Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».Технологическая карта учебного занятия
материал по развитию речи (средняя группа)

Метелкина Марианна Валерьевна

технологическая карта занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Ф.И.О. участника: Метелкина Марианна Валерьевна

Образовательные области: социально- коммуникативное ,речевое развитие ,

Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Возрастная группа: средняя

Цель занятия: Понимание идеи произведения , в процессе  ознакомления  с русской народной сказкой «Лисичка сестричка и серый волк»

Задачи занятия:

Обучающая: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, подбирать слова, определяющие характер главных героев рассказа

Развивающая: способствовать развитию речевой активности, связной речи, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи в процессе анализа поступков героев, развивать слуховое внимание, память. 

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, способность сочувствовать героям сказки. Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Дополнительные задачи:

Игровая задача:  быстрее остальных собрать  разрезную сюжетную картинку из 4 частей и правильно  назвать сказку.

Дидактическая задача: упражнять детей в составлении  целой сюжетной картинки из  отдельных частей; развивать умение узнавать и называть  сказку, опираясь на собранное изображение; развивать внимание, память, целеустремленность, умение доводить начатое до конца.

Словарная работа: рогожа, прорубь, коромысло, кадка

Планируемый результат занятия: подбирают слова, характеризующие главных героев, оценивают их поступки, рассуждают об идее сказки ,узнают  и называют  сказки по  собранным картинкам.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, беседа по содержанию, д/и по сказкам, просмотр мультфильма по мотивам русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк».

Материалы и оборудование:

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия

Упражнять в умении разгадывать загадки

Ребята! Посмотрите сколько красочных, интересных, книг находится у нас в книжном уголке.

 Посмотрите внимательно на эти книги и попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках)

Кто сочинил эти сказки?

 Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Еще ваши бабушки и дедушки рассказывали сказки  вашим мамам и папам, они  рассказывали  вам, и вы, когда вырастите, будете рассказывать их своим детям. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной сказкой, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.

Съел он семерых козлят,

Съесть хотел трёх поросят…
Стал герой «Ну,погоди!»
Но к нему не подходи.
Он в охоте знает толк:
Так как это…

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной -  

словесный метод (вводная беседа, подводящий диалог)

загадывание загадок

Слушают, отвечают на вопросы, делают предположения, проявляют интерес.

отгадывают загадки

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Правильно отгадывают загадки про волка и лису

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы для детей доступной для детей форме

Знаете ли вы сказки, героями которых были Лиса и Волк? Молодцы, дети! А еще я знаю р.н. сказку, которая называется «Лисичка-сестричка и волк».  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы с этой сказкой познакомиться? Но прежде чем прочитать ее,  я вам обьясню незнакомые слова, которые встретятся вам в сказке: прорубь, коромысло, кадка 

Проблемный вопрос

Объяснение с опорой на наглядный материал

 

Выслушивают проблемный вопрос, высказывание предположения

Вовлечение детей в решение проблемной ситуации.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Организация чтения.

Актуализация знаний и умений.

Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам любимую  мной с детства , очень интересную и поучительную р.н. сказку  о доверчивом волке и находчивой лисе. «Лисичка-сестричка и волк».  

Чтение русской народной сказки

Слушают сказку

Слушают, эмоционально откликаются на происходящее, запоминают последовательность событий сказки.

2.3

Этап практического решения проблемы

Знакомство  с художником и иллюстрациями к сказке

Реализация  поставленных задач

Реализация дополнительных

задач(игровых)

закрепление

моральных качеств

А как вы думаете , бывают ли сказки без картинок?

Иллюстрации к этой сказке нарисовал художник Евгений Михайлович Рачеев. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных  умело передал черты и поступки, свойственные людям. А чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает». Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.

Какую сказку я вам только что прочитала? Как она называется?

Кто главные герои в сказке?

Какая лиса в этой сказке?

Какой волк?

Кто в сказке настоящий друг? Почему?

Как лиса обманула волка?

 Правильно ли поступила лиса ?

Почему нельзя назвать лису настоящим другом?

Как на месте лисы поступил бы настоящий друг?

Что бы вы посоветовали лисе, волку?

 Давайте немножко отдохнем, и поиграем в д/игру «Собери картинку и назови сказку»

Вам надо собрать целую картинку из 4 частей, и правильно назвать сказку. Выиграет тот кто первым справиться с этим заданием.

Продолжение беседы

Кто из героев вам понравился, а кто нет?

А как бы вы поступили на месте лисички, волка?

д/игра «Хорошо плохо»

Я читаю предложение, а дети заканчивают

1.Жадным быть плохо, а хорошо быть (щедрым).

2.Трудолюбивым быть хорошо, а плохо быть (ленивым).

3.Злым быть плохо, а хорошо (добрым).

метод наблюдения (показ портрета художника, иллюстрации к сказке детям)

Беседа по содержанию произведения

игра

 продолжение беседы

игра

Рассматривают иллюстрации и портрет художника

Отвечают на вопросы, рассуждают,  представляют образы и характер героев

выполняют действия в соответствии с правилами игры

заканчивают предложение   соответствующим словом

Внимательно слушают, рассматривают портрет автора и иллюстрации

Эмоционально воспринимают образное содержание сказки, осмысливают характеры и поступки персонажей, подбирают слова, характеризующие главных героев, мотивы их поступков

соблюдают правила игры

Подбирают слова характеризующие моральные качества

3.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности (рефлексия)

Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы в чем убедились? Чему нас учит сказка? 

На примере этой  сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие…

Словесный

Отвечают, рассуждают о  поступках героев, рассуждают об идее сказки

 

Приводят примеры как надо было поступить лисе, волку Называют идею сказки. Приводят примеры того, как надо было поступить в той или иной ситу-ации  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с применением ЭОР на тему: Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».Задачи занятия:       Образовательные:формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр...

Занятие по развитию речи в средней группе.Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"

Занятие по развитию речи  в среднейЧтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка –сестричка и...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...