Список литературы для чтения по темам недели для среднего возраста
книга по художественной литературе (средняя группа)

Колбина Наталья Александровна

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pers_chtenie_lit-ry_po_teme_nedeli.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели

Автор, название произведений и цель.

До свидания лето! Здравствуй детский сад!

Важдаев В., Краснова А «Два жадных медвежонка».

Цель: развивать умение детей понимать смысл произведения; учить отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать любовь к художественной литературе.

В. Карасева «Оля пришла в садик»

Цель: учить слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей, развивать слуховое восприятие.

Чтение сказки Р. Сеф " Сказка о кругленьких и длинненьких человечках".

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения, развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному.

А.Л. Барто цикл «Игрушки».

Цель: продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, упражнять в подборе определений к заданному слову (игрушки), активизировать словарь детей, развивать внимание.

Домашние животные и их детеныши

Русская народная сказка. «Три поросёнка»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.

С. Маршак «Усатый полосатый», «Детки в клетке»

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства

В Сутеев «Кто сказал: «Мяу», «Три котенка»

Цель: Учить детей воспринимать содержание произведения, передавать характерные признаки домашних животных. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. Учить понимать смысл сказки, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать дружелюбие.

Лес, точно терем расписной…  (деревья осенью)

А. Плещеев «Осень наступила».

Цель: Формирование любви к природе через художественное слово

А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».

Цель: Развивать внимание, память, творческое воображение

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

Цель: учить внимательно, слушать, понимать тему и содержание, отвечать на вопросы.

И. Токмакова «Дуб».

Цель:  Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать.

Овощи

Сказка «Репка»

Цель: развивать интерес к произведениям народной культуры; учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; воспитывать культуру общения, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Сказка «Вершки и корешки»

Цель: учить детей слушать сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.

Н. Носов «Огурцы»

Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.

Ю. Тувима «Овощи»

Цель: учить слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Фрукты

.Г. Юдин «Как варить компот»

Цель: учить слушать произведение, отвечать на вопросы.

В. Сутеев «Яблоко»

Цель: учить детей оценивать поступки героев; воспитывать доброжелательные отношения с товарищами; развивать память, слуховое восприятие.

В Сутеев «Мешок яблок»

Цель: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу; учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы.

Л. Толстой «Сажал старик яблони»

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

Дикие животные и их детеныши.

В. Бианки. «Купание медвежат.»

Цель: формировать умение внимательно слушать произведение.

И. Соколов-Микитов «Ёж».

Цель: закреплять знания детей о  диких животных.

И. Соколов-Микитов «Белка.»

Цель: учить слушать рассказ; выделять главную мысль рассказа

М. Пляцковский «Как две лисы нору делили»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость; следить за развитием действия, передавать словами, жестами общий сюжет, отвечать на вопросы.

Грибы, ягоды

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Цель: воспитывать любовь к художественной литературе; развивать умение слушать произведение до конца; учить оценивать поступки героев.

В. Сутеев «Под грибом»

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; развивать фонематический слух.

К. Ушинский «Спор деревьев»

Цель: учить слушать рассказ; выделять главную мысль рассказа; развивать умение оценивать поступки героев; воспитывать усидчивость.

обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами»

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью; развивать речевую активность.

Перелетные птицы

Загадывание загадок о перелетных птицах.

Цель: Развивать логическое мышление, воображение.

Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 

Цель: учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Чтение стихов про птиц. 

Цель: прививать любовь к поэзии.

Чтение А. Майков «Ласточка»

Цель: расширения представления о птицах.

Домашние птицы

К. Ушинский «Петушок с семьей».

Цель: Познакомить детей с новым рассказом, помочь понять его содержание, вызвать желание стать героями рассказа.

Г. Кудашова «Гусенок пропал».

Цель: развивать память, слуховое восприятие.

Е. Чарушин «Утка с утятами», «Индюк», «Курочка».

