Тематическая неделя "Неделя детской книжки"
проект по художественной литературе

Хорошавина Ирина Александровна

Формирование интереса и ценностного отношения к детской книге, привитие детям любви к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №201»  комбинированного вида

(МБДОУ «Детский сад №201»)

Тематическая неделя

«Неделя детской книжки»

в коррекционной  группе №2 «Бельчата»

Разработала:

                            Хорошавина И.А., воспитатель

Барнаул, 2023

Актуальность: 

В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса у детей. Не все дети любят слушать художественные произведения. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу.

Сейчас наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.

Цель: формирование интереса и ценностного отношения к детской книге, привитие детям любви к ней. 

Задачи:

 Расширять представления детей о многообразии книг.

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

Формировать у детей познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать.
Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.

Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.

Сроки реализации: 20.03.2023-24.03.2023

Участники: воспитанники коррекционной группы, педагоги.

Реализация

День недели

Мероприятие

Ответственные

Понедельник

Беседа «История книги» (см. приложение)

Воспитатель   1смены

Дидактические игры: « Каменная книга», «Узелковое письмо», «Клинопись». Е.Н.Краузе, с.155

Воспитатель   1смены

Рассматривание альбома «Сказка про книжку»

Воспитатель   1смены

Оформление выставки в книжном уголке  «Такие разные книги»

Воспитатели

Чтение литературы: рус. нар. сказки «Лисичка со скалочкой», «Жихарка»

Воспитатели

Вторник

Беседа «Какие бывают книги» (см. приложение)

Воспитатель   1смены

Просмотр презентации «Как делают книги»

Воспитатель   2смены

Чтение литературы: стих С.Я.Маршака«Как печатали вашу книгу»,

Сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом»

Воспитатели

Дидактические  игры « Доскажи словечко», «Узнай героя по силуэту».

Воспитатели

Продуктивная деятельность « Рисование любимого сказочного героя»

Воспитатель   2смены

Среда

Рассматривание иллюстраций книг К.Чуковского

Воспитатель   1смены

Беседа« Нужно ли беречь книгу?» (см. приложение)

Воспитатель   1смены

Гимнастика для глаз(см. приложение)

Воспитатели

Дидактические игры «Кто сказал?», «Собери сказочного героя» (разрезные картинки)

Воспитатели

Чтение литературы: К.И.Чуковский «Путаница», «Муха-цокотуха»

Воспитатели

Продуктивная деятельность « Изготовление закладок для книг»

Воспитатель   1смены

Четверг

Беседа «Из чего состоит книга?» (см. приложение)

Воспитатель   1смены

Дидактические  игры «Доскажи словечко» (см. приложение)

Воспитатель   1смены

Экспериментирование «Свойства бумаги» Е.Н.Краузе, с.30

Воспитатель   2смены

Чтение литературы : С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый»,

«Багаж»

Воспитатели

Пятница

Беседа «Что такое библиотека?» (см. приложение)

Воспитатель   1смены

Спортивное развлечение «Путешествие по сказкам» (см. приложение)

Воспитатель   2смены

Оформление выставки в группе детских работ от свободной деятельности (рисунки, лепка, конструирование и др.) .

Воспитатели

Используемая литература

1.Е.Н.Краузе, Конспекты НОД по ознакомлению с окружающим.,2020.

2. Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/359142-beseda-beregi-knigi

                                                                                        приложение

Понедельник

беседа «История  книги»

«Очень давно, когда люди  не знали, что такое бумага, они записывали слова — значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками.  Такие записи назывались клинопись.

В древнем Египте использовали для письма  папирус, который делали  из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение.  Называется оно циперус папирус. И у нас в группе есть такое растение. Вот оно.  Этот материал очень напоминал нашу современную бумагу.

У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы.  Важные государственные указы и  грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».

Вторник

Беседа «Какие бывают книги»

- Дети, посмотрите в "Книжкином доме" появилось много книг. У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)

Все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.

По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.

А знаете, чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов?

Сейчас я вам расскажу кто пишет рассказы? стихи? сказки? (писатель, поэт, сказочник.)

А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая?

А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)

Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (раскраски.)

Книги бывают разные и все они нам необходимы. Они наши помощники.

А как надо обращаться с книгами? (ответы детей)

Презентация «Как делают книги»

— Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)

Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.

Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке.  Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится  жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.

— Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики…)

Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплет.

Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в ее создании.

стихотворение С.Я. Маршака «Как печатали вашу книгу»

Взяла машина лист простой

И наложила краску.

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Но знает она дело.

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом,

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами книга.

Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй

Искусство тонкое – печать,

И требует учебы.

Среда

Беседа «Берегите книги».

- О чем сегодня пойдет речь, вы догадаетесь, отгадав загадку:

Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

- Что же это такое? (Книга).

-Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Книга не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем, может перенести нас в будущее.

- Многие дети думают, что книга – это просто сшитые в один переплет листы бумаги. Но это далеко не так, они тоже умеют разговаривать и плакать, но лишь тогда, когда мы, люди, этого не слышим.

- Послушайте книжные жалобы. Давайте вспомним вместе, чего же больше всего боятся книги.

     Книги боятся дождя и снега. Книга не должна мокнуть, от этого она портится. У вымокшей под дождём книги коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплёт. Поэтому книгу нужно носить в сумке или в пакете.

    Также книга боится грязных рук. Они оставляют на страницах книги пятна, делают её неопрятной. Особенно трудно очистить жирные пятна. А появляются они, если вы кладёте книгу рядом с тарелкой. Не читайте во время еды!

Книжки очень любят бережное отношение к себе. Очень любят «одеваться», т.е. их нужно обложить бумагой, плёнкой или специальной обложкой, при чтении пользоваться закладкой, чтобы лишний раз не листать, не загибать страницы.  

Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросайте, ребята, раскрытую книгу вверх переплётом!

- Итак, книги боятся грязи, сырости, пыли, неаккуратного обращения.

- Чтобы книга дольше служила, запомните:

Переворачивай, придерживая страницу аккуратно за верхний край, чтобы не порвать ее.

Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

- Ну а теперь давайте проверим, как вы усвоили эти правила.

Хочу я вам задать вопрос,

А вы затем над ним всерьез

Подумайте. Одно из двух:

«Да» или «нет» - скажите вслух.

- Если ваш ответ «да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой, если ваш ответ «нет» - вы протягиваете руки вперед и качаете головой. Итак, слушаем внимательно мои вопросы:

Книга боится дождя? (да)

книга любит снег? (нет)

книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или непромокаемом пакете? (да)

книга боится грязных рук? (да)

закладкой для книги может быть карандаш? (нет). Пирожок? (нет). Закладка? (да).

книга любит, когда ее читают во время еды?(нет)

книга любит, когда ее разрисовывают? (нет)

книга боится быть порванной? (да)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

-В конце нашей беседы, хочу вам сказать, что самое большое счастье для книги – быть нужной, востребованной, полезной людям.

- Я желаю, чтобы у каждого из вас был большой друг в жизни – книга, которую нужно беречь, любить. И она расскажет, какие вы добрые, отзывчивые, добросовестные.

Гимнастика для глаз.

— Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?

Правильно, низко не наклоняться, свет должен падать с левой стороны, не читать лежа и во время движения в транспорте.

А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.

Мы читали,   рисовали,

Глазки наши так устали,

Дружно встанем по порядку,

Проведем для глаз зарядку.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Дид/ игра:«Кто сказал?» В какой сказке есть эти слова.

- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…. (Колобок)

- Позвал дед бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут (Репка)

- Дед бил-бил-не разбил…Баба били - била - не разбила (Курочка Ряба)

- Я, мышка - норушка. А ты кто?

- Я лягушка-квакушка. Ступай ко мне жить!

Стали они жить вдвоем. (Теремок)

- Я вылупился! – сказал он. - Я тоже. (Утенок и цыпленок).

- Кваква-ква! – засмеялся кто.

– Эх, вы! Гриб то… Не досказала и ускакала. (Грибок - теремок).

- И такая дребедень целый день:

- Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. (Кораблик).

- Зачем тебе палка? Что в ней толку?

– Эта палка не простая, - объяснил Ёжик. (Палочка-выручалочка).

Четверг

Беседа «Из чего состоит книга»

Когда берешь в руки книгу, первая мысль – о чем она? Опытный человек, полистав ее, сразу поймет, интересно ее читать или нет.

Чтобы стать умелым читателем, надо знать, как построена книга, на что нужно обращать внимание. Тогда, даже не начав читать, ты узнаешь, о чем она.

Обложка (переплет) – защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет, кто автор книги, как она называется. А если на обложке есть картинка, то можно примерно догадаться, о чем эта книга.

Титульный лист – первая страница книги. На нем обычно написано то же, что и на обложке, но более подробно (аннотация).

Форзац – лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой. Чаще на нем тоже что-нибудь изображено, что имеет отношение к содержанию книги.

Предисловие – В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение дошло до нас, сохранилось в слове «предисловие», то есть перед словом. Оно обычно бывает коротким, и его можно прочитать прямо у полки и узнать из него, кто написал книгу, когда и в какой стране происходят события, то есть сразу понять, читать эту книгу или нет.

Иллюстрация – это рисунок, фотография, чертеж и так далее. Книгу с иллюстрациями читать интереснее, так как легче себе представить то, о чем рассказывает автор.

Содержание (оглавление) – Многие книги состоят из отдельных стихов, рассказов, сказок. Чтобы быстрее найти то, что нужно, надо заглянуть в содержание. Оно бывает или в начале или в конце книги. Здесь перечислены все произведения, вошедшие в книгу, в том порядке, в каком они напечатаны, и рядом указана страница. Иногда, просматривая содержание, по названию глав можно догадаться, о чем книга написана.

Игра «Доскажи словечко»:

По толстой корочке картонной

Идет оранжевая кошка!

Куда ее ступает ножка,-

То называется … (обложка)

Открою самый первый лист,

Мне подскажи названье.

