Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Весна идёт , весне дорогу"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Федорова Юлия Дмитриевна

Цель: развитие связной речи у детей.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;

- формирование грамматического строя речи;

- подготовка детей к обучению грамоте.

Развивающие:

- развитие связной речи – монолог, диалог;

- развитие и обогащение лексики;

- развитие памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание интереса к происходящим изменениям в природе;

- воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе

Обеспечение занятия:

1.Научно-методическое (подбор литературы, книги, картины)

2.Материально–техническое: иллюстрации на тему «Весна», опорные картинки для рассказывания стихотворения, разрезные картинки для дидактической игры «Сложи и опиши картинку», мяч.

3.Место проведение (групповая комната или музыкальный зал)

4.Методы занятия:

Словесные:

Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения, решение проблемных вопросов, отгадывание загадок, чтение стихов.

Наглядные:

Рассматривание предметных картинок и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника).

Игровые:

Дидактические игры и упражнения по грамматике и лексике, игры-импровизации и др.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение рассказов Г. А. Скребицкого «Весна на пороге», «Весна – художник», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы, «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи, рассматривание иллюстраций о весне.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!! (обращаемся к гостям)

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, весна заблудилась где-то в лесу. Давайте поможем ей найти дорогу.

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на опушке леса. Ну что, готовы отправиться в путь? Ваша задача – найти белые конверты с порядковым номером и пройти все задания, указанные в конвертах.

Ребята идут по группе. Находят конверт № 1. Открывают читают задание.

Задание 1. Отгадайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время года знает?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. Справились с первым заданием. Пойдем дальше. А вот и второй конверт.

Дети находят второй конверт, читают задание:

Задание № 2. Назовите весенние месяцы и признаки весны.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какие вы знаете признаки наступившей весны?( В помощь детям вывешиваются иллюстрации о весне).

Предполагаемые ответы детей:

-Днём стало пригревать солнце;

-Стало теплее, день стал длиннее;

-Снег потемнел и стал таять;

-Появляются первые проталины;

-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;

-Начинают бежать ручьи;

-Возвращаются перелётные птицы.

Воспитатель:- Вот она какая весна теплая, добрая. От такого тепла хочется поиграть с вами в игру «Назови ласково».

 

 

Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка.. реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием , а сейчас я вам прочитаю стихотворения, вы попробуете отгадать, о каком весеннем месяце идет речь.

 

Март:

Треплет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нём

Перышки почистив

Погляжу на воробья

Весело качается

Понимаем он и я

Что зима кончается!

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Ответы детей.

 

Апрель

Долга шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным

Скоро, скоро быть теплу!

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапой верба.

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Ответы детей.

 

Май

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь в уединенье!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно отгадали и рассказали.

А теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть и провести веселую физминутку.

Физминутка.

Берутся за руки, становятся в круг.

Игра «Звонко капают капели»

Произносят «Кап, кап, кап» в разных регистрах.

Птицы весело поют.

«Чирик, чирик, чирик!» - в высоком регистре.

Встретят солнце птичьи трели,

«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р » - в самом высоком регистре.

Птицы к нам тепло зовут.

Каждый ребенок кричит голосом любой птицы (по выбору).

Тает снег,

«А-ах, а-ах, а-ах» - (сугроб оседает), (дети присаживаются)

Бежит в канавке

Звонкий чистый ручеек.

«Бл-л-л, бл-л-л, бл-л-л»

Воспитатель: Ребята, пора дальше отправляться.

Ребята идут дальше, находят конверт № 3, читают задание.

Задание 3. Игра «Подскажи слово» (с мячом)

-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.

Воспитатель: Правильно подобрали глаголы. А теперь ответь полным предложением.

-Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.

-Сосульки (что делают) тают на солнце.

-Весной солнце (что делает) пригревает, светит ярче.

-Почки на деревьях (что делают )… набухают.

-Ручей (что делает )… бежит, журчит, течёт.

-Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.

-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.

-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.

