Картотека казачьих народных игр для детей
картотека (старшая группа)
Назначение: для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Цель: приобщение детей к казачьей культуре, развитие физических качеств и коммуникативных навыков через народные игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 гтп Серышево
Картотека
казачьих народных игр
для детей
Выполнила:
воспитатель 1кк
Казакова С.А.
2025г
Картотека казачьих народных игр для детей
Назначение: для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Возрастная категория: 5–7 лет.
Цель: приобщение детей к казачьей культуре, развитие физических качеств и коммуникативных навыков через народные игры.
1. «Напои лошадку»
Задачи: развитие координации, быстроты реакции.
Инвентарь: 2 деревянные лошадки-качалки, 2 ведёрка.
Ход игры:
Участвуют 2 ребёнка.
На старте дети «верхом» на лошадках.
В 5 м от старта стоят ведёрки.
По сигналу участники «скачут» к ведёркам, имитируют поение лошади, возвращаются назад.
Победитель — первый поднявший руку на финише.
Правила: нельзя толкаться; лошадка должна касаться пола всеми опорами.
2. «Кубаночка»
Задачи: развитие ловкости, внимания.
Инвентарь: шапка-кубанка.
Ход игры:
Ведущий с кубанкой стоит в центре круга.
Дети ходят по залу, произнося: «Не узнаем никак, кто из нас казак».
Ведущий подбрасывает шапку вверх.
Кто первым поймает и наденет кубанку — победитель.
Правила: ловить только после подбрасывания; нельзя вырывать из рук.
3. «Сорви платок для казачки»
Задачи: развитие прыгучести, целеустремлённости.
Инвентарь: шест, платок.
Ход игры:
В центре - взрослый с шестом, на нём привязан платок.
Дети ходят по кругу под музыку.
При остановке музыки участники бегут к шесту и подпрыгивают, чтобы сорвать платок.
Победитель — завладевший платком.
Правила: начинать движение только по сигналу; один прыжок — одна попытка.
4. «Нагайка»
Задачи: развитие внимания, реакции.
Инвентарь: имитация нагайки (плетёная верёвка).
Ход игры:
Дети сидят по кругу, лицом внутрь.
Ведущий с нагайкой ходит за кругом под музыку.
Незаметно подкладывает «нагайку» любому игроку.
При остановке музыки дети оборачиваются.
Нашедший нагайку догоняет ведущего, пытаясь «ударить».
Догнавший становится новым ведущим.
Правила: не подглядывать; догонять только по сигналу.
5. «А ну-ка, отзовись!»
Задачи: развитие слухового восприятия, памяти.
Инвентарь: повязка на глаза.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, ведущий — в центре с повязкой на глазах.
Ведущего раскручивают, останавливают.
Он идёт к игроку, дотрагивается нагайкой и говорит: «Ну-ка, отзовись!»
Игрок издаёт звук животного или птицы.
Ведущий угадывает, кто это.
Правила: звучать только по команде; не подсказывать.
6. «Попади в лунку»
Задачи: развитие меткости, глазомера.
Инвентарь: 3 шапки-кубанки, камешки.
Ход игры:
На полу лежат 3 шапки (на разном расстоянии).
Ребёнок по сигналу бросает камешки в шапки.
Победитель — попавший во все 3 шапки.
Правила: бросать по одному камешку; не заходить за линию броска.
7. «Птицелов»
Задачи: развитие слухового внимания, памяти.
Инвентарь: повязка на глаза.
Ход игры:
Дети — «птицы», ведущий — «птицелов» с повязкой.
Дети водят хоровод, произнося:
«В лесу во лесочке, на зелёном дубочке
Птицы зёрна не клюют, птицы песни поют.
Ой, птицелов идёт, нас в неволю зовёт».
«Птицелов» дотрагивается до игрока и просит откликнуться.
Игрок издаёт звук птицы.
«Птицелов» угадывает участника.
Правила: не подсказывать; звучать только по команде.
8. «Заря-заряница»
Задачи: развитие ритмичности, координации.
Инвентарь: алая лента.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, ведущий ходит за кругом с лентой на плече.
Незаметно вешает ленту на плечо одного из игроков.
Все произносят:
«Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ленту обронила»
Обладатель ленты и ведущий бегут по кругу в разные стороны.
Кто не успел занять место в кругу — становится «зарей».
Правила: бежать только по сигналу; не мешать друг другу.
9. «Салки»
Задачи: развитие быстроты, ловкости.
Инвентарь: мяч (опционально).
Ход игры:
Водящего выбирают считалкой:
«Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой…»
Остальные игроки разбегаются.
Водящий догоняет и «осаливает» рукой или мячом.
Осаленный становится новым водящим.
Правила: нельзя «салить» себя; в варианте с мячом — бросать аккуратно.
10. «Кривой кочет»
Задачи: развитие равновесия, внимания.
Инвентарь: повязка на глаза.
Ход игры:
Дети образуют круг, в центре — «кочет» с повязкой.
Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.
Диалог:
Дети: «Кривой кочет, на чём стоишь?»
«Кочет»: «На иголочках!»
Дети: «Как тебе, не колко?»
«Кочет»: «На подковках!»
Дети отбивают ритм («кулачки-ладошки»).
«Кочет» ловит игроков; пойманный становится новым «кочетом».
Правила: держать равновесие; не подсказывать.
Методические рекомендации
Перед игрой кратко расскажите о казачьих традициях, объясните незнакомые слова (кубанка, нагайка, кочет).
Для безопасности используйте мягкие имитации инвентаря (верёвочные нагайки, лёгкие платки).
Регулируйте нагрузку: для младших детей сокращайте время игры, упрощайте правила.
Поощряйте взаимопомощь: «Казак казаку всегда поможет!»
После игры обсудите: «Какие качества нужны настоящему казаку?» (смелость, ловкость, дружба).
Словарь терминов:
кубанка — казачья шапка;
нагайка — плётка;
кочет — петух;
майдан — площадь;
атаман — вожак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека русского народного фольклора для детей и родителей
Заклички, приметы, народные игры распределены по временам года, что ускоряет поиск материала....

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...

Картотека казачьих подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Кубанские игры несут главную цель - донести до детей национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Они яв...


