Конспект занятия " Вершки и корешки"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Артякова Елена Юрьевна

-Совершенствовать умение  осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.

-Обогащать словарный запас детей.

-Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос

-. Поощрять попытку высказать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос педагогом.

-Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточняя их ответы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Тема: Чтение сказки «Вершки и корешки».

Программные задачи:

Познакомить детей со сказкой.

-Совершенствовать умение  осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.

-Обогащать словарный запас детей.

-Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос

-. Поощрять попытку высказать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос педагогом.

-Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточняя их ответы

Словарь:

Потешка, вершки, дубровая, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приёмы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поошрение, сюрпризный момент.

Оборудование:

Фланелеграф, набор картинок «Овощи».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Стук в дверь и появляется игрушечная сорока)

– Ребята у нас гостья сорока. Но это не простая гостья. А гостья которая заблудилась и очень расстроена. Давайте мы с вами развеселим нашу гостью. Ребята приготовьте ваши ладошку, поставьте на неё пальчик и повторяйте за мной слова и движения.

Сорока – ворона кашку варила, (водят пальцем по ладони)

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил. (загибает по очереди пальцы)

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дров не рубил (грозят пальчиком)

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

– Что мы с вами рассказали?

(ответы детей)

- Правильно ребята это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»?

(ответы детей).

- Для чего она нужна?

(ответы детей)

- Развлекать или как раньше говорили потешать малышей. Слово потеха произошло от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. Поэтому оно и называются народными, их придумал люди. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим детям, и так далее. Вот так сказки дошли до наших дней. Это старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня ребята я познакомлю вас и нашу гостью с русской народной сказкой «Вершки и корешки».

2. Чтение сказки.

- В тексте сказки нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает(это то что у растений находится над землей).

- А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений которые нельзя есть называю ботвой. «Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за воз такой?

(ответы детей)

- Ребята как вы понимаете выражение «жать рожь»

(ответы детей и если необходимо воспитатель дополняет ответы детей)

3. Физкультминутка: речь с движениями «В огороде».

- У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем.

урожай соберем. (идут по кругу взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем. (имитация движений)

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг)

Щавеля нарвем немножко (имитируют)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу взявшись за руки)

4 Беседа по содержанию сказки.

- Как называется сказка?

- Кто её сочинил?

- Значит это …русская (народная сказка)

- Каким вам показался медведь? Какими словами можно назвать медведя?

(ответы детей)

-Ребята давайте, что делал в сказке медведь.

(Грозился«Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так громко заревел. Дождался, когда мужик опять придет за урожаем и стал требовать сою долю).

- Можно еще что-то добавить о том, какой медведь?

(злой, сильный, ленивый)

- А что можно сказать о мужике?

- Чем он занимается в сказке?

(Репу сеет. Пашет, да работает. Репу капает. Репу наложил, на, воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал, жать рожь.)

- Как можно назвать одним словом все, что делал мужик?

(Мужик трудился)

- Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз?

(ответы детей)

- А во второй раз?

(ответы детей)

- А как вы думаете почему мужик не захотел делиться с медведем по честному, обхитрил его?

(ответы детей).

- Кто в сказке вышел победителем?

(ответы детей)

- Почему сильного медведя победил слабый мужик?

(ответы детей)

- Ребята в жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В нарде есть такая пословица«Разум силу победит». Что такое «разум»?

(ответы детей).

- Кто повторит пословицу? Что она означает? А другая пословица говорит«Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы её понимаете?

(ответы детей).

5 Дидактическая игра «Вершки и корешки».

- в сказке медведь не знал о овощах: у кого вершки съедобные, а кого корешки и наша гостья сорока то же не знает. А вы ребята знаете?

Сейчас мы это проверим.

(на фланелеграфе расположены в разброс овощи)

Вам ребята необходимо расположить слева овощи со съедобными вершками, а справа со съедобными корешками.

(Дети находят и обосновывают свой ответ)

6. Подведение итогов. Оценка работы детей.

- Молодцы ребята! С заданиями вы все справлялись очень хорошо правильно давали ответы на все вопросы. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

(Играли с пальчиками. Слушали сказку.)

- Слушали какую сказку?

(Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки)

- Ребята вы молодцы и наша гостья очень рада нашему знакомству но ей пора возвращаться и она вам в подарок оставляет картинки к сказке с которой мы сегодня познакомились и вы после занятия раскрасите эти картинки.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Путешествие по чудо-саду Корнея Чуковского».

Программное содержание:

1. Совершенствовать  и обобщать знания детей по изученным произведениям К. Чуковского;

2. Развивать интонационную выразительность речи, внимание, память.

