Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хлебунова Адиля Фаритовна

Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по обучению игре в шахматы

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Шахматные фигуры»

                                                                                              Составил:

                                                                                                    воспитатель

Хлебунова А.Ф.

г. Нягань – 2017 г.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи: закрепить знания детей о шахматной доске, умение ориентироваться на ней, различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомить с названием шахматных фигур. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми. Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре. Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • Комплекты учебников И.Г.Сухина «Шахматы» 1 часть 1 год обучения;
  • Дидактические игры
  • Загадки, задачи на шахматную тему.

Словарь: шахматы. ладья, ферзь, слон, конь, пешка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, — сказал ребятам Петя. —

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король —

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении?

Дети: О шахматах.

Воспитатель: Правильно. Скажите, а что такое шахматы?

Дети: Это спортивная игра.

Воспитатель: Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.  В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте?

Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума.

Воспитатель: мы уже познакомились с вами с шахматной доской. Давайте вспомним, что мы знаем о ней:

Игра «Разминка»

-Сколько полей в самых коротких диагоналях? (2)

-Сколько полей в больших диагоналях? (8)

-Сколько на доске больших диагоналей? (2)

-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)

-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)

-Сколько полей в центре?

-Какую форму имеет центр?

-Сколько белых (черных) полей в центре?

- Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)

- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

- Сколько белых полей в каждой горизонтали? вертикали? (По 4.)

- Покажите руками вертикаль.

- Покажите руками горизонталь.

Ответьте, согласны ли вы с тем, что шахматное поле больше шахматной доски? В горизонтали крайние поля разного цвета? В центре белых и чёрных полей поровну?

Воспитатель: а теперь выполните практическое задание: определите, какие горизонтали нарисованы неправильно. При этом ошибки легко исправить, закрасив карандашом черные поля.

Каждому ребёнку даётся лист с заданием:

                         

   

Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Воспитатель: Молодцы. А сегодня мы познакомимся с шахматными фигурами. А поможет нам в этом сказка «Мурзилка рисует шахматные фигуры».

Необыкновенные человечки скучали.

– Мурзилка, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.

– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в нее играли? – спросил Мурзилка.

– Рисуй, рисуй! – обрадовались человечки. Они знали, что Мурзилка умеет рисовать живые картинки.

Работал Мурзилка быстро, и вскоре человечки увидели множество причудливых светлых и темных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились.

Мурзилка сиял, Незнайка загадочно улыбался, а остальные необыкновенные человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.

– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной черной нашлепкой.

– Мы… мы… – растерялась Дюймовочка. – Мы – необыкновенные человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья: Мурзилка, Щелкунчик, Незнайка, Пиноккио, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек… А кто вы?

– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.

– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.

– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.

– А я черный шахматный король, – сказала самая высокая темная фигура с остроконечной белой нашлепкой.

Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У темной фигуры шарик был белый, у светлой – черный.

– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.

– Я черный шахматный ферзь, – сказала темная фигура.

Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две темные.

– Мы белые шахматные кони.

– А мы черные шахматные кони.

Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две темные.

– Мы белые шахматные ладьи.

– А мы черные шахматные ладьи.

Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две темные.

– Мы белые шахматные слоны.

– Мы черные шахматные слоны.

И наконец, с необыкновенными человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь темных.

– Мы белые шахматные пешки.

– А мы черные шахматные пешки.

Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:

– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.

– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.

Воспитатель: А, чтобы поближе познакомиться с шахматными фигурами, мы с вами поиграем.

Итак, игра «Волшебный мешочек» (дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают её из мешочка).

Игра «Большая и маленькая». (Поставьте перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом ребята выделят самую высокую из оставшихся фигур и т. д. до самой маленькой фигуры)

Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры в первоначальное положение).

Игра «Белые и черные». (Воспитатель в беспорядке ставит на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляет в сторону одну из фигур, называя её название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.

Игра "Что изменилось». (На доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети определяют все произошедшие изменения).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур:

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

-Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей?? (8,2,2,2,1,1)

-Каких фигур на доске больше всего?

- Какая из фигур самая высокая?

- Какая самая маленькая?

- Сколько чёрных пешек?

- А белых?

Итог занятия: Мы сегодня с вами познакомились с шахматными фигурами. На следующем занятии мы узнаем, как ходит ладья. До новой встречи, ребята.

Литература

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя,  Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы»  «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 1, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2017г.;

Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрас...