Проект «Подвижные игры в развитии старших дошкольников»
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Подгорнова Лариса Владимировна

1. Актуальность проекта

В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) активно развиваются координация, ловкость, быстрота реакции, выносливость. Подвижные игры — естественный и эффективный способ физического развития ребёнка, который:

  • укрепляет здоровье и повышает иммунитет;
  • формирует двигательные навыки и физические качества;
  • развивает пространственную ориентацию и координацию;
  • учит действовать в коллективе, соблюдать правила;
  • стимулирует познавательную активность и воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podvizhnye_igry.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Подвижные игры в развитии старших дошкольников»

1. Актуальность проекта

В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) активно развиваются координация, ловкость, быстрота реакции, выносливость. Подвижные игры — естественный и эффективный способ физического развития ребёнка, который:

  • укрепляет здоровье и повышает иммунитет;
  • формирует двигательные навыки и физические качества;
  • развивает пространственную ориентацию и координацию;
  • учит действовать в коллективе, соблюдать правила;
  • стимулирует познавательную активность и воображение.

2. Цели и задачи

Цель: всестороннее физическое развитие старших дошкольников через систему подвижных игр.

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей разнообразными подвижными играми;
  • развивать ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений;
  • формировать умение действовать по правилам, работать в команде;
  • воспитывать интерес к физической активности и здоровому образу жизни;
  • совершенствовать пространственную ориентировку и глазомер.

3. Участники проекта

  • дети старшей и подготовительной групп (5–7 лет);
  • воспитатель по физической культуре;
  • воспитатели групп;
  • родители воспитанников.

4. Сроки реализации

Среднесрочный проект: 3 недели 

5. Этапы реализации

Этап 1. Подготовительный (3 дня)

  • анализ двигательных навыков детей;
  • составление календарно-тематического плана игр;
  • подготовка инвентаря (мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты и др.);
  • информирование родителей о проекте.

Этап 2. Основной (2 недели)

  • проведение подвижных игр согласно плану (3 раза в неделю: 2 занятия на улице, 1 в зале);
  • интеграция игр в режим дня (утренняя гимнастика, прогулки, физкультминутки);
  • обучение правилам и технике безопасности;
  • постепенное усложнение заданий.

Этап 3. Заключительный (1 неделя)

  • итоговое диагностическое занятие;
  • спортивный праздник «Весёлые старты» для детей;
  • анализ результатов, фотоотчёт.

6. Содержание работы

Примеры подвижных игр по направлениям:

  1. На развитие быстроты и ловкости:
  • «Ловишки с ленточками»;
  • «Перебежки с мячом»;
  • «Быстро возьми, быстро положи».
  1. На координацию и равновесие:
  • «Ходьба по бревну»;
  • «Цапли» (ходьба на носках с высоким подниманием колен);
  • «Баланс» (удержание предмета на голове).
  1. На выносливость:
  • «Эстафета с обручами»;
  • «Кто дольше прокатит мяч»;
  • «Марафон» (длительная ходьба/бег с чередованием).
  1. Командные игры:
  • «Два мороза»;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «Салки в командах».
  1. С элементами спорта:
  • мини-футбол (упрощённый);
  • баскетбол (забрасывание мяча в корзину);
  • пионербол (без сетки).

7. Методическое обеспечение

  • картотеки подвижных игр с описанием правил;
  • схемы расстановки инвентаря;
  • аудиозаписи ритмичной музыки для игр;
  • наглядные пособия (картинки с действиями).

8. Взаимодействие с родителями

  • консультации: «Подвижные игры дома», «Безопасность в играх»;
  • мастер-классы: «Учимся играть вместе»;
  • совместные мероприятия: «Семейный спортивный день»;
  • рекомендации по играм на прогулке.

9. Ожидаемые результаты

Для детей:

  • повышение уровня физической подготовленности;
  • освоение 15–20 новых подвижных игр;
  • умение соблюдать правила и работать в команде;
  • рост интереса к двигательной активности.

Для педагогов:

  • расширение арсенала методических приёмов;
  • улучшение взаимодействия с родителями.

Для родителей:

  • осознание важности подвижных игр в развитии ребёнка;
  • навыки организации игр в семье.

10. Критерии оценки эффективности

  • динамика показателей физической подготовленности (тест-задания на ловкость, скорость, выносливость);
  • наблюдение за активностью детей в играх;
  • анкетирование родителей (удовлетворённость, вовлечённость);
  • анализ посещаемости спортивных мероприятий.

11. Материально-техническое обеспечение

  • спортивный зал и площадка;
  • инвентарь: мячи (разные размеры), скакалки, обручи, кегли, ленты, эстафетные палочки, конусы;
  • аудиоаппаратура;
  • наградной материал (медали, грамоты) для праздников.

