Физическая активность дома: простые упражнения для ребёнка с ОВЗ
статья по физкультуре

Фешкова Ольга Николаевна

В статье рассматривается значение домашней физической активности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены принципы организации двигательной деятельности в домашних условиях, даны примеры адаптированных упражнений и игр, способствующих укреплению здоровья, развитию моторики и эмоциональному благополучию ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическая активность дома: простые упражнения для ребёнка с ОВЗ

Физическая активность — неотъемлемая часть развития любого ребёнка. Для детей с ОВЗ движение имеет особое значение, так как помогает компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, укреплять опорно-двигательный аппарат, улучшать координацию и повышать уровень самостоятельности.

В условиях дома именно родители становятся основными партнёрами ребёнка в движении. Однако не всегда взрослые знают, какие упражнения безопасны, полезны и доступны ребёнку с особыми потребностями. Цель данной статьи — обозначить принципы организации домашней физической активности и предложить набор простых упражнений, не требующих специального оборудования.

Педагогические и физиологические основы

Регулярная двигательная активность способствует:

  • стимуляции кровообращения и дыхания;
  • развитию мелкой и крупной моторики;
  • повышению мышечного тонуса и гибкости;
  • улучшению эмоционального состояния и сна;
  • укреплению чувства уверенности и самостоятельности.

Особенно важно, чтобы физические упражнения встраивались в привычный режим дня и воспринимались ребёнком не как обязательное задание, а как игра или приятное взаимодействие с родителем.

Принципы организации занятий дома

  1. Индивидуальный подход — учитывать особенности диагноза, уровень двигательных возможностей, скорость утомляемости.
  2. Безопасность и постепенность — движения выполняются в комфортном темпе, без перенапряжения.
  3. Игровая форма — упражнения подаются через сюжет, ритм, музыку.
  4. Регулярность — лучше ежедневно по 10–15 минут, чем редко, но долго.
  5. Позитивная атмосфера — эмоциональная поддержка и похвала важнее точности движений.

Примеры простых упражнений

🟢 1. «Просыпаемся!» (утренняя гимнастика)

  • Потягивания лёжа или сидя, сопровождаемые звуками («мурлыкаем, как котик», «тянемся, как солнце»).
  • Круговые движения руками и стопами.
  • Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (при отсутствии противопоказаний).

🔵 2. «Весёлые животные»

Имитационные движения:

  • «Птички машут крыльями» (развитие координации рук);
  • «Зайчики прыгают» (упрощённые приседания или прыжки на месте);
  • «Черепашки ползут» (упор лёжа, упражнения на укрепление спины).
    Такая форма особенно эффективна для детей с интеллектуальными нарушениями или РАС.

🟣 3. «Балансир»

Упражнения на равновесие:

  • стояние на одной ноге (с поддержкой или у стены);
  • ходьба по воображаемой линии (верёвке);
  • перенос мячика с ладони на ладонь.
    Развивает вестибулярный аппарат и концентрацию внимания.

🟠 4. «Дыхательная игра»

  • Надуть воображаемый шар;
  • Дуть на перышко, кусочек ваты, мыльные пузыри.
    Такие игры полезны при нарушениях дыхания, речи, а также способствуют снятию напряжения.

🟡 5. «Мячик-помощник»

Используется мягкий мяч среднего размера:

  • перекатывание по полу руками или ногами;
  • лёгкий массаж мячиком ладоней и стоп;
  • броски и ловля с короткого расстояния.
    Мячевые упражнения развивают координацию, зрительно-двигательные связи и ощущение ритма.

Роль семьи в поддержке физической активности

Родители, включая элементы движения в совместный досуг, не только способствуют укреплению здоровья ребёнка, но и укрепляют эмоциональный контакт.
Важно, чтобы занятия проходили в атмосфере
доброжелательности и партнёрства, без давления и сравнений. Даже маленькие успехи должны фиксироваться словами поддержки: «Ты смог!», «Отлично получилось!».

При необходимости стоит консультироваться с инструктором по ЛФК, дефектологом или физиотерапевтом, чтобы адаптировать

Физическая активность в домашних условиях — важный компонент комплексной реабилитации ребёнка с ОВЗ. Простые упражнения, проводимые в игровой форме, способствуют развитию движений, повышению жизненного тонуса, укреплению эмоциональной связи с родителями.
Главное условие успеха —
регулярность, доброжелательная атмосфера и вера взрослого в способности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые упражнения для "Стретчинг-сказок". Занимаемся с детьми дома.

Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий . Один из таких видов –игровой стретчинг и "Стретчинг-сказки"...

Физкультура для ребенка: 6 простых упражнений, которые можно делать дома.

Физкультура для ребенка: 6 простых упражнений, которые можно делать дома.Хотя бы 10 минут в день нужно уделять общей физической подготовке ребенка, если он не посещает секции.Общеукрепляющие упражнени...

Физкультура для ребенка: 6 простых упражнений, которые можно делать дома

Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет показывают специалист физической культуры и спорта (Уральский Университет физкультуры и спорта), инструктор по карате регионального центра танца &laq...

Физкультура для ребенка: несколько простых упражнений, которые можно делать дома

Хотя бы 10 минут в день нужно уделять общей физической подготовке ребенка, если он не посещает (детский сад, секции).Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет....

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста дома с родителями. Комплекс простых упражнений

Правильная осанка — это важная составляющая общего здоровья. Заботиться о состоянии спины необходимо с детства, ведь сколиоз и другие проблемы с позвоночником начинаются у детей с младшего школь...

Консультация для родителей: «Как развивать физическую активность дома»

Развивать физическую активность дома можно разными способами, и главное — сделать этот процесс интересным и увлекательным для ребёнка. Вот несколько идей:...