Ребенок-семья-детский сад-библиотека
статья по художественной литературе

Бут Татьяна Владимировна

«Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость, но из которых

не замедляют вырасти добрые наклонности»

Ш. Перро

 

    На сегодняшний день библиотеки самый важный этап в развитии детей дошкольного возраста. 

   Библиотека - совершенно особенное учреждение, маленький островок культуры, который должен поселиться в сознании ребенка. Есть в библиотеках своя атмосфера - книжный мир. Когда родители приводят детей 5-6 лет в библиотеку, ребенок погружается всецело в эту книжную атмосферу. В этом мире ребенок самостоятелен и совсем неважно насколько он мал. Выбрать понравившуюся книгу, принести домой, прочитать и.....вернуть.   Кажется, что опыт временного владения каким-либо предметом важен для ребенка. Дошкольники часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания. Учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно). В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги. А в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребенком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, другие нет. Библиотечный мир, который стоит для ребенка открыть, так же, как мир интернета, театра, цирка и прочего. Чтение полезно всем. Нужно дать ребенку шанс полюбить книгу.

   Все мы родом из детства. То,что прочитано в детстве остается на всю жизнь, создавая установки на нравственность, патриотизм, любовь, романтику и мечты. Читать необходимо,чтобы не распадалась связь времен и народов. Проблема детского чтения является глобальной и комплексной, и решать её необходимо в системе взаимодействия всех гражданских институтов: образования, культуры, семьи. Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники  стараются сделать выставки кра­сочными, интересными, познавательными, привлекаю­щими внимание читателей. 

   Любая книга, независимо от жанра, является источником информации. Современные дети, не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где из них пытаются сделать вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией (зачастую абсолютно лишней), что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу натыкаются на нежелания их выслушивать. Школьники же загружены настолько, что удивительно, как вообще сохранились дети, не потерявшие интереса к книгам. Как привить ребенку любовь к чтению? Как организовать домашнее чтение? В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. 

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей. Над многим нам еще предстоит работать, у наших детей еще все  впереди. Но первые небольшие результаты радуют: у большинства детей проявляется устойчивый  интерес к книге, дошкольники  внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши  после посещения  познавательных занятий  и литературных мероприятий, взяв родителей   за руку,  с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок- семья- детский сад

Семья ,ребенок, детский сад- три ключевых звена стабильного будущего...

Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»

Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...

«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.

laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии  в библиотеку....

Конспект экскурсии в библиотеку " Библиотека - дом книг" для детей средней группы

Как-то раз возник вопрос Да не в шутку, а всерьез:Книг так много издают,Где же все они живут?Растерялись мы вначале:Неужели дома нет?!Но словарь (конец печали)Дал на это нам ответ.Со слов находчи...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда дл...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда ...

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы...