ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
статья
Шахматная игра достаточно многогранна. Одни считают шахматы искусством, и действительно, лучшие образцы шахматного творчества становятся в один ряд с произведениями других искусств. Кто-то видит в шахматах много общего с наукой. Другие не сомневаются, что шахматы – это один из видов спорта. Все это так, но начинаются шахматы с игры!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_dlya_obucheniya_igre_v_shahmaty.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Шахматная игра достаточно многогранна. Одни считают шахматы искусством, и действительно, лучшие образцы шахматного творчества становятся в один ряд с произведениями других искусств. Кто-то видит в шахматах много общего с наукой. Другие не сомневаются, что шахматы – это один из видов спорта. Все это так, но начинаются шахматы с игры!
Важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная современная образовательная среда. С пониманием этого, в группе был организован познавательный центр «Юный шахматист».
Рассмотрим подробнее оснащение центра «Юный шахматист» в старшей группе детского сада.
Итак, в группе имеются шахматы с различными видами досок.
Незаменимым демонстрационным материалом является настенное магнитное шахматное поле с фигурами, которое фиксируется на магнитной доске, а фигуры можно смело перемещать, так как они снабжены магнитиками. Дети, демонстрируя всем ребятам ходы и взятие фигур, имеют возможность двигаться: выходить к доске, а это важный момент здоровье сбережения. Размер шахматного поля и фигур хорошо зрительно воспринимаются. Удобно следить и детям и воспитателю за ходом игры.
В центре «Юный шахматист» имеются складные доски небольшой толщины на картонном основании. Комплекты их фигурок для расстановки находится в тканевых мешочках.
Но самые популярные – это складные доски с возможностью хранить шахматы внутри. Они представляют собой невысокий ларец, который при раскладывании превращается в полноценное поле.
Также дети с удовольствием играют в шахматы с магнитами на ножках, для которых используется доска с металлической вставкой. Благодаря этому фигурки надежно удерживаются на ее поверхности. Стоит отметить, что наличие металлической пластинки практически никак не влияет на фактический вес.
Многообразие наглядно-дидактического материала в познавательном центре способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к шахматной деятельности и привлекает их внимание к выполнению разнообразных заданий.
Например, для закрепления умения детей различать шахматные фигуры, называть их в центре имеются дидактические игры «Шахматная лесенка», «Домино», «Узнай фигуру», «Шахматные прятки», «Волшебный мешочек» и др. Таким образом, через игру дети погружаются в мир шахмат, в простой и доступной форме воспитанники рассказывают о шахматных фигурах.
В процессе обучения игре в шахматы, дети в настольных играх, таких как, «Собери шахматную доску», «Путешествие», «Снайпер», «Найди ошибку» и др., узнают о «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, о мире шахмат.
Следует отметить, что кроме специально организованной игровой деятельности, применяется прием обыгрывания заданий, создаются игровые ситуации, в том числе широко используются шахматные сказки, загадки-шарады, занимательные задачи.
Обучение включает самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. С этой целью разработана шахматная тетрадь. Дети с удовольствием выполняют игровые задания, где помогают сказочным героям. В группе для детей заведены индивидуальные папки, в которые дети складывают выполненные задания.
В весенне-летний период игровая деятельность проходит на групповом участке, где располагаются столы с расчерченным шахматным полем для расстановки фигур, а также выдвижной ящик для хранения игровых принадлежностей.
Подводя итог, следует отметить, что правильно организованная современная образовательная среда способствует раннему обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы. Данный факт позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, также снижает уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышает продуктивность его мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»
Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы
Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....
Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы
Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.
Дидактические игры...
СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват...
Семинар- практикум для воспитателей по обучению дошкольников игре в шахматы «Шахматы».
Взаимодействие с коллегами....