Семинар-практикум для воспитателей: использование нестандартного оборудования для физического развития детей
учебно-методический материал по физкультуре

Борутенко Оксана Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей: использование нестандартного оборудования для физического развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей: использование нестандартного оборудования для физического развития детей

Введение: актуальность и значение нестандартного оборудования

Современная система образования столкнулась с проблемой ухудшения здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения. Традиционные занятия физической культурой зачастую не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы детей и не вызывают достаточного интереса. Одним из эффективных путей решения этой проблемы является разработка и внедрение в учебный процесс комплексов упражнений с использованием нестандартного оборудования. Это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств, а также современный спортивный инвентарь, который ранее не применялся на занятиях.

Использование такого оборудования объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Оно вызывает у детей повышенный интерес, эмоциональный подъем и способствует более высокому качеству выполнения упражнений. Для педагога это возможность обновить игровой инвентарь с минимальными затратами, проявив творческий подход и фантазию.

Теоретическое обоснование метода

Цели и преимущества использования нестандартного оборудования

Внедрение нестандартного оборудования в процесс физического воспитания преследует несколько ключевых целей:

· Повышение мотивации: Нестандартное оборудование — это мощный фактор повышения мотивации школьников и дошкольников к занятиям физической культурой. Новизна и необычность форм вызывают любопытство и желание активно участвовать в занятии.
· Развитие физических качеств: через упражнения с таким оборудованием у детей развивается сила, ловкость, координация, гибкость, равновесие и выносливость. Оно позволяет увеличить количество упражнений для разных групп мышц и применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими разный уровень физической подготовленности.
· Стимуляция творчества: Нестандартное оборудование развивает у детей мышление и творческие способности. Дети сами могут придумывать новые интересные упражнения с предложенным инвентарем, что способствует развитию фантазии и самостоятельности.
· Профилактика здоровья: Многие виды самодельного оборудования эффективно используются для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, а также для укрепления иммунитета через воздействие на стопу и проведение дыхательной гимнастики.

Требования к нестандартному оборудованию

Чтобы оборудование было эффективным и безопасным, при его создании необходимо соблюдать ряд важных требований. Оно должно быть:

· Безопасным: Не должно иметь острых краев, токсичных материалов и быть прочным в использовании .
· Эстетичным: Яркий и привлекательный внешний вид повышает интерес детей к деятельности .
· Компактным и универсальным: Оборудование должно легко храниться и использоваться для решения разнообразных педагогических задач .
· Доступным: Соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей .
· Полифункциональным: Оборудование должно предоставлять возможности для разнообразных видов двигательной активности .

Практический раздел: примеры нестандартного оборудования

Для семинара-практикума можно подготовить мастер-класс по изготовлению и использованию следующих видов оборудования.

🎯 Дыхательные тренажеры

· "Ветерок в бутылке":
· Материалы: пластиковая бутылка, трубочка для коктейля, мелко нарезанный пенопласт или перья.
· Изготовление: В крышке бутылки проделать отверстие для трубочки. На дно бутылки положить легкий наполнитель.
· Использование: Ребенок дует через трубочку, заставляя наполнитель подниматься и двигаться. Задача — развивать правильное речевое и физиологическое дыхание, силу выдоха.
· "Подуй на бабочку":
· Материалы: бумажные бабочки или снежинки, подвешенные на нитках.
· Использование: Дети дуют на бабочек, чтобы заставить их "летать". Это упражнение можно проводить во время ходьбы или подпрыгиваний.

💪 Оборудование для развития силы и меткости

· "Гантели":
· Материалы: две пластиковые бутылки небольшого объема, деревянная палочка (например, от черенка для швабры), скотч, наполнитель (горох, песок, крупа).
· Изготовление: Бутылки наполнить наполнителем для веса и соединить донышками с помощью палочки и скотча.
· Использование: Для общеукрепляющих упражнений, развивающих силу рук и плечевого пояса .
· "Бильбоке":
· Материалы: пластиковая бутылка, капсула от "Киндер-сюрприза", нитка, цветная бумага или скотч для декора.
· Изготовление: Отрезать верхнюю часть бутылки — это будет "чашечка". К капсуле привязать нитку, другой конец которой закрепить на чашечке.
· Использование: Ребенок держит за основание и подбрасывает капсулу, пытаясь поймать ее в чашечку. Развивает глазомер, ловкость и координацию движений.
· "Радужные крышки":
· Материалы: разноцветные пластиковые крышки от бутылок, обрезанные бутылки или коробки, окрашенные в соответствующие цвета.
· Использование: Крышки рассыпаются и перемешиваются. По команде дети собирают крышки, сортируя их по цвету в соответствующую емкость. Тренирует скорость, ловкость и координацию.

🦶 Оборудование для профилактики плоскостопия и развития моторики

· Массажные дорожки и "карандаши-веселыши":
· Материалы для дорожек: плотная ткань, на которую нашиты различные материалы: пуговицы, крышки от бутылок, губки для мытья посуды, камушки и т.д.
· Использование дорожек: Ходьба босиком по такой дорожке обеспечивает массаж стоп, является отличной профилактикой плоскостопия и способствует закаливанию .
· "Карандаши-веселыши": Представляют собой два карандаша, соединенных резинкой или веревкой так, чтобы их можно было катать стопой. Укрепляют мышцы, поддерживающие свод стопы, и улучшают кровообращение.
· Игровой самомассаж сосновыми шишками:
· Материалы: сосновые шишки разного размера.
· Использование: под руководством воспитателя и в сопровождении веселых стишков дети выполняют самомассаж ладоней, стоп, перекатывают шишки между ладонями. Это развивает мелкую моторику, улучшает эмоциональное состояние и стимулирует речевое развитие.

🎭 Оборудование для подвижных игр и развития координации

· "Султанчики":
· Материалы: разноцветные ленты, кольца или резиночки для волос.
· Изготовление: привязать пучки лент к кольцам.
· Использование: отлично подходят в качестве реквизита для танцев, подвижных игр, для выполнения упражнений на внимание ("сделай, как я"). Развивают ловкость, чувство ритма и эстетический вкус.
· "Моталочки":
· Материалы: бигуди-папильотки, шнурок, небольшая игрушка.
· Изготовление: к одному концу шнурка прикрепить папильотку, к другому — игрушку.
· Использование: Дети соревнуются, кто быстрее намотает шнурок на папильотку, приблизив к себе игрушку. Игра направлена на тренировку мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи и интеллекта.

В таблице ниже представлено краткое описание еще нескольких идей для оборудования, которое можно изготовить своими руками:

Название оборудования Материалы Назначение и развиваемые качества
"Мягкие мячики" Носки, колготки (б/у), наполнитель (крупа, синтепон). Развитие ловкости, быстроты реакции, координации. Мягкие и безопасные.
"Стойки" Остатки пластиковых труб (например, от линолеума). Ориентиры для перешагивания, перепрыгивания, метания.
"Солнышко" Ковровая основа, шнурки, пуговицы. Развитие мелкой моторики (завязывание, шнуровка), обучение ползанию между "лучиками".
"Твистер" Клеенка, самоклеящаяся пленка четырех цветов. Развитие гибкости, координации, ориентировки в пространстве, цвета.

Методика внедрения оборудования в образовательный процесс

Структура занятия с использованием нестандартного оборудования

Чтобы использование нестандартного оборудования было максимально эффективным, его нужно грамотно вписать в структуру физкультурного занятия. Исследования, проведенные с учащимися, показывают, что такой подход позволяет значимо повысить показатели физической подготовленности.

1. Вводная часть (5-7 минут):
· Здесь можно использовать оборудование для организации ходьбы и бега. Например, ходьба и бег "змейкой" между "стойками", перешагивание через невысокие препятствия, ходьба по "массажным дорожкам" для разминки стоп.
2. Основная часть (15-20 минут):
· Общеразвивающие упражнения (ОРУ): выполняются с предметами, значительно повышающими интерес. Отлично подходят "гантели", "султанчики", небольшие "мягкие мячики". Комплекс ОРУ с таким инвентарем проходит более живо и эмоционально.
· Обучение основным движениям: Здесь можно использовать:
· "Бильбоке" для развития глазомера.
· "Радужные крышки" для эстафет и развития меткости.
· Освоение прыжков через подвижную планку на "стойках".
3. Заключительная часть (3-5 минут):
· В этой части уместно использовать спокойные упражнения. Идеально подходят:
· Дыхательная гимнастика с тренажерами "Ветерок в бутылке".
· Игровой самомассаж шишками или "карандашами-веселышами".
· Упражнения на расслабление и формирование правильной осанки, элементы стретчинга.

Рекомендации для воспитателей по организации работы

· Совместное изготовление: Привлекайте родителей и детей к созданию оборудования. Это не только пополнит материальную базу, но и сформирует у всех участников чувство сопричастности и ценность здорового образа жизни.
· Безопасность прежде всего: перед каждым использованием проверяйте целостность оборудования. Напоминайте детям правила безопасного обращения с ним.
· Доступность и хранение: Размещайте оборудование так, чтобы дети могли в свободное время самостоятельно его использовать. Это стимулирует их двигательную активность вне занятий.
· Творческий подход: не бойтесь экспериментировать. Поощряйте детей придумывать новые игры и упражнения с уже знакомым оборудованием, это развивает их фантазию и самостоятельность.

Заключение

Использование нестандартного физкультурного оборудования, изготовленного своими руками, — это эффективный, экономичный и творческий способ разнообразить физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Оно решает не только задачи физического развития, но и способствует интеллектуальному, эмоциональному и социальному становлению личности ребенка.

Такой подход превращает рутинное занятие в увлекательную игру, где дети не просто выполняют упражнения, а с удовольствием познают возможности своего тела, учатся взаимодействовать друг с другом и радуются движению. Как отмечается в одном из исследований, "спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"

Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвен...

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы " Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы: "Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей"....

" Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".

Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды.  Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и э...

"Нестандартное оборудование для физического развития детей 2-3 лет"

Нестандартное оборудование для физического развития детей 2-3 летАктуальностьНестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (физкультурные заня...

Нестандартное оборудование для физического развития детей в домашних условиях.

Систематические физкультурные упражнения направлены на то, чтобы научить ребёнка управлять своим телом, помочь ему своевременно жизненно важными видами движениями – ходьбой, бегом, прыжками, мет...