Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  сказки.

Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствует  умению анализировать текст - сказки, воспитывает интерес и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству.  Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте НОД

 образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Речевое развитие. Художественная литература»

в старшей группе. Название: «Игры с волшебником «Наоборот» Сказка «Лисичка со скалочкой»

составила: воспитатель Ельцова И.В.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Технологическая карта занятия  составлена  для детей  старшей  группы и  разработана  и опирается  ФГОС  на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В образовательном процессе используются дополнительно ТРИЗ – РТВ - технологии.  

Цель НОД предполагает формирование  у детей  умение анализировать текст -  сказки.

  1. Место НОД в системе занятий

Задачи речевого развития  детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие. Художественная литература» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

            Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот» Сказка «Лисичка со скалочкой, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

            Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (мультимедийное оборудование);       демонстрационный и раздаточный материал:

- для дидактической игры «Где прячутся противоположности в объекте» были использованы: объекты -  2 книги разные по признакам,  признаки объектов «Познавайкин мир»;

- для игры «Литературная  игра «Да – нет»  использовался «таинственный» текст и мяч.

- для «Анализа сказки» «Лисичка со скалочкой», помогала таблица: дети на ней рисовали главных героев сказки, иллюстрации пословиц:  «Хочешь себе добра, никому не делай зла», «Кто чужого желает, скоро свое потеряет», «Не всякому верь, запирай крепче дверь».

- Совет герою или жизненное правило. В этом помогла игра «Ромашка мудрости» (пословицы): были использованы иллюстрации для игры пословицы на лепестках  ромашки: начало пословицы, и продолжение пословицы отдельно.

- В ходе занятия, использовался следующий игровой момент: волшебник «Наоборот»  прислал книги и иллюстрации одной нам известной сказки. Выставлялась  на подставки  иллюстрацию  к сказке «Лисичка со скалочкой» и книги к этой сказке.

- Для мотивации деятельности использовались посылка от волшебника «Наоборот», в ней конверты с письмом от него, и задания – игры волшебника «Наоборот», которые дети должны выполнить.

         - Приветствие гостей детьми. Сообщение детям темы занятия использовалось в организационном моменте, что способствовало созданию эмоционально – положительного  климата  в группе детей.

           - Актуализировать знания детей мы можем увидеть в ходе дидактической игры : «Где прячутся противоположности в объекте», что  позволяет обобщить умение воспитанников и продолжает учить находить  в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснить их наличие, формирует  у детей  чувствительности к противоречиям, закрепляет  знакомство с приемом разрешения противоречий «наоборот», развивает речевую активность, совершенствует навыки речевой творческой деятельности

            - Литературная  игра «Да – нет» (с мячом) дает возможность продолжать учить детей, сужению  поле поиска путем выяснения признаков объектов, учит  умению  задавать вопросы;  развивает  у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость; совершенствует навыки речевой творческой деятельности; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость,  развивать координацию движений.                                                                                            

          -  Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Анализ сказки» по таблице, оно позволяет учить выделять и называть героев сказки; определять свойства их характера, определять цель героя сказки, его действия; определять

причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки,  давать совет литературному герою,  развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к художественной  литературе.

            - Для того, чтобы дать совет герою или жизненное правило была проведена  игра «Ромашка мудрости» (пословицы). Она помогла  детям   дать совет литературному герою,  построению полных и выразительных ответов по содержанию  сказки, используя средства образной выразительности -  пословицы. Занятие прививает и воспитывает  интерес и любовь к русской национальной культуре.

             -  Заключительная часть (рефлексия). На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью самооценки – рефлексии  «Цветочная поляна». Данная часть даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в старшей группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – Приветствие гостей детьми. Сообщение детям темы занятия - 1 мин.;

- актуализация – дидактические игра «Где прячутся противоположности в объекте» -

3 мин.;

- расширение имеющихся представлений - дидактическая игра: Литературная  игра «Да – нет» - 4 мин.;

- практическая работа -  «Анализ сказки «Лисичка со скалочкой»,  с помощью таблицы - 9 мин.

1 часть - герой «Лиса»

динамическая пауза: «Инсценирование «Что делал герой» (Лиса) 1 мин.

 2 часть – герой «Мужик»;

 динамическая пауза: «Инсценирование «Что делал герой» (Мужик).

 3 часть - Совет герою или жизненное правило игра «Ромашка мудрости» (пословицы)

- заключительный этап (рефлексия) 2 мин.

            5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в рассматривание иллюстраций, проводились игры: «Теремок» (герои сказок) с целью тренировки аналитического мышления, учить выделять общие признаки;

дидактическая игра «Скажи наоборот» (черты характера), дети перечисляют положительные и отрицательные свойства характера  выбранного героя, дидактическая  «Угадай героя сказки» (по описанию), игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманных героев сказки),  игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки). Беседы на тему «Смысл пословиц». Предлагалось рисование героев сказки, разыгрывание эпизодов сказки по ролям.

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную, подгрупповую и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Приветствие гостей детьми. Сообщение детям темы занятия

Продолжать учить находить  в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснить их наличие Формирование у детей  чувствительности к противоречиям. Закреплять знакомство  с приемом разрешения противоречий «наоборот». Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Активизировать словарный запас путем использования антонимов.

Игра «Где прячутся противоположности в объекте» (ТРИЗ)

Продолжать учить детей, сужать поле поиска путем выяснения признаков объектов, учить задавать вопросы;

развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать навыки речевой творческой деятельности; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, развивать координацию движений.                                                                                                  

Литературная  игра «Да – нет» (с мячом) (ТРИЗ)                        

Учить выделять и называть героев сказки; определять свойства их характера, определять цель героя сказки, его действия; определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, давать совет литературному герою. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Анализ сказки «Лисичка со скалочкой»-  таблица. (ТРИЗ)                        

Снять эмоциональное напряжение. Развивать координацию движений. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость

Инсценирование действий героя (лисы и мужика)

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Игра с мячом. Дети называют свойства характера лисы мужика

Обучать детей  давать совет литературному герою,  построению полных и выразительных ответов по содержанию  сказки, используя средства образной выразительности пословицы. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре

Игра «Ромашка мудрости» (пословицы).

Формировать ощущение собственной значимости. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, воспитывать любовь к художественной литературе.

Рефлексия «Цветочная поляна»

  1. Способы привлечения внимания детей

Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:

- слайды, которые сообщали, что будем делать на занятии; посылка, которая пришла в детский сад от волшебника «Наоборот». В ней герой отправил письмо для детей и предлагает выполнить его задания игры.

- смена видов деятельности (приветствие гостей детьми, сообщение детям темы занятия; литературная  игра «Да – нет» (с мячом), дидактическая игра, анализ сказки, динамическая пауза, игра «Ромашка мудрости» (пословицы).

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности

            В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- во время игры «Где прячутся противоположности в объекте» детям даётся возможность найти в одном объекте два противоположных свойства и (значений признака) и объяснять их наличие

- В литературная  игре «Да – нет» (с мячом) дети учатся находить заданный объект, сужая поле поиска и задавая наименьшее количество вопросов, добывают информацию через самостоятельную поисковую деятельность; умение воспитанников самостоятельно задавать вопросы, что для застенчивых детей зачастую является проблемой.

- при анализе сказки «Лисичка со скалочкой», дети используют таблицу. При анализе сказки дети самостоятельно  называют и рисуют  героев сказки; определять свойства их характера, определяют цель героя сказки, его действия.

- играя в игру: «Игра «Ромашка мудрости» (пословицы) дети дают совет литературному герою, строят  полные и выразительные ответы по содержанию  сказки, используя средства образной выразительности пословицы,  совершенствуют навыки речевой творческой деятельности.

- Рефлексия «Цветочная поляна» Дети самостоятельно оценивают себя.

            Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию речевой активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка иллюстрациями и книгами на тему «Русские народные сказки», помогает прививать основе  уважение к традициям народной культуры и любовь  художественной литературе. Игры в группе: «Противоположности», «Решение противоречий в сказках» - помогают формированию  у детей  чувствительности к противоречиям.  Организация двигательной активности детей, профилактика утомления. Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамические паузы позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Рефлексия

На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Цветочная  поляна» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме НОД.

  1. Вывод

            НОД на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствует  умению анализировать текст - сказки, воспитывает интерес и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству.  Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом, поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка» Занятие « Игры с волшебником « Наоборот » Лисичка со скалочкой » Воспитатель: Ельцова И. В. 2021

Слайд 3

Игра «Где прячутся противоположности»

Слайд 5

Волшебник «Наоборот»

Слайд 7

Детский сад «Снегурочка» Корпус №2.

Слайд 9

Литературная игра « Да – нет »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».

Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....

Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»

Цель: формирование  патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...

Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

Технологическая карта занятия  Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...

Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...