ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
статья

Короленко Елена Вячеславовна

Шахматная игра достаточно многогранна. Одни считают шахматы искусством, и действительно, лучшие образцы шахматного творчества становятся в один ряд с произведениями других искусств. Кто-то видит в шахматах много общего с наукой. Другие не сомневаются, что шахматы – это один из видов спорта. Все это так, но начинаются шахматы с игры!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_dlya_obucheniya_igre_v_shahmaty.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Шахматная игра достаточно многогранна. Одни считают шахматы искусством, и действительно, лучшие образцы шахматного творчества становятся в один ряд с произведениями других искусств. Кто-то видит в шахматах много общего с наукой. Другие не сомневаются, что шахматы – это один из видов спорта. Все это так, но начинаются шахматы с игры!

Важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная современная образовательная среда. С пониманием этого, в группе был организован познавательный центр «Юный шахматист».

Рассмотрим подробнее оснащение центра «Юный шахматист» в старшей группе детского сада.

Итак, в группе имеются шахматы с различными видами досок.

Незаменимым демонстрационным материалом является настенное магнитное шахматное поле с фигурами, которое фиксируется на магнитной доске, а фигуры можно смело перемещать, так как они снабжены магнитиками. Дети, демонстрируя всем ребятам ходы и взятие фигур, имеют возможность двигаться: выходить к доске, а это важный момент здоровье сбережения. Размер шахматного поля и фигур хорошо зрительно воспринимаются. Удобно следить и детям и воспитателю за ходом игры.

В центре «Юный шахматист» имеются складные доски небольшой толщины на картонном основании. Комплекты их фигурок для расстановки находится в тканевых мешочках.

Но самые популярные – это складные доски с возможностью хранить шахматы внутри. Они представляют собой невысокий ларец, который при раскладывании превращается в полноценное поле.

Также дети с удовольствием играют в шахматы с магнитами на ножках, для которых используется доска с металлической вставкой. Благодаря этому фигурки надежно удерживаются на ее поверхности. Стоит отметить, что наличие металлической пластинки практически никак не влияет на фактический вес.

Многообразие наглядно-дидактического материала в познавательном центре способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к шахматной деятельности и привлекает их внимание к выполнению разнообразных заданий.

Например, для закрепления умения детей различать шахматные фигуры, называть их в центре имеются дидактические игры «Шахматная лесенка», «Домино», «Узнай фигуру», «Шахматные прятки», «Волшебный мешочек» и др. Таким образом, через игру дети погружаются в мир шахмат, в простой и доступной форме воспитанники рассказывают о шахматных фигурах.

В процессе обучения игре в шахматы, дети в настольных играх, таких как, «Собери шахматную доску», «Путешествие», «Снайпер», «Найди ошибку» и др., узнают о «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, о мире шахмат.

Следует отметить, что кроме специально организованной игровой деятельности, применяется прием обыгрывания заданий, создаются игровые ситуации, в том числе широко используются шахматные сказки, загадки-шарады, занимательные задачи.

Обучение включает самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. С этой целью разработана шахматная тетрадь. Дети с удовольствием выполняют игровые задания, где помогают сказочным героям. В группе для детей заведены индивидуальные папки, в которые дети складывают выполненные задания.

В весенне-летний период игровая деятельность проходит на групповом участке, где располагаются столы с расчерченным шахматным полем для расстановки фигур, а также выдвижной ящик для хранения игровых принадлежностей.

Подводя итог, следует отметить, что правильно организованная современная образовательная среда способствует раннему обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы. Данный факт позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, также снижает уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышает продуктивность его мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы

Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....

СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват...