица города»

Цель игры. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах  дорожного движения, о различных видах транспорта.

Материал. Макет улицы. Деревья (макет). Автомобили (игрушки). Куклы-пешеходы. Светофоры. Дорожные знаки.

Ход  игры.

Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

 Вопросы к детям:

  • Какие дома на нашей улице?
  • Какое движение на нашей улице — одностороннее или двухстороннее?
  • Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?
  • Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?
  • Что обозначает пешеходный переход?
  • Как регулируется движение на улице?
  • Какие сигналы светофора вы знаете?
  • Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
  • Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе?
  • Можно ли играть на улице?

       Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая Правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в обучении дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развития ребенка  идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничег...

Значение дидактической игры в обучении дошкольников безопасному поведению на дороге

Самое  ценное для взрослых – здоровье и жизнь ребенка, поэтому и в нашем в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.Как рассказать дошкольника...

«Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии...

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....