«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления (Кубики и Ромашки Блума)»
материал по художественной литературе

Цель мастер-класса: расширение представлений педагогов в области развития предпосылок читательской грамотности посредствам использования приема технологии критического мышления «Кубик и Ромашка Блума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kubik_i_romashka_bluma.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно - эстетическому  

направлению развития детей»

Мастер-класс для педагогов

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления

(Кубики и Ромашки Блума)»

  Воспитатель: Любовь Ивановна Киселева

Зиновьева Инна Рашидовна

   МБДОУ №22 «Журавушка»

г. Шарыпово, 2023 г.

1. Организационный момент Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги, тема нашего мастер-класса звучит так «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления (Кубики и Ромашка Блума)»

Итак, уважаемые коллеги вы любите получать подарки? (Ответы) И сегодня мы будем вам их дарить, а что на ваш взгляд является самым лучшим подарком? (Ответы)

- А мы решили вам подарить этот на наш взгляд важный и нужный подарок, откройте его (педагоги открывают подарок внутри лежит книга сказки К.И. Чуковского).

- Книга совсем недавно была самым лучшим и желанным подарком для многих. Слайд 2 Великий академик Дмитрий Лихачев говорил: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

- Цитата о том, что, несмотря на новые технологии, с книгой расставаться не стоит — чрезвычайно актуальна. Действительно, люди все меньше читают литературу, отдавая предпочтение другим, более прогрессивным, источникам информации.

2. Теоретическая часть: Слайд 3

- В огромном потоке информации, в котором мы живем, необходимо научиться анализировать эту информацию, уметь выразить свое отношение к ней, отсеять ненужное, сформулировать вопросы и найти на них ответы. Подобные навыки могут быть развиты в результате чтения и начинать подобную деятельность необходимо как можно раньше.

- Воспитание «талантливого читателя», со слов С.Я. Маршака, начинается с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте целесообразно начинать формировать предпосылки читательской грамотности. От умения читать вдумчиво, анализировать прочитанное, самостоятельно добывать информацию из текста, делать выводы напрямую зависит успешность ребенка в школе и в дальнейшем в профессиональной деятельности.

- В своей педагогической деятельности по развитию предпосылок читательской грамотности мы используем приёмы технологии критического мышления «Кубик Блума» и «Ромашка Блума».

Слайд 4 Цель: расширение представлений педагогов в области развития предпосылок читательской грамотности посредствам использования приема технологии критического мышления «Кубик и Ромашка Блума».

Задачи:

  • Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной теме.
  • Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы.
  • Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Слайд 5 - Уважаемые коллеги, ответьте пожалуйста на вопрос: «Без чего невозможно общение?» (Ответы) 

-  Общение людей невозможно без вопросов и диалога, данные умения нам позволит развить в детях еще один прием, откройте подарочную коробку (в коробке макет ромашки Блума). Что это как вы думаете? (Ответы)

Слайд 6 - Верно, это ромашка. На этот замечательный цветок обратил внимание когда-то Бенджамин Блум. Б. Блум известен как автор теории педагогической практики, разделяющей образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Иными словами грамотный читатель, используя личностный опыт и знания, оперирует литературным материалом на трёх уровнях – «Знаю», «Умею», «Творю».

   Этот прием называется "Ромашка Блума" или «Ромашка вопросов и ответов», он основан на работе с текстом, этот приём является универсальным и может быть использован не только воспитателем, но и детьми. Главным в работе с текстом является осмысление информации, а одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. А как вы думаете нужно ли учить задавать вопросы? (Ответы). Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить», а научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования. Итак что же такое «Ромашка Блума»?

Слайд 7 - "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков – 6 вопросов: Слайд 8

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?" Целью этих вопросов является предоставление ребенку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Слайд 9

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Возможны два варианта: Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой; Вопросы формулируют сами дети. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

3. Практическая часть: Слайд 10

А сейчас я предлагаю вам опробовать данный прием, для этого предлагаю разделиться на 2 команды (по ромашкам Блума, только с разными серединками). Давайте вспомним с вами замечательную сказку К.И. Чуковского «Мойдодыр». У каждого из вас макет ромашки, на которую можно ориентироваться при составлении вопросов. После прочтения текста мы попробуем составить вопросы всех типов и зададим их друг другу.

Слайд 11, 12, 13 ПРИМЕР СОСТАВЛЕННЫХ ВОПРОСОВ ОТ ДЕТЕЙ

4. Теоретическая часть:

- Замечательно, уважаемые коллеги, когда вы с детьми уже освоили ромашку, можно перейти к следующему приему, а к какому вы узнаете, если откроете наш третий подарок, открывайте. (Коллеги открывают, внутри лежат кубики Блума)

- Ну а что может быть более простым, чем игра в кубики? Кубики - это знакомый каждому малышу с детства привычный игровой материал. Дети воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Всего 6 граней, 12 рёбер. Как ни поставь, куб останется кубом. И всё же… Кубики — неотъемлемая часть процесса развития ребёнка. - Что же такое кубик Блума? Слайд 14

- Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написаны слова: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Все вопросы должны начинаться со слова, которое выпало на грани. Слайд 15

Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний о содержании произведения. Это самые простые базовые вопросы.

Грань «Почему» Вопросы позволяют сформулировать причинно-следственные связи событий, происходящих в произведении с героями.

Грань «Объясни» Вопросы этой группы помогают объяснить и уточнить все факты из жизни главного героя, выразить личное отношение к тому, что случилось с главным героем. Если дети не найдут ответ в тексте, им придётся использовать свой жизненный опыт, умение рассуждать над проблемой.

Грань «Предложи» Эта группа вопросов предполагает использовать творческие способности на пути решения проблемы, возникшей в жизни главного героя.

Грань «Придумай» Блок этих вопросов тесно связан с гранью «Предложи» и предполагает развитие у детей креативного, творческого мышления, умение включать фантазию, понимать взаимосвязь между частями текста, умение находить выход из сложившейся ситуации.

Грань «Поделись» Вопросы предлагают поделиться впечатлением от прочитанного, выразить свои эмоции.

5. Практическая часть: Слайд 16

- Уважаемые коллеги, давайте мы с вами попробуем поиграть в кубик. Начинать с детьми советуем с кубиков которые уже содержат вопросы, затем по мере усвоения приемов данной технологии детьми можно вводить кубик лишь с прописанными вопросами. Слайд 17 Предлагаю поиграть с первым кубиком и отражать он будет достаточно известное произведение из книги, которую мы вам подарили в самом начале мастер-класса, это сказка К.И. Чуковского «Тараканище») (коллеги по очереди бросают кубик и отвечают на выпавшие вопросы)

- А сейчас, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам попробовать смоделировать часть занятия на основе приема «Кубик Блума».

Возьмем всем нам известную сказку «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать.

1. Назови кто автор этой сказки, или кто главные герои этой сказки?

2. Почему Муха-Цокотуха пригласила всех друзей?

3.Объясни поступки гостей, по отношению к Мухе-Цокотухе. (Здесь могут быть и дополнительные фразы): Ты действительно думаешь, гости поступили неправильно?

4. Предложи свой вариант концовки этой сказки.

5. Поделись своим отношением к героям сказки.

6. Придумай, прилагательные ко всем героям.

Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

- Уважаемые коллеги подводя итог нашей сегодняшней деятельности хотелось отметить, что представленные нами приемы способствуют развитию умения взаимодействовать с текстом, размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение, анализировать мнение других читателей, задавать вопросы, «проживать» текст как замысел автора.

6. Заключительное часть: Слайд 18

- Уважаемые коллеги, в завершении нашего мастер-класса нам хотелось поблагодарить вас за работу и провести небольшую рефлексию и в этом нам тоже поможет Кубик Блума.

Упражнение Кубик Блума «Рефлексия»

- Закончить мастер – класс нам хотелось бы словами американского психолога, учителя и исследователя Джона Холта: «Учиться – значит задавать вопросы.  Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Слайд 19 Уважаемые коллеги, спасибо за участие и больших вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

 Современные дети — это больше «зрители»,  которые хотят  воспринимать    «красивую картинку». Чтение уходит на второй  пл...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...