Цель: Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, воспитывать доброе отношение к домашним животным,

В. Сутеев «Что за птица?»

Цель: Расширять представление детей о дружбе, о доброте, о хороших качествах; развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наша Родина – Россия!

Сказка «Волк и семеро козлят».

Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать усидчивость.

Сказка «Три поросенка».

Цель: Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.

Чтение З. Александрова: «Родина»

Цель: Развивать эмоционально чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к родной природе, патриотизм.

Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»

Цель: Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев.

Семья

Чтение Л. Квитко «Бабушкины руки».

Цель: Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.

Чтение К.Чуковский: «Я один у мамы сын».

Цель: Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей

Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках».

Цель: Закреплять гендерные представления детей.

Чтение произведения. К. Ушинский «Петушок с семьёй» 

Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание рассказа.

Мебель

А. Барто «Хромая табуретка».

Цель: учить слушать текст и отвечать на вопросы

С. Маршак «Откуда стол пришел»

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

С.Я Маршак «Кошкин дом»

Цель: Развивать интонационную выразительность речи, осмысление сюжета литературного текста. Воспитывать трудолюбие, желание слушать.

Л. Толстой «Три медведя»

Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями.

Зимующие птицы и животные зимой

В. Бианке «Кто как зимует?»

Цель: Учить слушать внимательно сказку, определять жанр произведения. понимать средства выразительности. Закрепить названия зимующих птиц.

М. Горький «Воробьишко».

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить

отвечать на вопросы по содержанию произведения.

З. Александрова «Новая столовая».

Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, развивать интерес к животному миру;

воспитывать бережное отношение к природе.

Сказка «Зимовье зверей»

Цель: продолжать формировать навыки рассматривания книги, передаватььинтонацией голоса персонажей, подвести к пониманию образного содержания сказки и поступки персонажей, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Одежда, головные уборы

Н. Носов «Живая шляпа»

Цель: Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова.

С. Мурадян «Зайкина шубка»

Цель: Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный»

Цель: Учить замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

А. Барто «Чепчик»

Цель: продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия.

Обувь

Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цель: Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей; развивать умение выделять главных героев сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах».

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя.

С. Маршак. «Вот какой рассеянный».

Цель: развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; воспитывать интерес к художественной литературе.

К. Чуковский «Чудо – дерево»

Цель: Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Кухня, посуда

Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой».

Цель: развивать воображение, умение высказывать суждение, выразительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность.

К. Чуковский «Федорино горе».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

Русская народная сказка «Жихарка».

Цель: обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления.

Н. Носов «Мишкина каша».

Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации,

уточнять представления детей об особенностях рассказа

Новый год

Русская народная сказка «Снегурочка»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.  

В. Осеева «На катке»Цель: Учить детей воспринимать содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

В Сутеев «Снеговик-почтовик» Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Развивать фонематический слух.

А. Прейсе «Веселый новый год»

 Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Обратить внимание детей на некоторые приемы комического (смешные ситуации воспитывать умение воспринимать произведения художественной литературы).

Зимние игры и забавы

Ф. Губин «Горка».

Цель: продолжать приучать детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Н. Носов «На горке»

Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

А. Квитко «Санки»

Цель: Уточнить представление детей о зимних играх-забавах, как видов спорта

А. Введенский «На лыжах»

Цель: Формировать у детей умение слушать стихотворение, добавлять по смыслу слова, несложные фразы, учить представлять услышанное.

Мое тело (здоровье)

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Цель: Продолжать учить детей слушать большую по объему текст, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

Чтение книги К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Создавать условия для предпосылок к формированию здорового образа жизни у детей.

А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: Дать представление о правилах личной гигиены.

М. Ефремов «Тело человека»

Цель: Закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

Транспорт

Н. Носов «Метро»

Цель: продолжать знакомить детей с произведением Н. Н. Носова. Учить детей понимать рассказ, уточнять словарь по теме.

Н. Носов «Автомобиль»

Цель: продолжать знакомить детей с произведением Н. Н. Носова.

Сказка Сутеев «Кораблик»

 Цель: обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления.

С. Я. Маршак «Багаж»

 Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание произведения в стихотворной форме.

Инструменты

В. Осеева «Волшебная иголочка».

Цель: учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

Е. Пермяк «Торопливый ножик».

Цель: Приучать внимательно слушать рассказ, осмысливать его и отвечать на вопросы.

Л. Воронкова «Как Алёнка зеркало разбила»

Цель: Познакомить с литературным произведением, помочь понять его смысл.

Р. Сеф «Лопата»

Цель: Учить детей понимать произведение, уточнять словарь по теме.

ПДД

С. Михалков «Моя улица».

Цель: развивать интерес к художественной литературе.

Я. Пишумов «Азбука города».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Сказка по ПДД «Маша и медведь».

Цель: Повторить правила дорожного движения, значения сигналов светофора.

И. Гурин «Светофор».

Цель: развивать интерес к художественной литературе.

Комнатные растения

Г.Х.Андерсен. Дюймовочка.

Цель: Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения.

Чтение Е. Серова «Лужайка», «Ах вы цветики, цветочки».Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение внимательно и отвечать на вопросы.

Е. Вовк «Чьи цветы лучше?».

Цель: развитие мышления, памяти, внимания.

 Б. Пастернак «Герань».

Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение.

Наши папы

Русские народные сказки «Каша из топора».

Цель: учить понимать юмор, характерные особенности персонажей сказки; развивать воображение.

Разучивание стихотворения «Дедушкин портрет»

Цель: Участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании. Выразительно читать стихотворный текст.

З. Александрова «Дозор»

 Цель: Воспитывать трудолюбие, желание слушать и самостоятельно пересказывать короткие литературные тексты.

Баруздин С.А. «Шёл по улице солдат». Цель: любовь к Родине, чувство гордости за Российскую армию, формировать желание стать таким же смелым и надежным, как солдат.

 

Весна

Потешка «Иди, весна, иди, красна…»

 Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. Помочь детям понять содержание потешки.

В. Сутеев «Кораблик»

 Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.

 Н. Сладков «Медведь и солнце»

Цель: учить слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, воспитывать усидчивость, развивать внимание и память.

 Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Воспитывать у детей чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

Мамин праздник

Рассказ Л. Квитко «Бабушкины руки»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к родным людям, усидчивость.

Г. Виеру «Мамин день»

 Цель: продолжать учить понимать смысл стихотворения; углублять знания о родных и любимых людях; воспитывать любовь к родным и близким.

О. Емельяновой «Лучшая мама»

Цель: формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

Стихотворение Т. Чанчибаева «Мамины руки»

Цель: учить детей выражать своё отношение, любовь к маме через поэзию.

Профессии

С. Михалков «Дядя Степа»

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

С. Маршак «В театре для детей»

Цель: развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать интерес к театру.

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Цель: развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе.

Б. Заходер «Строители»

Цель: Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии.

Безопасность в быту и бытовая техника

Л. Н. Толстой «Пожарные собаки» 

Цель: Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова, эпитеты, сравнения)

Б. Житков «Дым»

Цель: познакомить детей с произведением Б. Житкова

 К. И Чуковский «Путаница»

Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского

С. Маршака «Пожар»

Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака

День птиц (птицы прилетели)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

Цель: развивать умение видеть положительных и отрицательных героев; воспитывать чувство сострадания к пернатым.

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…».

Цель: Учить с детьми стихотворение,  прививать любовь к природе.

Н. Сладков «Птицы весну принесли».

Цель: закреплять с детьми приметы времени года весна, уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению; воспитывать дружелюбие.

В Бианки Рассказы.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Рыбы

Сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: знакомить детей с творчеством Пушкина, учить понимать смысл  произведений, развивать слуховое восприятие.

Русская народная сказка «Лисичка-Сестричка и серый волк»

Цель: продолжать развивать умение детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по прочитанному, воспитывать умение отличать добро и зло.

Русская народная сказка «По-щучьему велению…»

Цель, развивать умение отвечать голосами героев произведения, воспитывать усидчивость, познавательный интерес к происходящему.

Н. Носов «Карасик».

Цель: Учить детей понимать произведение, воспитывать интерес к художественной литературе.

Космос

Б. Михайлова «Как Мишутка в космос летал».

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, воспитывать интерес к художественной литературе.

Отрывок из повести Н. Носова «Незнайка на луне»

 Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям в космосе.

 К. Чуковский «Краденное солнце»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание.

Первый в космосе. Из книги В.П. Бороздина

Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

Книжкина неделя

В. Драгунский «Друг детства»

Цель: Познакомить с творчеством В. Драгунского.

Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

Цель: Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора.

С. Маршак. «Как печатали книгу»

Цель: Познакомить детей с творчеством С. Маршака.

Заучивание «По дубочку постучишь…» рус. нар. Песня

Цель: Продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Цветы на лугу

Стихотворение «Лесная фиалка» В. Паспалеева

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение и отвечать на вопросы по тексту.

Е. Серов «Одуванчик».

Цель: Учить детей использовать выразительные средства речи для передачи содержания стихотворения, воспитывать интерес к цветущим растениям, бережное отношение к ним

В Катаев «Цветик-семицветик».

Цель: учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Сказка «Про то, как пришли на Землю цветы».

Цель: продолжать учить детей отличать сказку от произведений других жанров. Развивать интерес к книге, слуховое восприятие.

День победы

Стихотворение Е. Благиной «Шинель».

Цель: Познакомить детей со стихотворением, побуждать принимать активное участие в беседе, развивать диалогическую речь, развивать выразительность речи, отвечать на вопросы.

Е. Дюк «Про дедушку».

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя.

Чтение рассказов из книги В. Коросевой «Детям о войне».

Цель:  Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия.

Чтение рассказа С. П Алексеева «Победа будет за нами!»

Цель: В доступной форме рассказать детям о Великой Отечественной войне

Мир насекомых

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу –

Короткий хвост»

Цель: Ознакомление детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

Цель: познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова, развивать умение отвечать на вопросы.

К. Чуковский. Муха-цокотуха.

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературе.

Й. Змай. Божья коровка.

Цель: Расширять представление детей о разнообразии насекомых.

Здравствуй лето!

Сказка «У солнышка в гостях»

Цель: внимательно слушать сказку, отвечать на вопрос по содержанию, воспитывать усидчивость.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».

Цель: закрепить знания о значимости солнца для всего живого, развивать слуховое восприятие и познавательный интерес.

Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха».

Цель: продолжать учить детей оценивать поступки героев, развивать диалогическую речь, память.

Сказка Н. Павловой «Земляничка».

Цель: развивать внимание, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для чтения детям (в род. уголок) средняя группа

Список литературы для чтения детям (в род. уголок) средняя группа...

Список литературы для чтения и заучивания наизусть в средней группе "Непоседы"

Список литературы на октябрь, ноябрь и декабрь для чтения и заучивания с детьми средней группы....

список литературы для чтения по лексическим темам

список литературы для чтения по лексическим темам...

Список литературы для чтения детям в средней группе по программе "От рождения до школы"

Данный материал поможет подобрать материал для чтения художественной литературы в средней группе по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"....

Рекомендуемый список литературы для чтения детям среднего дошкольного возраста с 4-5 лет.

Рекомендуемый список литературы для чтения детям среднего дошкольного возраста с 4-5 лет....

Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4-5 лет лет (средняя группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы

Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4-5 лет (средняя группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы...

Примерный список литературы для чтения детям в средней группе

Книга играет ключевую роль в развитии ребенка, помогая ему открывать новые знания, искать ответы на свои вопросы и расширять границы своего мира. Она позволяет ему переживать приключения героев, фанта...