12. Перспективы развития проекта

  • создание «Копилки подвижных игр»;
  • внедрение элементов ГТО для дошкольников;
  • организация межгрупповых соревнований;
  • привлечение специалистов (тренеры, медики) для мастер-классов.

Список литературы по теме «Подвижные игры в старшем дошкольном возрасте»

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155.

Основная литература:
2. Волошина
Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников. — Екатеринбург, 2014. — 160с.
3. Жуков
М.Н. Подвижные игры: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Академия, 2000. — 160с.
4. Рунова
М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 256с.
5. Филитис
Н.С. Подвижные игры… С таблицей их характеристики по влиянию на растущий организм. — М.: Гудок, 2021. — 120с.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru) — нормативные документы, методические материалы по дошкольному образованию.
  2. Сайт «Дошкольник.ру» (doshkolnik.ru) — статьи, сценарии, игры для дошкольников.
  3. Портал «Воспитатель» (vospitatel.com.ua) — конспекты занятий, подвижные игры, рекомендации для педагогов.
  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru — методические разработки, проекты по физической культуре для ДОУ.
  5. Сайт «Маам.ру» (maam.ru) — коллекции подвижных игр, опыт коллег, шаблоны документации.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» (dovosp.ru) — научные и практические статьи по физическому развитию дошкольников.
  7. Сайт Института развития образования (iro.yar.ru) — региональные методические рекомендации, вебинары.
  8. Портал «УчПортал» (uchportal.ru) — подборки игр, презентации, мастер-классы.
  9. Сайт «Педсовет.су» (pedsovet.su) — сообщество педагогов, обмен опытом, шаблоны анкет и опросов.

Приложение.

Шаблон анкеты для родителей «Подвижные игры в жизни вашего ребёнка»

Уважаемые родители!
Помогите нам сделать двигательную активность вашего ребёнка ещё интереснее и полезнее! Просим вас ответить на несколько вопросов. Анкета анонимная, данные используются в обобщённом виде.

  1. Как часто ваш ребёнок участвует в подвижных играх дома?
     ежедневно
     2–3раза в неделю
     редко
     затрудняюсь ответить
  2. Где чаще проходят подвижные игры с ребёнком?
     дома
     на детской площадке
     в парке/лесу
     на спортивной площадке
     другое: _________________________
  3. Кто обычно организует подвижные игры с вашим ребёнком?
     мама
     папа
     бабушка/дедушка
     братья/сёстры
     другие дети (друзья, соседи)
     сам ребёнок (самостоятельно)
  4. Какие подвижные игры ваш ребёнок любит больше всего? (перечислите 2–3примеры)



  1. Есть ли у ребёнка любимый инвентарь для игр? (мяч, скакалка, обруч, самокат и т. п.)

  1. Как вы считаете, достаточно ли подвижен ваш ребёнок в течение дня?
     да, вполне
     маловато, нужно больше
     слишком подвижен, бывает трудно успокоить
     затрудняюсь ответить
  2. Встречаются ли трудности при организации подвижных игр? Если да, какие?
     нет, всё получается
     не хватает времени
     нет подходящего места/инвентаря
     ребёнок быстро устаёт/теряет интерес
     другое: _________________________
  3. Хотели бы вы узнать больше о подвижных играх для дошкольников?
     да, интересно
     уже знаю достаточно
     не особо актуально
  4. Какую информацию по теме вы хотели бы получить от воспитателей? (отметьте 1–2варианта)
     список безопасных и интересных игр по возрасту
     советы по подбору инвентаря
     идеи для игр в помещении (в плохую погоду)
     рекомендации по дозировке нагрузки
     другое: _________________________
  5. Готовы ли вы участвовать в совместных спортивных мероприятиях детского сада (праздниках, эстафетах)?
     да, с удовольствием
     возможно, если время удобно
     скорее нет
     затрудняюсь ответить

Спасибо за участие!
Ваши ответы помогут нам лучше организовать двигательную деятельность детей.

Дата заполнения: ________*
Группа: ______________*

План-конспект занятия по физической культуре

для старшей группы (5–7 лет)
Тема: «Весёлые старты: подвижные игры на ловкость и командное взаимодействие»
Продолжительность: 30 минут
Место проведения: физкультурный зал
Инвентарь: 2 обруча, 4 кегли, 2 мяча, 2 эстафетные палочки, свисток, цветные ленточки (по числу детей).


Цели и задачи

Цель: совершенствование двигательных навыков через игровые задания.
Задачи:

  • оздоровительные: активизировать кровообращение и дыхание, укрепить мышечный корсет;
  • образовательные: совершенствовать бег, прыжки, метание, координацию; учить действовать в команде;
  • воспитательные: формировать доброжелательность, умение соблюдать правила, поддерживать товарищей.

Ход занятия

1. Вводная часть (5 минут)

Задачи: организовать детей, подготовить организм к нагрузке, создать позитивный настрой.

Содержание:

  1. Построение в шеренгу, приветствие.
  2. Ходьба в колонне по одному:
  • обычная;
  • на носках (руки вверх);
  • на пятках (руки за спиной);
  • с высоким подниманием колен (руки на поясе).
  1. Бег в медленном темпе (1 круг), затем бег с изменением направления («змейкой» между кеглями).
  2. Перестроение в круг для ОРУ.

Методические указания: темп умеренный, следить за осанкой и дыханием.


2. Основная часть (20 минут)

Задачи: развить ловкость, быстроту, координацию; закрепить навыки командной работы.

Подвижные игры:

  1. «Передай — не урони» (развитие координации, внимания)
  • Описание: дети стоят в двух командах лицом друг к другу на расстоянии 2 м. Первый игрок катит мяч партнёру, тот ловит и возвращает. После 5 передач — смена направления (бросок сверху).
  • Правила: ловить мяч двумя руками, не сходить с места до получения мяча.
  • Дозировка: 2–3 раунда по 1 минуте.
  • Методические указания: следить за техникой ловли, поощрять аккуратность.
  1. «Пролезь и прыгни» (развитие ловкости, прыгучести)
  • Описание: команды выстраиваются в колонны. По сигналу первый участник:
  • пролезает в обруч (держат воспитатели);
  • делает 3 прыжка на двух ногах до кегли;
  • обегает кеглю, возвращается бегом и передаёт эстафетную палочку следующему.
  • Правила: не касаться обруча, прыгать строго на двух ногах.
  • Дозировка: 2 забега.
  • Методические указания: обруч держать на высоте 40 см от пола; следить за безопасностью при прыжках.
  1. «Цветные ленточки» (развитие быстроты, пространственной ориентации)
  • Описание: дети получают ленточки разного цвета (по 2–3 человека на цвет). По сигналу они разбегаются по залу. На команду «Красный!» собираются игроки с красными ленточками, «Синий!» — с синими и т. д.
  • Правила: собираться быстро, не толкаться.
  • Дозировка: 4–5 раундов.
  • Методические указания: менять сигналы неожиданно, хвалить за скорость и внимательность.

3. Заключительная часть (5 минут)

Задачи: снизить нагрузку, подвести итоги, закрепить положительные эмоции.

Содержание:

  1. Ходьба в медленном темпе по кругу с дыхательными упражнениями:
  • вдох через нос — руки вверх;
  • выдох через рот — руки вниз.
  1. Игра малой подвижности «Узнай по голосу»: один ребёнок с завязанными глазами угадывает, кто его позвал.
  2. Подведение итогов:
  • обсуждение: «Какая игра понравилась больше? Что было сложно?»
  • похвала за старание, взаимопомощь.
  1. Построение, прощание.

Методические указания: голос воспитателя спокойный, интонация поощряющая.


Критерии оценки успешности занятия

  • Двигательные навыки: точность выполнения заданий, координация движений.
  • Эмоциональный фон: активность, желание участвовать, улыбка.
  • Социальное взаимодействие: соблюдение правил, поддержка товарищей.
  • Самочувствие: отсутствие чрезмерной усталости, ровное дыхание.

Взаимодействие с родителями: консультации и мастер-классы

1. Консультация «Подвижные игры дома»

Цель: помочь родителям организовать безопасную и полезную двигательную активность ребёнка в домашних условиях.

Ключевые темы:

  • Значение домашних игр — почему важно двигаться дома (особенно в плохую погоду или зимой).
  • Пространство для игр — как адаптировать квартиру:
  • освободить зону 2×2м;
  • убрать хрупкие предметы;
  • использовать нескользящие коврики.
  • Простой инвентарь — что можно сделать своими руками:
  • мешочки с крупой для метания;
  • туннель из простыни;
  • «дорожка следов» из цветной бумаги.
  • Игры по возрасту (примеры):
  • 5–6лет: «Лабиринт» (обходить предметы змейкой), «Попади в цель» (мяч в корзину), «Замри-отомри».
  • 6–7лет: «Эстафета с предметами», «Ходьба по линии», «Повторяй за мной» (гимнастические элементы).
  • Режим и дозировка — сколько двигаться:
  • 15–20минут активных игр 2–3раза в день;
  • чередовать нагрузку с отдыхом.
  • Мотивация — как заинтересовать:
  • играть вместе, а не «заставлять»;
  • вводить сюжеты («спасаем принцессу», «путешествуем по джунглям»);
  • хвалить за усилия, а не только за результат.

