Самообразование 2023-2024 уч. г. «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа)

Шабурова Светлана Васильевна
Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей

через русскую народную сказку»

на 2023 -2024 учебный год

Воспитатель:

                                                                                        Шабурова С. В.

        

Цель: изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Создать предметно-развивающую среду, способствующую нравственному воспитанию;

 - Повысить уровень самообразования;

- Подготовить консультацию для педагогов по теме самообразования;

- Способствовать активному вовлечению родителей, в совместную деятельность с ребёнком, в условиях семьи и детского сада.

        Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

        Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба, высмеиваются безделье, чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

        ЦЕЛЬ моей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

        Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

Обучающие задачи:    

- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Этапы реализации самообразования

 Сроки

Раздел

Содержание работы

Практические выходы

                              Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Определение цели, задач

 подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

 Методическая копилка

Работа с детьми

Сентябрь

Тематические беседы «Мои добрые дела». Составление списка добрых дел.

 Задача: воспитание в детях нравственных чувств.

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

 

Октябрь

Чтение русских народных сказок.

Задача: Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

 

Ноябрь

Игра – драматизация.

Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

 

Декабрь

Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов.

Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить внимательно слушать.

Изготовление открыток к празднику

 

Январь

Рассказывание сказок.

Задача: продолжать знакомить с народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

Конструирование книжек-малышек.

 

Февраль

Пальчиковый театр.

Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.

Создание лепбука «Волшебный мир сказок»

 

Март

Рассматривание книг и иллюстраций по русскому народному творчеству.

Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к русской народной культуре через сказки.

Конкурс «Сочини сказку»

 

Апрель

Подвижные русские игры.

Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

Вечер сказок

Май

Игра – драматизация.

Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

Драматизация сказки

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Значение сказок в жизни  ребенка»

 Октябрь

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

 

Ноябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Декабрь

Пополнение изо-уголка группы раскрасками с героями русских народных сказок

Январь

Консультация «О русских народных сказках»

 

Февраль

Консультация «Как читать сказку детям»

 Март

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

 

Апрель

Конкурс «Сочини сказку»

Май

Вечер сказок

 Май

         Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Литература

  1.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
  2. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
  3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с   дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
  5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
  7. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
  8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко
  9.  Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
  10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –    М.:Линка-Пресс.2003  
  11. http://www.portal-slovo.ru/
  12. http://www.nsportal.ru/
  13. https://interactive-plus.ru/article/15110/discussion_platform
  14. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...

Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»...

Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,...

Отчет по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства ку...

«Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку» на 2023 -2024 год

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н. Толстой называл...