Презентация "«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа)

Гузелия Мударисовна Акчурина

Презентация "«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние детской литературы на патриотическое воспитание дошкольников.

722851.jpg

«Патриотизм- это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше.. Это сознание своей неотъемленности от7000_html_4d8f37a6.jpg

Родины и неотъемленное переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Алексей Николаевич Толстой.

Цель исследования – выявить педагогические условия использования детской литературы как средства воспитания у дошкольников патриотических чувств, рассмотреть детскую литературу как средство патриотического воспитания.

Задачи исследования –Показать значимость патриотического воспитания на современном этапе. Раскрыть теоретические основы патриотического воспитания дошкольников. Определить педагогические условия воспитания патриотических

чувств детей средствами детской литературы. Изучить и описать методы и приемы использования разных жанров литературы, рассмотреть варианты патриотических

мотивов в детское творчество в изобразительной деятельности, и сюжетно- ролевых

играх.

Выявить уровень воспитанности патриотических чувств у дошкольников.

Объект исследования – процесс воспитания патриотических чувств у дошкольников

старшего возраста.

Предмет исследования– педагогические условия воспитания патриотических чувств у дошкольников средствами детской литературы.

Гипотеза работы: детская литературы будет способствовать эффективному воспитанию патриотических чувств у дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:

  • использование в работе разных литературных жанров целью воспитания

патриотических чувств у дошкольников в разных видах деятельности

  • вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы;

Методы исследования:

  • опрос, беседа, тестирование;

-формирующие, контрольные методы.

База исследования:

  • подготовительная группа МБДОУ «Детский сад с.Узморье»

Большим потенциалом для воспитания патриотических чувств обладает детская литература. В России большое количество произведений написаны о красотах и любви к Родному краю. Однако, сравнительно небольшое

количество таких произведений изучается непосредственно в курсе дошкольной программы. Отсюда возникает проблема эффективного воспитания патриотических чувств, поскольку книга является едва ли не самым главным источником знаний о своей Родине.

Все это определяет актуальность темы исследования.https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e7ea4c71d783d734f0939285de3e5cf6&n=33&h=190&w=296

http://an-angel.ru/big/an1436116489.jpg

Понятие «патриотизм» в историко-философском, социально-

педагогическом, психолого-педагогическом аспектах.

В первой главе я рассматривала понятие «патриотизм» в историко- философском, социально-педагогическом, психолого-педагогическом аспектах.

Историко-философский аспект патриотических чувств предполагает рассмотрение их как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества. Философский анализ проблемы патриотических чувств позволяет выделить два ключевых понятия,

используемых для их характеристики — Родина и Отечество.

В социально-педагогическом плане патриотическое чувство

рассматривается как социально-нравственная ценность, выражающая отношение человека к Родине и Отечеству, которое выступает в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогической литературе понятие «патриотические чувства» также трактуется по- разному. Сущность понятия патриотизм многогранна, в ней можно выделить следующие составляющие: чувство привязанности к родным местам, уважительное отношение к своему народу, забота об интересах

Родины, осознание долга перед Родиной, проявление гражданских чувств, гордость за свою страну, уважение к истории своего народа, стремление посвящать свой труд на укрепление могущества Родины.

Патриотическое воспитание на современном этапе.

В год юбилея Великой победы во Второй мировой войне идея сознательного, организованного, целенаправленного акцентирования дошкольников на осознании своей патриотической идентичности, на героических традициях прошлого, на воспитании гражданской решимости и действенности получила активную поддержку как общества, так и государственных структур.

В ходе дискуссии, проходившей в рамках «круглого стола», представители депутатского корпуса Госдумы Российской Федерации высказали твердое убеждение в том, что сегодня необходим «социальный заказ на патриотизм», подразумевающий государственную пропаганду государственных приоритетов страны, в том числе и патриотического воспитания.

http://novostipmr.com/sites/default/files/field/image/201508/otguly1.jpghttp://www.niasam.ru/9358_i_gallerybig.jpg

Формы и методы использования детской литературы в

патриотическом воспитании дошкольников.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах.

Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью

настольного и перчаточного театра. Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет

детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на

специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга

пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне - детей приучают брать

книгу чистыми руками, не рисовать на страницах.https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d9fe11e701f352d708fd1a1e396de158&n=33&h=190&w=253https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=44c7d756b057919f779417566a112133&n=33&h=190&w=285

Психологические особенности        воспитания патриотических

чувств у дошкольников.

Передо мной встал вопрос: что может заинтересовать ребенка чистотой, красотой и глубоким содержанием?.

Возрастные особенности дошкольников зависят от предшествующего

психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых. Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное

стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Моя практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки

или особенно впечатлившие моменты сюжета. Я поняла, что воспитывать патриота – дошкольника надо на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

Для достижения этой цели в работе по патриотическому воспитанию я выделила

следующие направления: “Моя семья”, “Моё село”, “Моя страна Россия”,

“История русского государства”, “Этот день победы.”

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста.https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be6355524502af520ed444d95cc1b73e&n=33&h=190&w=148

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и

прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности..

Былины – эпические произведения о героическом прошлом русского

народа. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому

воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью:https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=26d3ad71743f67f7d3c3b73c455658de&n=33&h=190&w=141http://mybook.biz.ua/files/books/middle/image_63994_1.jpg

Заметное место занимают частушки. И здесь дети знакомятся с

исторической бытностью нашей Родины, с жизнью в деревне.

Обрядовые песни, прибаутки, сказки и небылицы – входят в круг

детского чтения (народные и авторские).

Стихи. Знакомство детей с поэтическим языком при

знакомстве с природой приучает их подмечать

прекрасное и выражать мысль не плоскими,

шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы.http://blog.childlib.by/wp-content/uploads/2015/04/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%BE-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5.jpg

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек.http://img.winxmar.ru/800/2013-22/84566.jpg

Реализация педагогических условий воспитания патриотических

чувств детей средствами детской литературы.

Гипотеза моего исследования основана на предположении, что эффективное воспитание патриотических чувств у младших школьников средствами детской литературы будет осуществляться при соблюдении следующих условий:

  • использование в работе разных литературных жанров;
  • привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о

родной стране, родном городе;

  • вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев

детской литературы;

  • использование детской литературы с целью воспитания

патриотических чувств как на занятиях, так и во время экскурсий.

Методические рекомендации        воспитателям по применению детской литературы в воспитании патриотических чувств детей

дошкольного возраста.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах: целостности, гуманизации, деятельностного подхода, интеграции, культуросообразности, возрастного и индивидуального подхода

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе

реализации данной работы:

  1. Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа.
  2. Историческое единство русского народа.
  3. Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура

дополняют другие.

В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих

социально важных проблем:

  1. Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в

нем.

  1. Достоинство, смысл и величие жизни человека.
  2. Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений.
  3. Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу.
  4. Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни

C:\Users\dom\Desktop\на диплом\IMG_20160114_160723.jpgC:\Users\dom\Desktop\на диплом\IMG_20160114_161302.jpgВ музее Боевой славы.C:\Users\dom\Desktop\на диплом\IMG_5005.JPGC:\Users\dom\Desktop\на диплом\IMG_5008.JPG

C:\Users\dom\Desktop\фото на диплом\IMG_4420.JPG

Книжный уголокhttp://pa-ma.ru/images/photos/medium/map206-7.jpg

Спасибо за внимание!

Работу выполнила студентка 041 группы Акчурина Г.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,...

Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

Призентация предназначена для ледагогов ДОУ....

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих  граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:●1.Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей м...

Презентация " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

.«Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В.А.Сухомлинский 1...