Конспект занятия в подготовительной группе по теме: "Судьба человека". Знакомство с итальянской сказкой "Злая судьба".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Чиркова Ирина Геннадьевна

Занятие для детей дошкольного возраста по нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_cheloveka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме:

"Судьба человека". Знакомство с итальянской сказкой "Злая судьба".

Автор: Чиркова Ирина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ: Центра развития ребенка № 111 «Нивушка», г. Ростова-наДону.

Описание материала: Предлагается конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Судьба человека». Конспект по познавательному развитию детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме: "Судьба человека".                       Знакомство с итальянской сказкой "Злая судьба".

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Цель: подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений

                между людьми.

          Показать, как приятно дарить другим добро и красоту мира.

          Развивать умение высказываться, обобщать, делать выводы.

Материал к занятию:

  • Картинки с изображением детей: девочки и мальчиков различным поведением.
  • Портреты гномов.
  • Иллюстрация к сказке «Торжественный обед».

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие- Урок.  И называется Урок Красоты. Ведь мы с вами много говорили о красоте природы, поэзии, музыки, в человеке, а сегодня поговорим, о том, что красоту можно  дарить. Дарить,  не просто сказать: "Я тебе дарю!", а улыбкой, добрым словом, поступком, делом. Вот посмотрите на этот рисунок.

-  Кого вы здесь видите?

Выставляется портрет плачущей девочки.

- А как вы думаете, с кем из этих мальчиков подружится девочка?

Дети делают выбор, дают объяснение.

- Ребята, а сейчас помогите другой девочке решить её проблемы.

"Однажды эта девочка упала с дерева и дала папе слово никогда больше не лазить на деревья. Как-то раз девочка увидела маленького котёнка, который никак не мог слезть с дерева и жалобно пищал. Он был такой маленький, жалкий, глазки грустные. Как он там оказался? Очень хотелось помочь котёнку и в то же время сдержать слово, данное папе. Как девочке поступить? Как бы вы поступили? Дети решают проблемную ситуацию.

А вот и гости на нашем уроке, это гномы. Посмотрите, какие они все нарядные, вроде и одинаковые. Но  чем, же они отличаются. Правильно, выражением лица, или иначе говоря - настроением. С каким гномиком вам бы хотелось больше подружиться? Почему?

А сейчас давайте поиграем в игру, называется она "Угадай настроение". Нужно показать то выражение лица, которое изображено у гнома на карточке, которая вам досталась, Дети демонстрируют мимикой выражение лица заданного гнома.

А теперь я предлагаю вам посмотреть сказку, называется она "Торжественный обед."

Показ сказки. Инсценируют дети. После просмотра детям предлагается решить проблемную ситуацию, т.е. определить среди рыцарей разбойника.

Теперь, ребята, усаживайтесь поудобнее, я прочту вам сказку, которая называется " Злая судьба".

Далее следует чтение итальянской сказки.

   Вопросы  к детям после чтения.

  1. Как вы думаете, что такое судьба? Зависит наша судьба от нас
    самих или нет?
  2. Как вы понимаете слова Франчески "Человек не флюгер"?
  3. Может ли измениться настроение человека из-за того, что он наденет красивое и нарядное платье? А если ему придётся переодеться в струю, много раз чиненую одежду?
  4. Какой бы вы хотели видеть свою судьбу?

  5. Нарисуйте лицо судьбы счастливой и лицо несчастливой судьбы.

Приложение.

 Итальянская сказка ЗЛАЯ  СУДЬБА

(сокращенный вариант).

Жили когда-то семь сестер, семь королевских дочерей. Росли сестры во дворце, не зная заботы и горя. Недаром говорит пословица; богатому да счастливому и свеча, как солнце, светит. Но едва младшей королевне, Сантине, минуло пятнадцать лет, счастье покинуло королевскую семью. На королевство напало вражеское войско. Самого короля взяли в плен, а королеве с семью дочерьми пришлось бежать в чужое королевство и укрыться в глухом лесу, в темной хижине, в которой когда-то жил угольщик.

Теперь королевская семья узнала вторую половину пословицы — бедному да несчастному и солнце, как сальная свечка, чадит. Вместо мягких перин и атласных одеял у них были голые доски, чуть прикрытые сухой травой. Вместо золотых и серебряных блюд — одна глиняная миска и восемь деревянных ложек. А в миске иногда похлебка из грибов, а иногда и вовсе ничего. Так вот и жили.

Однажды вечером к хижине подошла старая-престарая старушка с корзиной в руках и предложила королеве купить немного винных ягод.

—        Ах, добрая женщина, — ответила, вздохнув, королева. — Еще недавно я могла бы купить у тебя хоть сто таких корзин. Но сейчас у меня нет, ни одного сольдо.

И королева рассказала старушке обо всем, что случилось с ними за последний год. Старушка выслушала, покачала головой и сказала:

  • Бедная королева! У одной из твоих дочерей злая судьба. Все ваши несчастья от этого. Пока с вами девушка Сфортуна — девушка Неудача, не ждите удачи.
  • У которой же из моих дочерей злая судьба? — спросила королева.
  • У той, что спит, скрестив на груди руки, — ответила старушка. — Прогони ее, и все пойдет хорошо.

Королева вошла в хижину, зажгла свечу и склонилась над детьми. «О Боже!» — чуть не вскрикнула мать: младшая дочь спала, скрестив на груди руки. Королева стала на колени у ее постели и горько зарыдала. Одна горячая слеза упала на щеку девушки. Она проснулась и услышала, что говорит мать.

—        Нет, моя бедная Сантина, никогда я не назову тебя Сфортуной! Ты такая любящая и ласковая, неужели ты и вправду можешь приносить несчастье! Я никогда не прогоню тебя, что бы ни говорила старуха. Лучше мы будем делить с тобой все, что накличет твоя злая судьба.

Горько было это слышать юной королевне, но она лежала тихо, как мышка, и ничем не показала, что проснулась. А когда мать, наплакавшись, задремала, Сантина встала, связала в узелок свои нехитрые пожитки, глянула в последний раз на сестер и мать и покинула хижину.

Всю ночь шла она лесом, а на рассвете вышла на равнину и увидела одинокий дом. Королевна подошла поближе и заглянула в окошко. Она увидела трех женщин, которые сидели за ткацкими станками и ткали. Одна ткала золотыми нитями, другая — серебряными, а третья — алой нитью по синей основе. Нити ложились такими красивыми узорами, что королевна не могла отвести глаз.

Одна из мастериц подняла голову, заметила девушку и пригласила ее в дом. «Позвольте мне остаться у вас, — попросила Сфортуна, — я буду вам помогать по хозяйству. А не разрешите, — пойду дальше».

—        Ну, что ж, — сказали ткачихи. — Оставайся.
Сфортуна тут же принялась за работу: прибрала в доме, развела огонь в очаге, приготовила обед.

Вечером мастерицы собрались в гости, и старшая из них сказала Сфортуне:

—        Мы вернемся только к утру. Хорошенько охраняй без нас дом. Ведь пряжа наша сделана из серебра, золота и шелка, а ткани нам заказал сам король для своей невесты.

Ткачихи ушли, а Сфортуна, переделав все дела, заперла дом и легла спать. Проснулась она ровно в полночь. Кто-то ходил по комнате, что-то звякало и шуршало.

—        Кто там? — вскрикнула девушка.

В ответ из темноты послышался скрипучий старческий голос:

—        Это я, твоя судьба. Утром увидишь, какой хорошенький подарочек я тебе приготовила. — И судьба пронзительно захихикала.

Потом все стихло. Девушка подумала: «Дверь крепко заперта, никому не войти в дом. Верно, мне это снится». Повернулась на другой бок и закрыла глаза.

А утром, когда вернулись домой ткачихи, оказалось, что вся дорогая пряжа спутана и изорвана, а драгоценные ткани изрезаны на куски.

—        Ах, негодница! — закричали ткачихи на бедную девушку. — Так-то ты платишь за нашу доброту! Убирайся вон!

И вот снова молодая королевна бредет, сама не зная куда. К вечеру пришла она в какое-то селение. Ни в одну дверь не решилась постучать Сфортуна, добрела до площади и присела на каменные ступени богатого дома. Когда стемнело, хозяин дома вышел, чтобы закрыть ставни, и увидел девушку. Пожалел он бедную Сфортуну и разрешил ей переночевать в своей лавке, среди бочек с вином.

Уставшая королевна быстро заснула. Под утро ей приснился удивительный сон. Будто она сидит над ручьем. Ручей бежит по камешкам, журчит и лепечет, как ребенок. Его бы песенку слушать да слушать, а Сфортуне почему-то страшно. Проснулась она в испуге и вдруг услышала, как кто-то бормочет скрипучим голосом:

—        Десять красных ручейков, собирайтесь в озеро! Я свое дело знаю, а девчонке от меня не отвязаться.

Громко закричала королевна:

—        На помощь! На помощь!

Прибежал заспанный хозяин со свечой. И что же он увидел? Все бочки откупорены, на полу лужи вина, в погребе плещется целое озеро вина, а в лавке никого нет, кроме девушки. Что могла сказать бедная Сфортуна! Молча она вытерпела брань и побои.

Заливаясь горькими слезами, опять побрела королевна, куда глаза глядят. К полудню она вышла на берег речки и увидела женщину, стиравшую белье.                                                       —        Э, — сказала женщина, — к прачке Франчиске пришла помощница. Не так ли, девушка?                                                                                                                                                       —        Если вы позволите, — ответила Сфортуна, — я охотно помогу вам.                                           —        Ну, так берись за дело, — ответила прачка Франчиска. — Я буду намыливать, а ты полощи.                                                                                                                                             Живо пошла у них работа. Солнце еще не устало припекать, а белье уже было развешано. Только оно подсохло, Сфортуна уселась на траве и начала его штопать.

—        Подумать только, — сказала прачка, — двадцать лет я стираю и штопаю белье нашему молодому королю и всегда думала, что никто на свете не может это сделать лучше меня. А теперь вижу, что гожусь тебе в подмастерья. Вот что, дитя, оставайся жить со мной.                       —        Ах, добрая женщина, -- ответила девушка, — и не смею даже переступить порог твоего дома. Недаром я прозываюсь Сфортуной. Моя злая судьба насылает несчастья на меня и на дом, в который я вхожу.                                                                                                                           —        Ну, это пустяки! — сказала Франчиска. — Судьба, конечно, особа важная. Да ведь и человек не флюгер, чтобы вертеться, куда ветер подует. Можно и против ветра повернуть, можно и злую судьбу подобрее сделать. Посиди здесь, я скоро вернусь. Не прошло и часа, как прачка вернулась.

Она принесла два кренделя и узелок. А в узелке было новое платье, новые башмаки, мыло, губка, гребень и целый пузырек с драгоценным розовым маслом.                                                                                                                                                      - Это подарок твоей судьбе, — сказала Франчиска и отдала девушке узелок. — А теперь возьми крендели и иди вниз по течению этой речки. Речка приведет тебя к морю. Там крикни три раза «Ого-го-го! Судьба Франчиски!» — тут и покажется моя судьба. Отдай ей один крендель, поклонись от меня да расспроси, как разыскать твою судьбу.                                                Пошла Сфортуна к морю и вызвала судьбу Франчиски. Та поблагодарила девушку за привет и за крендель и сказала: «Показать дорогу к твоей судьбе я могу. Только ты этой встрече не обрадуешься. Твоя судьба презлая старушонка. Но, если хочешь, слушай. Видишь тропинку? Ступай по ней. Как дойдешь до ущелья, сверни в первую расселину между скалами. В самом темном углу стоит печка, у печки хлопочет старуха. Это и есть твоя судьба. А уж разговаривай там, как сама знаешь, потому, что с ней сам черт сговориться не может».                                       Сфортуна поблагодарила судьбу Франчиски и пошла, искать свою судьбу. Вот и ущелье, вот и расселина, вот и печка. А вот и судьба Сфортуны. Ох, что у нее за вид! Седые волосы висят грязными космами, крючковатый нос перепачкан в саже, платье изодрано в клочья. Молодой королевне было почти шестнадцать лет, а можно было поклясться, что за все эти годы ее судьба ни разу не умылась.

  • Зачем пришла? — заворчала старуха. — Когда мне понадобится, я и сама тебя разыщу. Убирайся прочь!
  • Я сейчас уйду, дорогая синьора моя судьба. Возьмите только в подарок вот этот крендель
  • Очень мне нужны твои подарки! — сказала судьба, но потянулась за ароматным румяным кренделем.

Но тут девушка крепко схватила ее за руки и потащила к ручью. Ну и вопила же старуха, когда Сфортуна терла ее намыленной губкой!

—        Не хочу мыться! Не хочу!— кричала она, вырываясь,

Но Сфортуна не обращала внимания. Она чистенько вымыла свою судьбу, причесала ее, надела новое красивое платье, обула в новые скрипучие башмаки и вылила на нее весь пузырек с розовым маслом.

Ах, какая милая добрая старушка стояла теперь перед ней! А пахло от нее, как от десяти кустов роз. Известное дело, все женщины, даже самые старые, любят новые наряды. Судьба налюбоваться на себя не могла и то и дело поправляла оборочки на юбке.

—        Умница ты моя, — сказала она Сфортуне. — Так уж повелось: что если у человека злая судьба, он только и знает, что жалуется да клянет ее. Вот она и становится еще злее. Никому и в голову не придет, что надо самому постараться сделать свою судьбу краше. Теперь у тебя все пойдет хорошо. Спасибо тебе за подарки, прими и от меня подарочек.

И судьба дала Сфортуне маленькую коробочку. Девушка расцеловала старушку в обе щеки и побежала к Франчиске. Вместе они открыли коробочку. А там лежал кусочек галуна (дорогой шелковой ткани) длиною с палец.

—        Не очень-то щедрая у тебя судьба, — сказала Франчиска, но коробочку спрятала в ящик комода.

А вскоре по всей стране пошел слух. Молодой король женится на капризной заморской принцессе. Невесте сшили белое шелковое платье, по подолу

его обшили галуном. Но вот беда, галуна не хватило, совсем маленького кусочка, этак с палец длиной. И нет такого галуна больше во всем королевстве. Опозорится молодой король перед своей невестой!

Услышала это Франчиска, достала заветную коробочку и побежала во дворец. Галун, подаренный судьбой, ничем не отличался от галуна на свадебном платье.

- Ну, нья Франчиска! — воскликнул король. — Ты спасла меня от позора перед заморской королевной. За это я отвешу тебе столько золота, сколько весит твой галун.

Стали кусочек галуна взвешивать. Сперва на маленьких весах, потом на средних, потом на самых больших. Но сколько ни сыпали золота, галун оказывался тяжелей.

—        Нья Франчиска, — сказал король, — скажи правду: чей это
галун?

Франчиска рассказала о Сфортуне. Король пожелал ее видеть. А как только король и Сфортуна увидели друг друга, так сразу влюбились. И нечему тут удивляться — ведь оба они были молоды и красивы. Тотчас же король позвал своих советников и сказал:

—        Вы искали мне невесту за морем. А я нашел ее в собственном королевстве. Если кому-нибудь из вас больше нравится заморская королевна, пусть на ней сам женится.

И приказал готовить все к свадьбе.

На свадьбу Сантины приехал король, ее отец. Оказывается, он бежал из плена, собрал войско и выгнал врагов из своей страны. Приехали мать Сантины и ее сестры. Сидела за свадебным столом, конечно, и нья Франчиска. А мастерицам-ткачихам и торговцу вином молодой король щедро заплатил за изрезанную парчу и пролитое вино.                                                                        

За пышным столом на самом почетном месте сидели счастливые молодые. А за креслом невесты стояла еще одна гостья. Она радостно кивала каждый раз, когда слышала смех Сантины. Но никто не видел эту гостью, кроме молодой королевны, потому что это была ее собственная судьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство со свойствами воды, целостные представления о воде как о природном явлении»

Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде....

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....

Конспект занятия с подготовительной группой по теме "Знакомство с монетами"

В данной работе показан пример проведения занятия с детьми подготовительной группы по использованию современных монет РФ....

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «У каждого человека должно быть интересное дело».

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:«У каждого человека должно быть интересное дело»....