Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
консультация по художественной литературе (подготовительная группа)

Корецкая Надежда Анатольевна

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение « Детский сад №14г.Благовешенска»

Консультация для родителей

 «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

                                                                                                                                         

                                                                                                                       Выполнила

                                                                                           Корецкая Надежда Анатольевна

                                               

                                                                                   

Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал и коммуникативные умения детей дошкольного возраста.

Окружая ребёнка заботой, мы создаём маленький, ограждённый от всех забот мир, и не беда, если у ребёнка не получается, ведь рядом есть родные для него люди, и они рады помочь ему сделать что-то. Но рано или поздно настаёт момент, когда ребёнок шагнёт в большой мир. Чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявляя гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции. Ставим перед собой задачи: - формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять;

- реализовать само утверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные, умение заявить о себе, высказать своё мнение. Пути реализации этих задач: создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра. Действуя куклой, ребёнок идентифицирует себя с ней, он реализует разные способы поведения, Никаких слов он не заучивает. Каждый ребёнок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что-либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию. Ребёнок берёт на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнёрами.

Организации НОД по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету сказок предшествует предварительная работа. Поэтому  необходимо создавать условия, которые помогли бы ребёнку раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно- творческой деятельности. В частности, с этой целью можно использовать музыкальное сопровождение. Разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, важно  предусматривать, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни. В группе устраиваются «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформляются рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок».

Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учит детей сравнивать формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

 Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Детям предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

НОД по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушание, рассказывание, проживание и сочинение  сказки. Одно из главных условий чтения или рассказа сказки – это эмоциональное отношение к рассказываемому. При рассказе от взрослого требуется  эмоций  и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время чтения или рассказа нужно вставать или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. При чтении  воспитатель  следит  не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Во время чтения  необходимо видеть лицо ребёнка, его жесты, мимику, как они меняются в процессе слушания. Наблюдая за детьми замечать, какие моменты их взволновали. По отношению ребёнка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять что волнует ребёнка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями оценками. Во время чтения  не нужно  делать детям замечания, не призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений.

Во время беседы мы вместе с детьми обсуждаем героев сказки, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других детей. Считается  важным, воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья используются следующие приёмы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово;

 -разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.

Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей. На занятии предлагается  материал, дающий детям опыт импровизации в двигательном упражнении, помогающий развитию осознания собственного тела, эмоциональному погружению в сказочный мир новых впечатлений. Приём «Волшебная палочка». Обученный владению «Волшебной палочкой» ребёнок сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды.

 Возникает так называемая обратная связь: дети сами активно творят добро, фантазируют, развивают собственное воображение. Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения - «Постановка проблемного вопроса «Детям традиционно задаются вопросы по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом). Игры, например: «А если бы…», «Хорошо - плохо», «Как будто». В моей группе есть такие дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг.

По ходу сказки воспитатель следит  за реакцией таких детей. Если такой ребёнок писал В. А. Сухомлинский, «не переживает борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что- то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу»

Игры-беседы  с куклами –персонажами. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действия сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребёнка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение « Детский сад №14г.Благовешенска»

Консультация для родителей

 «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

                                                                                                                                         

                                                                                                                       Выполнила

                                                                                           Корецкая Надежда Анатольевна

                                               

                                                                                   

Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал и коммуникативные умения детей дошкольного возраста.

Окружая ребёнка заботой, мы создаём маленький, ограждённый от всех забот мир, и не беда, если у ребёнка не получается, ведь рядом есть родные для него люди, и они рады помочь ему сделать что-то. Но рано или поздно настаёт момент, когда ребёнок шагнёт в большой мир. Чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявляя гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции. Ставим перед собой задачи: - формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять;

- реализовать само утверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные, умение заявить о себе, высказать своё мнение. Пути реализации этих задач: создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра. Действуя куклой, ребёнок идентифицирует себя с ней, он реализует разные способы поведения, Никаких слов он не заучивает. Каждый ребёнок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что-либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию. Ребёнок берёт на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнёрами.

Организации НОД по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету сказок предшествует предварительная работа. Поэтому  необходимо создавать условия, которые помогли бы ребёнку раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно- творческой деятельности. В частности, с этой целью можно использовать музыкальное сопровождение. Разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, важно  предусматривать, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни. В группе устраиваются «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформляются рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок».

Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учит детей сравнивать формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

 Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Детям предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

НОД по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушание, рассказывание, проживание и сочинение  сказки. Одно из главных условий чтения или рассказа сказки – это эмоциональное отношение к рассказываемому. При рассказе от взрослого требуется  эмоций  и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время чтения или рассказа нужно вставать или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. При чтении  воспитатель  следит  не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Во время чтения  необходимо видеть лицо ребёнка, его жесты, мимику, как они меняются в процессе слушания. Наблюдая за детьми замечать, какие моменты их взволновали. По отношению ребёнка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять что волнует ребёнка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями оценками. Во время чтения  не нужно  делать детям замечания, не призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений.

Во время беседы мы вместе с детьми обсуждаем героев сказки, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других детей. Считается  важным, воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья используются следующие приёмы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово;

 -разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.

Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей. На занятии предлагается  материал, дающий детям опыт импровизации в двигательном упражнении, помогающий развитию осознания собственного тела, эмоциональному погружению в сказочный мир новых впечатлений. Приём «Волшебная палочка». Обученный владению «Волшебной палочкой» ребёнок сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды.

 Возникает так называемая обратная связь: дети сами активно творят добро, фантазируют, развивают собственное воображение. Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения - «Постановка проблемного вопроса «Детям традиционно задаются вопросы по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом). Игры, например: «А если бы…», «Хорошо - плохо», «Как будто». В моей группе есть такие дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг.

По ходу сказки воспитатель следит  за реакцией таких детей. Если такой ребёнок писал В. А. Сухомлинский, «не переживает борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что- то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу»

Игры-беседы  с куклами –персонажами. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действия сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребёнка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....

Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время....