Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Саяпина Любовь Ивановна

          Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и приёмов в процессе проведения занятия по развитию речи.

         Использование инновационных технологий:  игровые технологии (форма занятия «сказка»), ТРКЧМ (технология развития критического мышления - составление кластеров),  информационные технологии (показ слайдов).

         Перспективы использования материалов в работе педагогов ОО: все предложенные в ходе занятия формы работы могут быть использованы педагогами на различных  занятиях в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

(Программа «Развитие речи детей 3-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Вентана-Граф, 2009)

ФИО автора: Саяпина Любовь Ивановна

г.о. Тольятти, 2014

Содержательная часть

        Цель: Формировать у  детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; тренировать в подборе определений, сравнений к заданному слову.

        Задачи:

Учебная: формировать представление о жанровых особенностях сказки, учить подбирать определения и сравнения к заданному слову.

Развивающая: развивать речь, внимание, мышление и память.

Воспитательная: способствовать воспитанию добрых чувств и нравственных качеств, воспитывать привычку здорового образа жизни.

Речевая: развивать навыки активной речи, активировать и обогащать словарный запас детей.

        Материалы: ПК, колонки,  проектор, русский народный кокошник для воспитателя, игрушки лиса и волк, коврики для массажа стоп, иллюстрация к сказке.

Общее содержание

Под музыку входит воспитатель в образе сказочницы (на голове кокошник).

(слайд 1)

В: Здравствуйте, ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку. Вы любите сказки?

- Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)

- Каких героев русских народных сказок вы знаете? (ответы детей)

- Сегодня мы прослушаем с вами ещё одну русскую народную сказку, а кто её главные герои вы узнаете, отгадав загадку:

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её…

Д: Лисичка.

В: Следующая загадка:

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...

Д: Волк.

В: Молодцы, итак сказка называется «Лисичка сестричка и серый волк». (Щёлкнуть на слайд, и появится картинка к сказке). Но до того как прослушать сказку давайте расстелим свои массажные коврики для ног и мы сделаем несколько упражнений:

  1. Поставьте ноги на коврики, на раз - поднимите их, распрямив колени, на два - опустите. (5 раз)
  2. Походим по нашему коврику, встаньте и выполним шаги на месте. На раз поднимаем правую ногу, на два - левую (10 раз).
  3. Следующее упражнение выполняется сидя. На раз правую ногу ведём по коврику вперёд, а левую назад. На два - наоборот. (6 раз)

В: А теперь обуйтесь, расположитесь на коврике так, как вам удобно и слушаем сказку, после прослушивания вы должны будете назвать всех героев сказки и описать их. Будьте внимательны!

Дети слушают сказку (слайд 2)

Прежде чем мы начнём отвечать на вопросы, сделаем небольшую гимнастику для дыхания (по Стрельниковой). Встанем и маршируем под музыку (слайд 3).

  1. «Ладошки». Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.
  2. «Погончики». Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).
  3. «Насос». Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

В: Ну а теперь сядем на стульчики и ответим на вопросы

В: Кто главные герои сказки?

Д: Главные герои сказки это Лиса и Волк.

В: Какие ещё герои принимают участие в сказке?

Д: Дед, Баба.

В: Расскажите, какой вы представляете себе Лису?

Д: Лиса рыжая, пушистая. У неё длинный хвост, острый нос.

В: Какими словами о ней можно рассказать?

Д: Она хитрая, проворная, сообразительная, изворотливая, умная. (на слайде появляется кластер, после ответов детей он заполняется)

(слайд 4)

В: А как выглядит Волк?

Д: Волк серый, тощий, хвост висит.

В: Какими словами можно описать характер волка?

Д: Он глупый, доверчивый, простодушный. (на слайде появляется кластер, после ответов детей он заполняется)

(слайд 5)

В: Молодцы, вы хорошо поработали, теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам, смотрим на слайд и следим за точкой.

Проводится зрительная гимнастика

(слайд 6)

В: Ребята, какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

(ответы детей)

В: Кто автор этой сказки?

Д: Народ.

В: Чем отличается сказка от стихотворения?

Д: В стихотворении обязательно есть рифма, а в сказках нет.

В: Чем отличается русская народная сказка от других литературных жанров? Каковы основные признаки сказки?

Д: В сказках есть вымысел, животные разговаривают, есть сказочное начало - зачин и сказочный конец - концовка, троекратные повторы. (Заполняется кластер)

(слайд 7)

В: Какие выражения из этой сказки вам запомнились?

Д: (ответы детей)

В:         - Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

        - Что вы узнали нового?

        - Было ли для вас что-то трудно и непонятно?

        - У вас на столах есть листочки с клейким краем, я предлагаю вам нарисовать на них смайлики с вашим сегодняшним настроением и приклеить на наш забор мнений. (На магнитной доске заранее приготовлен забор, сделанный из бумаги).

Д: (Дети рисуют карандашами смайлики и клеят листочки на забор).

В: Ну что ж, я вижу, что на нашем заборе много улыбок. Это значит, что и наша с вами сказка тоже закончилась хорошим концом. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! (слайд 7)

Список литературы

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – C. 15-16
  2. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-7 лет. Программа для дошкольных образовательных учреждений. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2011/10/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-dykhatelnaya-gimnastika


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Занятие по развитию речи в средней группе.Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"

Занятие по развитию речи  в среднейЧтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка –сестричка и...

Организованная образовательная деятельность Образовательная область «Речевое развитие» Тема : Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» средняя группа

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев,Образовательные задачи: - драматизировать отрывок из произведения, учить...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...