Форматы проведения:

  • очная встреча (30–40минут);
  • онлайн-вебинар с демонстрацией игр;
  • памятка-буклет для раздачи.

2. Консультация «Безопасность в играх»

Цель: научить родителей предотвращать травмы и создавать безопасные условия для двигательной активности.

Ключевые темы:

  • Общие правила:
  • проверять инвентарь на целостность;
  • следить за обувью (нескользкая подошва);
  • избегать игр возле острых углов и стекла.
  • Контроль нагрузки:
  • признаки переутомления: потливость, одышка, рассеянность;
  • паузы каждые 10–15минут.
  • Первая помощь (кратко):
  • ссадины — промыть, обработать антисептиком;
  • ушибы — холод на 10минут;
  • при подозрении на перелом — иммобилизация, вызов врача.
  • Безопасность на улице:
  • выбирать площадки с мягким покрытием;
  • объяснять правила: «не бегать возле качелей», «смотреть под ноги»;
  • контролировать игры с мячом вблизи дорог.
  • Ограничения по здоровью — когда снизить нагрузку:
  • ОРВИ, температура;
  • хронические заболевания (консультация врача).
  • Психологический комфорт:
  • не сравнивать ребёнка с другими;
  • уважать отказ, если устал или боится.

Форматы проведения:

  • беседа с наглядной презентацией;
  • разбор кейсов («Что не так на фото?»);
  • раздаточные карточки с алгоритмами действий.

3. Мастер-класс «Учимся играть вместе»

Цель: показать родителям практические приёмы вовлечения ребёнка в совместные подвижные игры.

Структура (60минут):

  1. Вводная часть (10мин):
  • приветствие, постановка цели;
  • обсуждение: «Что мешает играть с ребёнком?» (время, идеи, усталость).
  1. Практическая часть (40мин):
  • Этап1. Разминка (10мин) — родители пробуют игры-энергизаторы:
  • «Руки-ноги» (по команде поднимать то руки, то ноги);
  • «Танцующие звери» (имитировать движения животных под музыку).
  • Этап2. Основные игры (20мин) — работа в парах «родитель-ребёнок»:
  • «Зеркало» — повторять движения партнёра;
  • «Передай мяч без рук» (подбородком, плечами);
  • «Паутинка» — проползти под натянутыми лентами, не задев.
  • Этап3. Командные задания (10мин):
  • эстафета с кубиками;
  • «Собери фигуру» (из тел участников).
  1. Рефлексия (10мин):
  • обмен впечатлениями;
  • вопросы: «Что удивило? Что возьмёте в семейную практику?»;
  • выдача памятки с 10играми для дома.

Методические рекомендации:

  • начинать с простых игр, постепенно усложнять;
  • делать акцент на радость, а не на «правильность»;
  • предлагать варианты для разных условий (квартира, двор, парк).

Необходимый инвентарь:

  • мячи малые;
  • ленты/скакалки;
  • кубики;
  • музыка для фона.

Дополнительные материалы для родителей

  1. Памятка «5идей для активных выходных»:
  • квест по парку с заданиями;
  • рисование мелом на асфальте + игры на меткость;
  • «олимпийские игры» с самодельными наградами;
  • прогулка-ориентирование (поиск «клада» по карте);
  • танцы под любимые песни.
  1. Чек-лист «Безопасная игровая зона дома»:
  • свободное пространство — /;
  • нескользящее покрытие — /;
  • убраны опасные предметы — /;
  • есть вода для питья — /.
  1. Список литературы и ресурсов:
  • книга: ЖуковаЛ.С. «Играем всей семьёй» (2023);
  • сайт «Родительский университет» (раздел «Двигательная активность»);
  • RuTube-канал «Весёлые физкультминутки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Проект "Экскурсии в познавательном развитии старших дошкольников в летний период"

Материал знакомит детей с историей родной станицы, бытом казачьих семей, закрепляет знания детей о некоторых достопримечательностях родной станицы и местах отдыха ее жителей, развивает познавател...

Роль подвижной игры в жизни старшего дошкольника

роль подвижной игры в жизни дошкольника. приведены примеры несколькольких подвижных игр....

Проект "Подвижные игры в повседневной жизни дошкольника"

Одной из форм физического воспитания детей являются игры. Игра- своеобразная школа  ребёнка, она воспитывает физические и нравственные качества ребёнка, является потребностью растущего организма....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Подвижные игры на развитие ловкости дошкольников

Ловкость - это физическая сноровка...