Там для беседы собрались:

Заглавье, автор, год изданья. (Титульный лист, т.е. начальный)

Все листы в любой из книг

Держит очень хорошо.

Ты держать его привык.

Это книжный … (корешок)

Когда их листаешь,

Они словно птицы,-

Крылами нам машут.

Что это? (Страницы)

 Дид/ игра «Отгадай загадку?» 1. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Козлята)

2. Она по полю пошла и денежку нашла, пошла она на базар и купила самовар. А спасал ее комар. (Муха Цокотуха)

3. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (Мойдодыр)

4. Я по коробу скребён, по амбару метён, я в печке печён, на сметане мешён. На окошке стужён. Круглый бок, румяный бок, это сказка —... (Колобок)

5. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…. (Айболит)

6. Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? (Медведь)

Пятница

 Беседа: "Что такое библиотека?"

Ребята сегодня мы с Вами вновь поговорим про книги. А что же такое книга?
Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению. 
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных). 

Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.

Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека сохранит библиотека!

Стеллажи стоят у стен Ожидая перемен.

Книги интересные, Писатели известные,

Выставки, музеи, Чудеса, затеи.

Коллектив добросердечный ждут читателей, конечно.

Маленьких детишек – Тех, кто любит книжки!

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг.

Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Спортивное  развлечение «Путешествие по сказкам»

Цель. Укрепление через движения связей «семья – детский сад», направленных на приобщение детей и родителей к сказкам.

Задачи:

1. Прививать любовь к сказкам и их героям.

2. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. Содействовать развитию ритмичности и выразительности движений.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, интерес к занятиям физкультурой и спортом.

Зал оформлен иллюстрациями к сказкам, картинками с изображением героев сказок.

Ведущий:

В мире много сказок самых, самых разных

Длинных и коротких, грустных и смешных.

Можно прочитать их, можно рассказать их,

Ну а мы решили«Поиграем в них!»

Вот мы сегодня с вами встретимся с любимыми сказочными героями и даже побудем на их месте. Ведь наша встреча со сказкой будет спортивной.

Итак, скажем волшебные слова: «Сказкасказка, появись, с нами вместе веселись!» и отправимся по знакомым страницам… Но прежде, чем отправиться в сказку, вы должны её угадать.

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)

  1. Задание « КУРОЧКА РЯБА»

Вижу, что помните сказку «Курочка Ряба». Сейчас вам предстоит носить яичко, да не простое. Хотя и не золотое. Задание состоит в том, чтобы пронести «яйцо» в ложке и не уронить. Носить драгоценный груз нужно по очереди. Чья команда быстрей управится, та и победит.

Ведущий: С этим заданием вы справились, а для вас ещё одно испытание. Послушайте загадку:

На тарелочке лежал,

Как остыл так убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою – лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный … (Колобок)

2. Задание «КОЛОБОК»

Прокатить шарик вокруг кегль до ориентира при помощи гимнастической палки, затем взять шарик  в руки и бегом возвратиться в команду, передать следующему игроку.

Ведущий: Ну – ка, ребятки, ещё вам загадки.

И на мачеху стирала и горох перебирала

По ночам при свечке, а спала у печки.

Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка)

  1. Задание  «ЗОЛУШКА»

Распутай узелки на шнурках.

Ведущий:  Слушайте следующую загадку.

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите мне имя ее.  (Красная шапочка)

Танец Красной шапочки.

Ведущий:  Сестрица Алёнушка братца искала,
Добрая печка ей помогала,
Речка её берегами укрыла,
Яблонька - яблочками угостила.
Иванушку к Бабе Яге унесли,
Слуги её … ГУСИ – ЛЕБЕДИ

Проводится подвижная игра «Гуси – Лебеди»

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.

Ведущий: Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Подошло к концу наше весёлое сказочное путешествие. И закончить его я хочу такими словами.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

А я хочу пожелать, чтобы и вы дарили друг другу тепло и делали только добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книжной иллюстрации в детских книжках.

Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.Опыт детских садов по...

"Мячик, слон, бычок и мишка из любимой детской книжки" по произведениям А.Л.Барто

Стихотворения А. Л. Барто из цикла "Игрушки" известны малышам чуть ли не с пелёнок, и по сей день А. Л. Барто является самым читаемым любимым поэтом в детском саду....

Консультация "Детская книжка своими руками"

В нашем ДОУ проходил конкурс "Книжки-малышки своими руками". Перед организацией этого конкурса мы подготовили консультацию в виде папки-передвижки  для родителей,  используя разные источники...

Детская книжка своими руками

Приучаем детей к чтению...

Конспект досугового мероприятия для дошкольников на неделю детской книжки "Поможем Матроскину"

Конспект досугового мероприятия для дошкольников на неделю детской книжки "Поможем Матроскину"...

Рубрика "Делимся опытом" - «Stickybook или липкая книжка» (занимательные детские книжки для игры и обучения).

Предлагаю вашему вниманию универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка. Книжки на липучках (Stickybook) – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий ...