Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по художественной литературе
Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
«Сказка — это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
жизненных явлений».
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: январь-май
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка — это уроки на всю жизнь.
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте.
- Детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, подражательность.
- Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует к действию, процессу, желанию заслужить похвалу.
- Для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Поэтому выполнение поручений может зависеть от ситуации.
- Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
- Этот возраст переживает кризис 3-х лет, проявляется своеволие, негативизм, что при неправильном общении с ребенком может вылиться в агрессивность.
Цель проекта:
Воспитание у дошкольников добрых чувств через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
- Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме, составить перечень русских народных сказок по возрасту.
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.
- Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказки в условиях семьи, помочь понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
- Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Научить отражать полученные впечатления в специально-организованной деятельности: изобразительной, речевой, музыкальной, трудовой, игровой.
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Направления развития личности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие мышления и воображения;
- речевое развитие;
- эстетическое развитие;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
2.Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
- формирование нравственных представлений(эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения
- расширение представления детей об окружающем мире
- способствование формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений
- воспитание у детей отзывчивости на сюжет сказки
- развитие творческой активности
- развитие выразительной, образной речи
Сказки — это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получат возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научиться сопереживать героям сказок, находить пути выхода из трудных ситуаций. Также планируется:
- пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- оформление альбома «Наши любимые сказки!»;
- оформление книжной выставки «Мои любимые сказки»;
- изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, шапочек сказочных героев, атрибутов;
- оформление дидактических игр по русским народным сказкам;
- разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
- составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
Русские народные сказки:
- развивают у дошкольников умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми;
- способствуют расширению круга общения детей со взрослыми;
- формируют коммуникативные умения и навыки воспитанников;
- поддерживают и развивают проявления гуманности в поведении детей.
- воспитывают у малышей трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения;
Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.
Работа с детьми.
1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей).
2. Пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.
4. Разыгрывание сюжетов из сказок, игры драматизации театрализованные, творческие игры.
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка».
Родительское собрание в форме гостиной «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
Папка-передвижка «Сказкотерапия».
Индивидуальные беседы «Как научить ребёнка слушать сказки».
Оформление совместно с родителями выставки книг «Моя любимая сказка».
И книга иллюстраций: «Любимая сказка»
Консультация «Моделирование сказки в формировании математических представлений».
Мастер-класс «Как сделать сказку интересной».
Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» для оформления альбома совместного творчества.
Консультация «Народная сказка в системе нравственного воспитания младших дошкольников».
Информация для родителей через личный сайт педагога.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный - январь 2021 год
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с координатором, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной - февраль 2021 года - май 2021 год
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый - конец 2021 года
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективное планирование работы по проекту
Время проведения | Форма работы | Цель |
январь | Сбор информации, литературы, дополнительного материала. | Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. |
январь | Проведение мониторинга с детьми на предмет понятия основных нравственных качеств, используя исследование «Лесенка» | Выявить знания детей об основных нравственных качествах людей |
февраль-май | Знакомство детей с русскими народными сказками | Вызвать у детей интерес к произведениям устного народного творчества. |
февраль-май | Театрализованная деятельность по русским народным сказкам | Развивать умение детей создавать образы персонажей с помощью театрализованной деятельности. |
февраль | Совместная образовательная деятельность по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русской народной сказки «Волк и семеро козлят». | Закреплять знание русской народной сказки, используя театрализованную деятельность. Дать детям элементарные понятия о «добре» и «зле». |
февраль | Рисование по сказке «Рукавичка» | Воспитывать умение помогать героям сказок, используя изодеятельность. |
февраль | Оформление картотеки загадок по русским народным сказкам | Развивать умение угадывать персонажа сказки по описанию его качеств |
февраль | Оформление картотеки дидактических игр по русским народным сказкам | Развивать речь детей, воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
февраль | Режиссёрская игра по сказке «Теремок» | Учить детей любить сказки и сопереживать их героям. |
февраль | Родительское собрание в форме гостиной «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей» с включением мастер-класса «Как сделать сказку интересной». | Обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания. |
март | Совместная образовательная деятельность в образовательных областях «Познание» и «Речевое развитие» с использованием мультимедийной презентации по сказке «У страха глаза велики» | Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям. |
март | Игра-беседа «Будем вежливыми» по сказке «Колобок» | Закреплять знания детьми вежливых слов, используя сказочного персонажа. |
март | Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Маленькая Маша» по сказке «Маша и медведь» | Закреплять, используя изодеятельность, образы героев русских народных сказок. |
март | Игра- беседа «Как можно пожалеть зайчика» по сказке «Заюшкина избушка» | Закреплять знания детьми добрых и ласковых слов, используя сказочного персонажа. |
март | Совместная образовательная деятельность «Путешествие в страну сказок» | Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову; |
апрель | КВН «Поможем сказочным героям». | Учить понимать и различать эмоциональное состояние сказочных героев; использовать в речи вежливые словесные формы общения; |
апрель | Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Мисочки трёх медведей» по сказке «Три медведя» | Закреплять, используя изодеятельность, образы героев русских народных сказок. |
апрель | Выставка книг «Моя любимая сказка» | Вовлекать родителей в совместную деятельность. |
апрель | Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Зайчик» по сказке «Заюшкина избушка» | Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изодеятельность. |
апрель | Совместная образовательная деятельность «В гости к солнышку» | Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь. |
май | Совместная образовательная деятельность в образовательной «Художественно-эстетическое развитие» аппликация «Колобок катится по дорожке» | Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изодеятельность. |
май | Пересказ русских народных сказок, используя моделирование. | Закреплять умение усвоить последовательность действий персонажей сказок с помощью моделей. Учить выделять и называть нравственные качества героев известных сказок. |
май | Совместная образовательная деятельность в образовательной «Художественно-эстетическое развитие» аппликация «Домик» по сказке «Теремок» | Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изодеятельность. |
май | Литературно-музыкальный досуг «В гостях у сказки» | |
май | Презентация проекта «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» | |
май | Проведение мониторинга с детьми на предмет понятия основных нравственных качеств, используя исследование «Лесенка» . | Выявить знания детей об основных нравственных качествах людей по окончании проекта. |
Литература
«Занятия для детей 3-5 лет» по социально-коммуникативному развитию. Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2015.
Т. А Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2007.
«Занятия по развитию речи». Издательство «Мозаика-Синтез». Москва, 2010
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». «Творческий центр Сфера», Москва 2011.
Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 - 14.
Интернет-ресурсы http://nsportal. ru
Петракова основы нравственного воспитания. - М:1997
Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 - 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Самообразование...
Перспективный план работы по теме: «Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Перспективный план...
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
"Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста" Автор: Лебедева Г.А. 2014г. СПб. Воспитетель ГБДОУ № 100 Невского района СПб
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным...