«ЧЕМОДАН ЧУДЕСНЫХ ИСТОРИЙ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ЗНАКОМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Феськова Екатерина Николаевна

«ЧЕМОДАН ЧУДЕСНЫХ ИСТОРИЙ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ЗНАКОМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ  С ЛИТЕРАТУРОЙ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2024.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧЕМОДАН ЧУДЕСНЫХ ИСТОРИЙ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ЗНАКОМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ  С ЛИТЕРАТУРОЙ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Феськова Екатерина Николаевна, воспитатель

        Дошкольный возраст время активного становления детей как читателей, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольниками книг является залогом того, что дети будут иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого восприятие художественной литературы развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

        Привить детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе мы, воспитатели детского сада, используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы формирования у дошкольников интереса к художественной литературе. В соответствии с  ФГОС ДО, ФОП ДО и ООП ДО ДОО, нами было разработано содержание воспитательно-образовательной традиции «Чемодан чудесных историй» - как современный вариант знакомства воспитанников с литературой, разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках решения общеобразовательных целей и задач.

        Расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия, формирование навыков обсуждения художественного произведения, формирование социальных навыков, формирование чувства уверенности в себе, стимулирование интереса к книге – это те задачи, которые решаются благодаря традиции «Чемодан чудесных историй» по направлению ознакомления дошкольников с художественной литературой.

        По алгоритму данной традиции мы с детьми изучаем 1-2 произведения в месяц из программного перечня художественной литературы. Как и у любого проекта у нашей традиции есть три этапа реализации, это: подготовительный этап, основной этап и заключительный.

        На подготовительном этапе определяем, в соответствии с Программой литературное произведение, и подбираем в «Чудесный чемодан историй» некоторые компоненты: книгу, портрет автора, карточку с биографией писателя, игрушки, дидактические игры – все то, что поможет изучить данное произведение со всех сторон. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу, изучить образы главных героев, понять суть  прочитанного произведения. Мягкие игрушки «Чемодана чудесных историй» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды.

        На основном этапе в рамках совместной образовательной деятельности, осуществляем знакомство детей с художественным произведением с помощью многообразных форм: бесед об авторе, об истории создания произведения; выразительного чтения; рассматривания иллюстраций и картин разных художников-иллюстраторов; видео-просмотров; аудио- прослушиваний. Дидактические игры из «Чемодана чудесных историй», так же связаны с содержанием художественного произведения. Например: с помощью дидактической игры на интерактивном столе «В гости к Чебурашке», дети с огромным удовольствием упражняются в выполнении заданий, таких как «Помоги Чебурашке убежать от Шапокляк», «Собери апельсины», «Найди самую короткую дорогу к друзьям» и других.

        Такие компоненты, как раскраски, трафареты активно используются детьми в самостоятельной, а также в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. После просмотра мультфильма, снятого по мотивам художественного произведения, мы с детьми обсуждаем нравственные вопросы («Что такое настоящая дружба?», «Что значит быть добрым?», «Как и кому можно помогать?» и другие). Во время бесед вспоминали пословицы и жизненные ситуации. 

Например, среди пословиц:

- Без беды друга не узнаешь;

- Без друга в жизни туго;

- Дружба не гриб, в лесу не найдешь;

- Нет друга – ищи, а нашел – береги;

- Нужда сдруживает;

- Птица сильна крыльями, а человек дружбой;

- Сам пропадай, а товарища выручай;

- Старый друг лучше новых двух;

нужно выбрать пословицы, которые наиболее подходят морали сказки «друг познается в беде». 

        Различные дидактические игры способствуют  закреплению знаний о художественном произведении, формируют у детей умение сравнивать, сопоставлять, сопереживать, являются великолепным средством развития умения словами выражать мысли, эмоции, формируют читательские навыки, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение. Они доставляют удовольствие, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности.

        Игры в «Чемодане чудесных историй» предназначены для поддержания интереса и совершенствования опыта чтения хороших книг. Таким образом, данная традиция помогает сделать процесс восприятия литературных произведений, а затем и чтения жизненной потребностью детей. Этому способствует вовлечение их в доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей. «Чемодан чудесных историй» дает детям возможность насладиться чтением, увлечься прочитанным, сочетая познавательное с увлекательным.

        Таким образом, через знакомство с книгой дети дошкольного возраста воспринимают различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется обсуждением личных впечатлений, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.

        На основе прочитанного произведения создается альбом детских рисунков, это становится новым компонентом для пополнения «Чемодана чудесных историй».

        На заключительном этапе в режиме обратной связи в журнале отзывов, фиксируются впечатления родителей от общения с детьми о той или иной книге и совместно с родителями и детьми мы организуем «Музей сказочных историй».

        А самое главное работа над созданием чемодана историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

        Родителям предлагается принять участие в подготовке декоративных украшений, поделок с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д., для заполнения «Чемодана чудесных историй».

        Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстраций, аудио и видео ресурсов, разработкой конспектов тематических бесед и т.д..

        Дети предлагают свои варианты наполняемости «чемодана» разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн-проекте по его оформлению, рисуют рисунки для оформления книжек-малышек и выставок творческих работ.

        В настоящее время традиция «Чемодан чудесных историй» востребована детьми и используется нами, как развивающий компонент в работе по приобщению дошкольников к книге, как хранительнице знаний, культуры, языка.

        Данный практический опыт может быть интересен педагогическому сообществу для построения деятельности в рамках реализации проектов и решения задач по формированию у дошкольников интереса к литературе и культуре чтения (восприятия) художественных произведений.

«Литература»

1. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ: методич. пособие / Н. В. Иванова. – М. : Творческий центр, – 2018. –[с.78]                                                                                                     2. Кривцова С.В. Жизненные навыки для дошкольников: Программа-технология позитивной социализации дошкольников. – М.: Издательство Clever/ Клевер-Медиа-Групп, 2016.- [2]     3. Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс] / М. И. Лынская. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftinaocenter.ru%2Fdata%2Fattachments%2F6e7f48e7124fb1810.pdf&name=6e7f48e7124fb1810.pdf&lang=ru&c=5757f350920a. – Загл. с экрана.                                                                                                                                                  4. Мутаев, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутаев // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.). – Режим доступа: http://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf. – Загл. с экрана.                                                                                                                                      5. Мутаев, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутаев // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. –[с. 41-43]                                     6. Щинникова, В. И. Подарить радость чтения: новые формы продвижения чтения в молодежной и детской среде: консультация [Электронный ресурс] / В. И. Щинникова. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/index/0-102. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"

"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"Студия «Народные игры нашего детства»  с применением ИКТ и ОТСМ - ТРИЗ - РТВ - технологии как одно из нап...

"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...

Мероприятия, проводимые в рамках решения годовой задачи

  В данной презентации представлены проведенные мероприятия в ДОУ в рамках решения годовой задачи по физическому развитию «Способствовать развитию здоровьесберегающих компетенций вос...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Методическая разработка, отражающая технологию педагогического взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения задач по образовательному направлению «Физическое развитие»

Круговая тренировка.Интервальный вариант с полными интервалами отдыха (т.е. участники между «станциями» отдыхают 60-90 с.) с вариантом образно-игровой тренировки....