Рабочая программа по доп. образованию дошкольников "В мире книг"
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа)

Бадмаева Иджилина Петровна

Для детей среднего возраста 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЕДЭЙКО»

(МАДОУ «Едэйко»)

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА

педагогическим советом

МАДОУ «Едэйко» г. Лабытнанги

Протокол от _________ № _____

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАДОУ «Едэйко»

от ____________ г. № _____

Рабочая программа

по дополнительному образованию дошкольников

кружок «В мире книг»

для детей среднего возраста (4-5 лет)

на 2022-2023 учебный год

Воспитатель средней группы № 3:

Бадмаева Иджилина Петровна

г. Лабытнанги, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………….5

1.3 Содержание программы………………………………………………………6

1.4 Перспективно- тематический  план программы……………………………7

1.5 Литература……………………………………………………………………..10

 

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека"

В. Сухомлинский.

Актуальность.

Книга - великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» -  так можно перефразировать мудрое изречение.

Книга нужна дошкольнику. Чтобы видеть весь многоликий мир, понять его, пережить вместе  с героем приключения, смеяться вместе с ним, а иногда и плакать. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В среднем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.  У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Направленность.

В настоящее время перед образовательным учреждением стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего детства, в первом для ребёнка «социальном институте» - детском саду. Так, в нашем детском саду «Едэйко» создана библиотека «В мире книг». Создание детской библиотеки является стремление научить ребёнка слышать и слушать красоту слова, ритм, смысл произведения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение, но и умению вести себя в библиотеке.

Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание нравственных качеств ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка- читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как книга для ребёнка- и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.

Задачи:

  • знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
  • обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
  • способствовать  психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
  • воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
  • развивать память, внимание, основные познавательные и речевые умения дошкольников.

Срок реализации программы: декабрь 2022г- май 2023г.

Возрастная группа: средняя группа.

Количество детей в группе: 27

Количество занятий в год: 21

Периодичность занятий в неделю: 1 раз.

Форма организации: групповая.

Место проведения: библиотека д/с «Едэйко», корпус 1, 3 этаж.

Время проведения кружка в расписании занятий: пятница, 16:00ч- 16:20ч

Длительность одного занятия: 20 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

  • ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
  • познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.
  • ребёнок проявляет бережное отношение к книгам.
  • повышается уровень восприятия литературных произведений;
  • появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка;
  • повышается интерес к книге как к источнику знаний.
  • пополнение словарного запаса детей, формирование связной речи.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Литературное развитие пронизывает все направления воспитательно- образовательной деятельности ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Литературное развитие с детьми включает в себя следующие содержательные линии:

  • образовательной области «Познавательное развитие»: воспитание патриотов на лучших образцах героического прошлого и настоящего нашей Родины; расширение и углубление экологической грамотности дошкольников; пополнение знаний через непосредственное восприятие главных источников знаний – книг.
  • Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» предусматривает развитие игровой деятельности детей; формирование навыков культуры поведения и общения; ознакомление детей с творчеством поэтов и писателей; развитие собственной трудовой деятельности (умение устранить дефект у книг).
  • Образовательная область «Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, связной речи).
  • Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: знакомство с художниками- иллюстраторами книг; знакомство с музыкальными инструментами.
  • Образовательная область «Физическое развитие»: пропаганда здорового образа жизни, формирование интереса и любви к спорту, развитие двигательной активности детей посредством подвижных игр.

Формы проведения занятий:

  • выразительное чтение литературных произведений педагогом;
  • беседа о прочитанном;
  • заучивание стихотворений и отрывка из текста;
  • сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного педагогом текста;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  • загадывание загадок;
  • игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного;
  • рисование и лепка любимого героя.
  • инсценирование сказок.
  • фотосессии, создание видеороликов.
  • выставка любимых книг.

1.4 ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата проведения

Тема

Цель и содержание деятельности

Декабрь

1.

09.12.

Вот какой он – Книжкин дом!

Экскурсия в библиотеку.

Узнать, где живут книги, вызвать к ним интерес.

2.

16.12.

Встреча с сотрудниками Библиотеки семейного чтения,  «Поэту нескольких поколений 115 лет» по творчеству З. Александровой.

Познакомить со стихотворением «Маленькой ёлочке холодно зимой», обыграть его содержание, закрепить праздничное настроение.

Январь

1.

13.01.

Беседа «Откуда книга пришла».

Просмотр презентации о том, как рождается книга. Познакомить с составными частями книги: обложка, заставка, титульный лист, иллюстрации, разворот. Формировать бережное отношение к книге.

2.

20.01.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Беседа «Сказка мудростью богата».

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

3.

27.01.

«Зима в поэзии русских поэтов»

Знакомство детей с произведениями поэтов о зиме. Рассказать как они по- разному передают нам своё отношение к этому времени года. Заучивание наизусть стихотворений о зиме.

Февраль

1.

03.02.

"Путешествие по русской ярмарке"

Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.

2.

10.02.

Встреча с сотрудниками Библиотеки семейного чтения «Читаем и играем по сказкам «Кот в сапогах», «Красная Шапочка» и все-все-все…» к 395- летию со дня рождения Ш. Перро, французского сказочника.

Познакомить детей с французским детским писателем, закрепить знания о его сказках, развивать способность отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни.

3.

17.02.

Развлечение «Посвящение в читатели»

Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации

Март

1.

03.03.

Знакомство с творчеством Ю. Васнецова.  Продуктивная деятельность: рисование "Любимые герои сказок".

Расширять представления о творчестве художника - иллюстратора детских книг.

2.

10.03.

"Путешествие по стране Загадайка»

Загадывание загадок, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

3.

17.03.

Вечер «Наши любимые книжки – малышки».

Игра "Книжкина больничка".

Знакомить с изданиями разного формата. Знакомить детей со способами ремонта книг, закрепить правила пользования ими.

4.

24.03.

Чтение сказок В. Бианки

Учить отвечать на вопросы по тексту, пересказывать, анализировать героев.

5.

31.03.

Проба пера. Составление сказок.

Учить сочинять сказки, фантазировать.

Апрель

1.

07.04.

«День детской книги»

Выставка любимой книги.

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

2.

14.04.

Чтение сказок К. Чуковского.

Познакомить с биографией писателя, пересказ сказок по иллюстрациям.

3.

21.04.

«В стране Вообразилии».

Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам.

4.

28.04.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Чтение сказок народов Севера, знакомство с творчеством поэтов- земляков.

Познакомить со стихами поэтов- земляков (Истомин И.Г., Ругин Р.П.), приобщать детей к культуре и традициям северных народов, развивать умение видеть красоту северной природы.

Май

1.

05.05

«Встреча памяти»

Расширять знания о Родине. Формировать умение прослушивать произведения о войне. Воспитывать патриотические чувства.

2.

12.05.

Посещение Библиотеки семейного чтения.

Обмен книжек, учить делиться впечатлениями от них. Формировать интерес к профессии «библиотекарь», уважение к его труду. Воспитывать любовь к книге, развивать умение аккуратно, бережно с ней обращаться.

3.

19.05.

Путешествие в страну «Умейка».

Починка книг, подбор необходимого материала – бумага, клей и т.д., оформление коробочек аппликацией.

4.

26.05.

Итоговая литературная викторина.

Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за учебный год, особенностях разных жанров художественных произведений.

1.5 ЛИТЕРАТУРА

1. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»// М. 2008г

2. Иванова О.А. «Учим читать художественную литературу»// М.2005г

3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго»// М.2003г

4. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»// Дошкольное воспитание. 2005г

5. Дунаева Н. «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка»// Дошкольное воспитание. 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию ознакомление с окружающим миром, опытно-эксперементальная деятельность

Цель:- развитие представлений детей старшего дошкольного возраста  о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...