Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.
картотека

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.

 «Волшебный мешочек».  Воспитатель прячет в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и предлагает ребенку  на ощупь определить, какая фигура спряталась, и поздороваться с ней, назвав ее по имени.  

 

 Дидактическая игра «Горизонталь»

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных  линий шахматной доски кубиками.

Дидактическая игра «Вертикаль»

Двое играющих по очереди заполняют одну из  вертикальных линий шахматной доски кубиками.

Дидактическая игра «Диагональ»

То же самое, заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

        

«Игра на уничтожение»

 У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Лабиринт»

 Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых» 

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных.

«Кратчайший путь»

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Что общего?»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей , чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая»

На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.

Задача: поставить все фигуры по высоте.

 «Мешочек»

Дети  по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию.

«Да и нет»

 Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Один в поле воин»

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

Эстафета «Расставь фигуры»

На скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

 

Игра  «Что изменилось».

На доске - 6 фигур

дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета.

 

Дидактическая игра «Снайпер»

Цель: повторить координаты шахматной доски, вызвать интерес к игре.

Правила игры:

Игра проводится на демонстрационной доске, играют двое детей. Один из них на доске,  

хаотично, расставляет 8 пешек. Другой должен стрелять, т.е. угадать координаты пешек.

Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «убит».

Нападающий делает 8 выстрелов. Потом играющие меняются местами. Подсчитываются

очки. Кто сделал больше попаданий, тот выигрывает

Дидактическая игра «Что пропало?».

В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.

Дидактическая игра : «Найди адрес».

Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

Дидактическая игра : «Найди ошибку»

Цель:  Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.

Правила игры: Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки:

На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях.  По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.

Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.

Первоначально не правильно поставлены  Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

 «Игра на уничтожение». 

Взрослый играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.    2. «Один в поле воин».  Педагог предлагает воспитаннику белой фигурой  побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными).    

«Сними часовых». 

 Белая фигура должна побить все черные фигуры, выбирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.  

 «Кратчайший путь».  Ребенку необходимо за минимальное количество ходов белой фигурой достичь определенной клетки шахматной доски.  

 

«Захват контрольного поля».  

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

 

«Атака неприятельской фигуры».  Ребенку необходимо белой фигурой за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.  

 

«Двойной удар».  Белой фигурой необходимо  напасть одновременно на две черные фигуры.  

 

«Взятие».  Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.  

  «Шах или не шах».  Приводится ряд положений, в которых детям необходимо  определить: стоит ли король под шахом или нет.  

 

 «Дай шах».  Требуется объявить шах неприятельскому королю.  

 «Защита от шаха».  Белый король должен защититься от шаха.  

 «Мат или не мат».  Приводится ряд положений, в которых детям необходимо определить: дан ли мат черному королю.  

 

«Рокировка».  Детям необходимо определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.  

 

Список используемой литературы:

1. «Шахматы – первый год» И. Г. Сухин, М, Просвещение, 1991. 2. Сухин  И. Г. «Волшебный шахматный мешочек» 3. Должникова О., Галинский Т. Шахматы. Просто и весело.- М.: «Russian CHESS House/Русский Шахматный Дом». 2013г. 4. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер с англ. / Тед Ноттингем, Боб Уйэд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель; АСТ, 2010г. 5. Шахматная тетрадь - раскраска: рисуем, учимся, играем/ А. С. Трофимова. – Ростов на Дону: Феникс, 2015г. 6. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей/ И. Г. Сухин. -М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2012. 7. Шахматы для малышей/ Е. П. Быкова, Т. И. Локтева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. 8. Малыши играют в шахматы / В. Г. Гришин - М.: Просвещение, 1991. 9. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 10.  Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин.- М.: Ас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы

Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков...

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...