Эстафетные игры как средство ознакомления с профессиями взрослых
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Патрушева Татьяна Игоревна

В этом конспекте представлены эстафетные игры, которые знакомят детей с разными профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эстафетные игры как средство ознакомления с профессиями взрослых»

Инструктор по физической культуре Патрушева Т.И.

Одной из ключевых задач дошкольного образования является ранняя профориентация, направленная на формирование у детей первоначальных представлений о профессиях и труде взрослых. В возрасте 4–7 лет у дошкольников активно развивается интерес к миру профессий, что создает благоприятную почву для их ознакомления с различными видами деятельности.

Традиционные методы (беседы, экскурсии, чтение художественной литературы) дают детям теоретические знания, но не всегда позволяют в полной мере осознать суть профессиональной деятельности. Игровые же технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов и бесед. Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть. В этом контексте спортивные игры выступают эффективным средством, объединяющим двигательную активность, игровую мотивацию и познавательный компонент. Особенно мне ближе и интереснее эстафетные игры. Эстафетой называют такую спортивную игру, в которой каждый из участников на соответствующем этапе должен передать следующему какой-то предмет или проделать одно за другим какие-то двигательные действия, стараясь опередить в скорости своих соперников из другой команды.

Почему же я выделяю именно эстафеты для ознакомления с профессиями?

В современных реалиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные игры. Что лишает их общения и умения работать в команде.

Эстафеты же обладают рядом преимуществ:

- дети имитируют трудовые действия – через движение легче понять профессию (например, «доставка грузов» как у водителя, «тушение пожара» как у пожарного), а также последовательность выполнения этих действий помогает в освоении этой профессии

- динамичность и вовлечённость – дети активно участвуют, а не пассивно наблюдают

- эстафетные игры включают соревновательный элемент, что повышает мотивацию детей.

- формирование командного духа – многие профессии требуют слаженной работы коллектива, умение работать в команде (именно в эстафетах дети этому учатся)

- развитие физических навыков – скорость, сила, ловкость, координация, необходимые во многих профессиях

- развивают эмоционально-волевую сферу (ответственность – думать не только о себе, а о всей команде, дисциплинированность – быть внимательным, выполнять правила);

- есть еще один момент, который важен для меня – это возможность легко подобрать или даже придумать самой эстафету к любому празднику или развлечению, будь это военная тематика, или космос, или международный женский день.

2. Практическая часть: примеры эстафетных игр по профессиям

"Пожарные"

- Дети по очереди преодолевают полосу препятствий: пролезают через "окно" (обруч), перепрыгивают через "преграду" (брусок), бегут по деревянной балке (скамья), берут игрушечный огнетушитель или ведро с водой и "тушат" условный огонь.

Цель: познакомить с профессией пожарного, обратить внимание какими качествами должен обладать – быстрота, смелость, ловкость и координация движений

«Космонавты отправляются в полёт»

- Участники поднимаются по лестнице (перешагивают через гимнастические палки), залезают в люк (обруч), бегут по «отсеку» (спортивный тоннель), подбегают и нажимают на кнопку старта

Цель: показать последовательность выполнения действий космонавта, сложность его работы

Например, в осенний период во время сбора урожая. Можно провести игру связанную с овощами и фруктами

«Повара варят суп и компот»

- 1команда варит компот, 2 суп. Первые пять участников должны подбежать к столу взять один нужный ингредиент, вернуться к команде. Шестые участники насыпают соль или сахар, следующий бежит и всё перемешивает поварёшкой. Можно добавить препятствий, чтобы сделать игру сложнее и интереснее.

"Врачи спешат на помощь"

- Дети по очереди надевают элементы костюма врача (шапочку, маску), берут медицинскую сумку и бегут к "больному" (игрушке) и накладывают "повязку".

Цель: рассказать о работе медиков, воспитать заботливое отношение.

Методические рекомендации

  1. Сочетание теории и практики– перед игрой кратко рассказываем о профессии (используем загадки, стихи, картинки).
  2. Прежде, чем приступить к объяснению эстафеты, необходимо построить команды, подготовить заранее разметку и необходимый инвентарь
  3. Объяснение должно быть кратким, четким и ясным. Надо сообщить участникам её название и цель, затем содержание, перечислить основные правила.
  4. Далее необходимо подчеркнуть конечное целевое назначение действий участников (например, доставить на машине овощи в хранилище), рассказать к чему надо стремиться каждому игроку (во время транспортировки аккуратно вести машину, не уронить овощи), указать, кто будет выигравшим (кто быстрее перевезёт груз).
  5. Использовать различные атрибуты и костюмы – усиливают погружение в профессию (каска строителя, сумка почтальона или медсестры, военные пилотки).
  6. После игры обсуждаем:

- Что делал пожарный? Или водитель?

- Каким должен быть врач?

- Почему важно работать дружно?

Заключение

Эстафетные игры, основанные на теории «активного обучения», позволяют детям не только узнать о профессиях, но и "прожить" их через действие. Это формирует:

- уважение к труду взрослых;

- первичные профессиональные представления;

- физические и социальные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие по ознакомлению с профессиями взрослых

интегрированное занятие по ознокамлению с профессией учителя...

Презентация на тему " Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями людей"

Игра является основным видом воспитательно-обраовательной деятельности в дошкольном возрасте. Знакомить детей  с профессиями людей  можно начинать с раннего возраста ,постепенно усложняя сод...

Дидактическая игра, как средство ознакомления младших дошкольников с профессиями взрослых

Дидактические игры, имеют огромную значимость, при ознакомлении с профессиями взрослых, именно обучающие задачи с нетрадиционным подходом, способны углубить и расширить кругозор ребёнка. Дети учатся с...

«Речевые игры как средство ознакомления дошкольниками с профессиями»

Речевые игры, как средство ознакомления дошкольников с профессиями...

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство ознакомления детей с профессиями»

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство ознакомления детей с профессиями»...

Сценарий фестиваля по ранней профориентации «Развивающие игры как средство ознакомления дошкольников с профессиями»

Сценарий фестиваля «Развивающие игры как средство ознакомления дошкольников с профессиями» направлен на раннюю профориентациюдетей дошкольного возраста.В рамках фестиваля дети смогут позна...

Дидактическая игра по ознакомлению с профессиями взрослых «Кому нужны эти предметы?»

Дидактическая игра по ознакомлению с профессиями взрослых «Кому нужны эти предметы?»...