Проект "Фитбол-гимнастика"
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №3»
Педагогический проект по физическому воспитанию
на тему: « Фитбол- гимнастика для дошкольников»
Подготовила инструктор по
физической культуре
Попова Л.А.
г. Оренбург 2017
Пояснительная записка.
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической.
Актуальность проекта:
На занятиях с ослабленными детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре. Это решение мы видим в организации фитбол – гимнастики в ДОУ. Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.
Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Цель:
Укрепление здоровья детей через укрепления мышц, развитие координации движений, накопления опыта владения своим телом и расширении знаний о возможностях быть здоровым.
Задачи .
Оздоровительные:
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.
Образовательные: Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Воспитательные: Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы с детьми от 3 до 7 лет.
Для организации работы по проекту созданы следующие условия:
• физкультурный зал,
• приобретены фитбол-мячи, магнитофон, аудиокассеты и диски.
• разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
• составить график занятий и совместной деятельности;
• совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники безопасности)
Планируемые результаты:
1.Реабилитационно-оздоровительное воздействие фитболов на организм детей.
2.Преемственность в решении задач с образовательной программой «От рождения до школы».
3. Повышения интереса к занятиям физкультурой и повышение двигательной активности.
Участники проекта:
Педагоги Дети Родители
Цель проекта: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей средствами фитбол – гимнастики.
Тип проекта: краткосрочный.
Методы исследования: практические методы, здоровьесберегающие технологии, словесные, работа с родителями, работа с педагогами.
Подготовительный (организационный)
Воспитательно-образовательная деятельность; оздоровительная работа. Совместная деятельность детей с педагогами, игровая, оздоровительная, познавательная. Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта - выявление детей с нарушениями осанки;
- создание условий для фитбол гимнастики.
- знакомить детей со свойствами фитбола;
- учить правильной посадке на нём;
- покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
- учить базовым положениям при выполнении упражнений.
Основной (практический)
Направление деятельности | Содержание деятельности |
Практическая | Показ упражнений, правильная посадка на фитболе, Оздоровительная и игровая деятельность (осуществление профилактики нарушений в физическом развитии детей), приобщение детей к физическим упражнениям и играм на фитболах, |
Словесная | Беседа, знакомство с фитболом, объяснение , инструктаж по технике безопасности в занятиях на фитболах, сюжетный рассказ |
Здоровьесберегающие технологии | Дыхательная гимнастика « Снежинка», «Петушок» |
Работа с родителями | - Консультации «Золотые правила фитбол- гимнастики», - Консультация «Фитбол- гимнастика для малышей» Консультации «Как улучшить осанку наших детей», «Гимнастика на фитболе в домашних условиях», Формирование семейной принадлежности с целью использования полученных навыков фитбол – гимнастики в домашних условиях. - Выпуск памяток для родителей по теме. |
Работа с педагогами | - Разработка плана занятий по фитбол – гимнастике на учебный год; - Консультация «Организация занятийна фитболе для дошкольников» |
Игровая и самостоятельная | Эстафеты, подвижные игры «Ловишки с ленточками», « Снежная королева», утренняя зарядка с использованием фитболов |
- Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;
- выполнять упражнения с сохранением равновесия из различных исходных положений;
- учить правильно расслабляться;
- учить выполнять комплексы ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе;
- разучивание упражнений на растягивание с использованием фитбола; упражнений
-совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии;
- Поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболом
- Выпуск памяток для родителей по теме.
Заключительный
- Воспитательно-образовательная деятельность;
- Оздоровительная работа
- Самостоятельная и совместная деятельность детей с педагогами, игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная (конструктивная),
- Взаимодействие с семьями детей
- Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме
- Организация индивидуальных консультаций для педагогов и специалистов;
- Проведение развлечения по данной теме;
- Проведение спортивных эстафет по данной теме: « День здоровья»
- Проведение совместной спортивной эстафеты по данной теме: « Мы-защитники России»
- «Мама, папа, я -здоровая семья»;
Упражнения на фитболах
Упражнение « Потянемся к солнышку»
Упражнение « Правильная осанка»
Упражнение « Мячики»
Упражнение «Часики»
Упражнение «Флажок
Упражнение « Самолеты»
Упражнение « Силачи»
Консультация для педагогов на тему:
«Организация занятий на фитболах для дошкольников»
Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С младшего возраста, нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. Начиная со средней группы, в совместную деятельность вводится бодрящая гимнастика после сна. Она включает пружинистые качания на фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышает эмоциональное состояние ребенка и активирует на дальнейшее сотрудничество с воспитателем. В старшем возрасте фитболы могут участвовать в бодрящей гимнастике после сна и в веселых эстафетах, в совместной деятельности. Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном процессе в течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная деятельность, развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна превышать 15 мин, в средней -20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий одно в неделю. Физкультурные занятия с фитболом проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.
1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально- оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.
2) В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма.
3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д. Программные задачи для каждого занятия практически едины для каждого номера занятия в любом блоке.
1 неделя: Познакомить с упражнениями комплекса. Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки.
2 неделя: Познакомить со следующими упражнениями комплекса .
3 неделя: Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений. Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе.
4 неделя: Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений. Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе.
Внедрение фитбол - гимнастики в образовательный процесс ДОУ вписывается довольно легко. В результате данной работы повышается уровень физического развития и здоровья.
Методика проведения. Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр. Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат». В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия для уточнения построения в виде схемы или фотографии. Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны для каждого ребенка.