3. Воспитывать любовь к книгам, вызвать желание воспроизводить полюбившиеся отрывки.

Материал: портрет К. Чуковского; сундучок, в котором лежат мыло, щетка, монетка, воздушный шарик, градусник, блюдце; силуэты деревьев, выпиленных из фанеры, на которых закреплены картинки с животными и предметами по сказкам К. Чуковского; карточки из лото «Любимые сказки» с иллюстрациями к сказкам  К. Чуковского;  2 игрушечных телефона, маски-шапочки для драматизации сказки «Телефон»; игрушечный поезд с наклеенными иллюстрациями к стихам «Дженни»«Курица»«Скрюченная песня»«Барабек»; мягкая игрушка зайчик, картинки для раскрашивания, грампластинка с записью загадок в исполнении К. Чуковского; конверт с картинками-лабиринтами.

Предшествующая работа: чтение произведений К. Чуковского«Телефон»«Айболит»«Тараканище»«Краденое солнце»«Мойдодыр»«Муха-цокотуха»«Чудо-дерево»«Радость»«Путаница»«Дженни»«Курица»«Скрюченная песня»«Барабек»«Храбрецы»«Котауси и мауси»; заучивание отрывков из сказок и стихов; драматизация сказки «Телефон»; рассматривание иллюстраций; рисование и лепка по сказкам К. Чуковского; дидактические игры «Любимые сказки»«Кто говорит?»«Я начну, а ты закончи»«Делай с нами».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает посмотреть на портрет:  Кто это? Кто он такой? (Что делал? Что вы о нем знаете) (ответы детей)

Недавно мы с вами прочитали стихотворение К. Чуковского «Чудо-дерево». А вы хотите попасть в такой чудо-сад?  А вам не страшно пойти в такой чудесный, необычный сад? Почему? (воспитатель подводит детей к мысли, что все сказки К. Чуковского добрые, в них всегда добро побеждает зло)

А теперь отправляемся в путешествие:

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждет,

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились,

Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг!

Вот и очутились мы с вами в чудо-саду КЧуковского, посмотрите, какие необычные здесь деревья.

 Воспитатель подводит детей к дереву с картинками. Дети должны узнать по картинке произведение и прочитать соответствующий отрывок.

  Какое животное чаще всего встречается в сказках К. Чуковского? Правильно, крокодил. («Телефон»«Айболит»«Тараканище»«Краденое солнце»«Путаница» и др.)

Около другого дерева стоит сундучок, закрытый на замок. Чтобы его открыть, нужно сказать волшебные слова, которые записаны на карточках с иллюстрациями сказок К. Чуковского, которые необходимо сложить по порядку номеров:

1. Сказка о мальчике-грязнуле. («Мойдодыр»)

2. Сказка, в которой из болота тащили бегемота. («Телефон»)

3. Сказка о страшном великане, рыжем и усатом. («Тараканище»)

4. Сказка, в которой кто-то что-то проглотил. («Краденое солнце»)

5. Сказка, в которой кто-то под деревом сидит. («Айболит»)

6. Сказка о насекомом, которое нашло денежку. («Муха-цокотуха»)

На обратной стороне картинок написаны волшебные слова, которые дети произносят вместе с воспитателем:

Ключик, ключик золотой,

Дверь волшебную открой,

Ты смотри не подведи,

Сказки ждут нас впереди!

Дети открывают сундучок, находят в нем различные предметы, определяют из какой они сказки и кому принадлежат, читают соответствующий отрывок.

Посмотрите, а на этом дереве висит какой-то конверт. Как вы думаете, что там может быть? (воспитатель выслушивает предположения детей, затем достает из конверта картинки-лабиринты «Кто говорит по телефону». Дети рассматривают картинки, находят, кто говорит по телефону)

А в какой сказке К. Чуковского животные говорили по телефону? А вы хотите поиграть в «Телефон»? (дети с помощью воспитателя распределяют роли и драматизируют отрывок из сказки «Телефон»)

Раздается гудок паровоза. На полянку выезжает поезд с наклеенными иллюстрациями к стихам «Дженни»«Курица»«Скрюченная песня»«Барабек». Это поезд стихов К. Чуковского. Воспитатель предлагает детям прочесть эти стихи.

После чтения стихов из-за дерева появляется зайчик: Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы читали стихи, и мне тоже захотелось прочесть вам стихотворение. Но я забыл его окончание.

Воспитатель предлагает детям помочь зайчику. Игра в досказывание.

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не … (слуга!

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик

И в руке его горит

Маленький … (фонарик).

Долго-долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными … (грибами).

И сказали блюдца:

«Надо бы … (вернуться!»

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам).

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали как … (трещотки).

А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами … (ищет).

Звери задрожали,

В обморок … (упали).

Зайчик благодарит детей за помощь и говорит, что К. Чуковский очень любил загадывать загадки, и предлагает послушать и отгадать загадки в грамзаписи.

После окончания зайчик хвалит детей, дарит им на память о путешествии картинки с изображением животных для раскрашивания.

Воспитатель предлагает детям возвращаться в детский сад:

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились,

В детском саду очутились!

Подведение итогов занятия: где мы побывали? С кем встретились? Что понравилось? Какая сказка К. Чуковского больше всех нравится?

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературойСтаршая группаЧтение сказки ВСутеева «Мешок яблок»

Программное содержание:

-Совершествовать знания детей о современных сказках.

-Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка.

-Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению.

- Воспитывать умение слушать художественный текст до конца.

-- Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

Наглядный материал: портрет В. Сутеева, иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок В. Сутеева, знакомство с творчеством В. Сутеева.

Ход занятия.

1. Хороводная игра “Зайка».

Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре – грустный зайка. Дети поют:

«Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи1

Вот морковку получи (2 раза,

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайка берёт морковку, становится весёлым и начинает плясать, а дети хлопают в ладоши.

2. Вспоминаем жанровые особенности сказки.

-А теперь давайте вспомним сказки, в которых встречается этот герой (дети называют сказки «Теремок»«Колобок»«Лиса и заяц» и др.).

-Кто придумал эти сказки(Дети отвечают — народ, это народные сказки.)

- Чем отличается сказка от рассказа?

3. Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с зайчишкой, героем сказки ВСутеева.

-Вспомните, как называются сказки, написанные автором? (Литературными.)

В. Сутеев – современный писатель, который сочиняет сказки для детей (показать портрет). Вы уже знакомы с некоторыми его сказками.

-Давайте вспомним, какие сказки Сутеева вы знаете? («Кто сказал «мяу»?», «Под грибом»«Разные колеса»«Яблоко» и др.) В этих сказках нам встречался заяц(Да.)

Сутеев не только сочиняет сказки, но и делает к ним иллюстрации, яркие, интересные.

Рассматривание иллюстраций к сказкам ВСутеева.

- Сегодня мы послушаем сказку «Мешок яблок».

3. Чтение сказки.

4. Беседа по содержанию сказки.

- Кто главный герой сказки(Заяц). Какой заяц в сказке(Заботливый, щедрый, добрый, но – трусливый).

- Что помешало зайцу снова набрать яблок для своей семьи?

- Ребята, а какая ворона в этой сказке(Вредная, завистливая).

5. Физкультурная минутка.

- Давайте изобразим, как заяц тащил тяжёлый мешок с яблоками.

- А как он убегал от волка. Изобразите мокнущего под дождём зайца.

6. Дискуссия.

- А теперь давайте ответим вороне, откуда же взялось столько всего из рваного мешка. (Дети отвечают, что умение зайца поделиться с другими привело к тому, что и другие поделились с зайцем.)

7. Итог занятия.

- Почему вы думаете, что Сутеев написал сказку, а не рассказ?

- Чем вам понравилась сказка?

- Кто из героев понравился и почему?

- Как вы понимаете пословицы«Что посеешь- то пожнешь»«Как аукнется, так и откликнется»? Как они связаны со сказкой?

Вывод: только щедрый, добрый человек может ожидать в ответ щедрость, взаимовыручку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике и экологии "Вершки и корешки" старшая группа

Конспект открытого комплексного занятия  "Вершки и корешки" (Математическое развитие и экология) старшая группа...

План-конспект занятия "Вершки и корешки"

Занятие с использованием ЭОР в средней группе...

Конспект познавательного занятия в мл.гр. Тема "Вершки и корешки"

За одно занятие дети в интересной игровой форме узнали об овощах, их месте произрастания, внешнем виде, вкусовых качествах. Научились сравнивать и называть внешние признаки овощей  (цвет, форма л...

Конспект проведения занятия в старшей группе "Вершки и корешки".

Углубить знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений ....

Вершки и корешки (конспект занятия)

Конспект занятия по теме "Вершки и корешки"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказки "Вершки и корешки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД «Вершки и корешки» в средней группе

Цели и задачи: расширять и закрепить представления детей об овощах, о месте их выращивания. Уточнить представления детей о внешнем виде овощей. Закрепить знания о пользе овощей....