Консультация для педагогов Тема: Особенности физического развития детей дошкольного возраста разных нозологических групп.
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)

Лебедева  Елена Леонидовна

Консультация для педагогов

Тема: Особенности физического развития детей дошкольного возраста разных нозологических групп.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста разных нозологических групп.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.

Формирование двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее сложной задачей, так как каждая категория детей с отклонением в  развитии имеет специфические особенности физического развития и возможности к освоению основных движений.

   Коррекционная направленность занятий по физическому воспитанию –это коррекция общего моторного развития; – развитие тонких двигательных координаций; – нормализации мышечного тонуса; – развитие статической выносливости; – упорядочение темпа движения; – синхронизация взаимодействия между движением и речью; – запоминание последовательности выполнения действий, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; – развитие физических способностей и качеств: ловкости, быстроты, равновесия, глаз

Использование речи на занятиях по физической культуре, в свою очередь, положительно влияет на развитие моторной сферы ребенка. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Отечественными учеными доказано, что воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют самостоятельность, уверенность в своих силах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46

236039г. Калининград 2 пер. Трамвайный, 52, пер. Трамвайный,13 ,

т.64-20-33 /ф 64-17-35; http://klddetsad46.ru , e-mail: ds046@edu.klgd.ru 

Консультация для педагогов

Тема: Особенности физического развития детей дошкольного возраста разных

нозологических групп.

Подготовил :

инструктор физической культуры

                                                                                     Лебедева Елена Леонидовна

Калининград

2024 год

Консультация для педагогов

Тема: Особенности физического развития детей дошкольного возраста разных

нозологических групп.

Тема: Особенности физического развития детей дошкольного возраста разных нозологических групп.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.

Формирование двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее сложной задачей, так как каждая категория детей с отклонением в  развитии имеет специфические особенности физического развития и возможности к освоению основных движений.

1.Особенности физического развития детей с аутизмом.

У детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Занятия по физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития. 

В занятия необходимо включать:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами.
  3. В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.

2.Особенности физического развития детей с ЗПР.

У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела .

У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п. Прыжки вызывают у дошкольников с ЗПР чрезмерное напряжение и сосредоточенность.

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо- сколиозы, кифозы, лордозы).

Специфика работы с детьми с ЗПР состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам

Таким образом, в основе работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития лежит постоянное взаимодействие педагогов группы и инструктора по физической культуре, как на занятии, так и вне его. Также оно имеет свои особенности:

3.Особенности физического развития детей с умственной отсталостью

 Дети с нарушенным интеллектом не способны прыгать, испытывают трудности при ползании, лазании, метании спортивных снарядов, не могут попасть мячом в цель, поэтому так важно внедрять в обучающий процесс физическое воспитание, которое помогает развить физические качества, улучшить моторику и двигательную координацию, что, без сомнения, наилучшим образом отразится на их дальнейшей жизни и подготовит к выполнению трудовых обязанностей.

Проблемы физического характера у детей с нарушениями интеллекта способствуют формированию локомоторных нарушений. Отмечаются недостатки в развитии основных движений: - замедленность, неуклюжесть; - ограниченные амплитуды в беге, прыжках, метаниях; - отсутствие легкости и плавности; - излишней напряженности и скованности.

Главным расстройством двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью считается нарушение двигательной координации. Движения любого уровня сложности создают у детей проблемы при выполнении. В виду органического поражения различных уровней мозговых структур, несогласованности работы между контролирующими и исполняющими органами, низкой сенсорной афферентации управлять всеми характеристиками одновременно ребенок с интеллектуальными нарушениями не в состоянии. Нарушения в координации движений обусловлены тем, что координационные способности изначально формируются на дефектной основе. Нарушения координационных способностей имеют выражение в: неточности движений в пространстве и времени; - неспособности выполнять ритмические движения].

 К специальным задачам относятся:

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге,метании, прыжках, лазании, упражнениях.
- согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений; - согласованности движений и дыхания; - компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций; - формирование движений за счет сохранных функций.

2. Коррекция и развитие координационных способностей:

- ориентировки в пространстве;

- дифференцировки усилий, времени и пространства;

- расслабления; - быстроты реагирования на изменяющиеся условия;

- статического и динамического равновесия; - ритмичности движений;

- точности мелких движений кисти и пальцев.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности:

- целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;

- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

- формирование и коррекция осанки;

- профилактика и коррекция плоскостопия;

- коррекция массы тела;

- коррекция речевого дыхания;

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:

-развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного
и слухового восприятия;

- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие воображения;

4.Особенности физического развития детей с ТНР.

Детям с ТНР наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде: плохой координации сложных движений; неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений; снижения скорости и ловкости их выполнения; отставания от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно временным ориентирам;  нарушения последовательности элементов действия, опущение его составных частей; недостаточного самоконтроля при выполнении задания. Наибольшие трудности вызывают выполнения движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части (например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку).

  Коррекционная направленность занятий по физическому воспитанию –это коррекция общего моторного развития; – развитие тонких двигательных координаций; – нормализации мышечного тонуса; – развитие статической выносливости; – упорядочение темпа движения; – синхронизация взаимодействия между движением и речью; – запоминание последовательности выполнения действий, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; – развитие физических способностей и качеств: ловкости, быстроты, равновесия, глаз

Использование речи на занятиях по физической культуре, в свою очередь, положительно влияет на развитие моторной сферы ребенка. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Отечественными учеными доказано, что воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют самостоятельность, уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

"Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ при совместной деятельности с родителями"

В презентации изложкны основные направоения физкультурно - оздоровительной работы с детьми ОВЗ....

Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития ребенка. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное его развитие. Физическое воспита...

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма ...

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

laquo;Особенности физического развития детей дошкольного возраста» 1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возрастаВ период дошкольного детства формируе...

консультация для педагогов "Психологические основы физического развития детей дошкольного возраста".

Современные учёные доказывают, что здоровье детей, физическая подготовленность, гигиенические умения и навыки определяют состояние их психики, общий уровень культуры, степень разносторонности развития...