Воспитатель: Молодцы. Справились и с этим заданием. Ребята, пойдем дальше.

Ребята идут дальше, находят конверт № 4.

Задание 4. Игра «Весенние слова».

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы весенние слова.

Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

 

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

Воспитатель: Молодцы. Справились на отлично! Отправляемся дальше?

Дети идут дальше и находят конверт с заданием № 5.

Задание 5. Игра «Сложи и опиши картинку»

Дети делятся на пары, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне, затем один из детей рассказывает, что изображено на картинке.

Воспитатель: Вы отлично справились со всеми заданиями и помогли Весне найти дорогу!

Мы с вами называли признаки весны. А какой мы можем считать самым главный весенний признак?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы , вы так хорошо сказали про солнышко . И я вам хочу рассказать закличку из башкирской народной сказки «Советы матери небес», котором очень интересно говориться про него . Послушайте .

- Солнышко наше, не хочешь ли каши? Загляни в окошкоти- дам тебе я ложку. Приходи ко мне, пока каша в казане - А ложка на базаре. ( дети повторяют с показом движения).

-В. Вам понравилось. А если солнышко пригрело , то появляются что…. ( ручейки)

- А вы, знаете, какими бывают ручейки? ( выставляется картина) ( говорливые, быстрые, журчащие, звонкие, весенние, ласковые, бурные и т.д.

Давайте посчитаем, сколько у нас ручьев.

Игра «Посчитай» с показом карточек с цифрами.

1 ручей, 2- ручья, 3- ручья, 4 ручья, 5 ручьев, 6 ручьев, 7 ручьев, 7 ручьев, 8 ручьев,9 ручьев, 10 ручьев.

1 лужа, 2 лужи, 3 лужи, 4 лужи, 5 луж, 6 луж, 7 луж,8 луж, 9 луж, 10 луж.

1 сосулька, 2 сосульки,3 сосульки, и т.д.

Воспитатель:- Дети, садитесь на свои места ( работа в тетрадях)

Вос-ль: Молодцы! Наше удивительное приключение подошло к концу.

И мне сегодня понравилось, что вы нашли красивые слова к весенним

приметам, правильно и быстро отгадывали загадки. Расскажите мне, о чем мы сегодня говорили:

1.Я сегодня узнал……(ответы детей).

2.Было интересно…..(ответы детей).

3.Меня удивило…….(ответы детей).

4.Было трудно……...(ответы детей).

5.У меня получилось (ответы детей).

6.Теперь я умею……..(ответы детей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие связной речи у детей.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;

- формирование грамматического строя речи;

- подготовка детей к обучению грамоте.

Развивающие:

- развитие связной речи – монолог, диалог;

- развитие и обогащение лексики;

- развитие памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание интереса к происходящим изменениям в природе;

- воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе

Обеспечение занятия:

#1053;аучно-методическое (подбор литературы, книги, картины)

#1052;атериально–техническое: иллюстрации на тему «Весна», опорные картинки для рассказывания стихотворения, разрезные картинки для дидактической игры «Сложи и опиши картинку», мяч.

#1052;есто проведение (групповая комната или музыкальный зал)

#1052;етоды занятия:

Словесные:

Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения, решение проблемных вопросов, отгадывание загадок, чтение стихов.

Наглядные:

Рассматривание предметных картинок и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника).

Игровые:

Дидактические игры и упражнения по грамматике и лексике, игры-импровизации и др.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение рассказов Г. А. Скребицкого «Весна на пороге», «Весна – художник», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы, «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи, рассматривание иллюстраций о весне.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!! (обращаемся к гостям)

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, весна заблудилась где-то в лесу. Давайте поможем ей найти дорогу.

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на опушке леса. Ну что, готовы отправиться в путь? Ваша задача – найти белые конверты с порядковым номером и пройти все задания, указанные в конвертах.

Ребята идут по группе. Находят конверт № 1. Открывают читают задание.

Задание 1. Отгадайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время года знает?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. Справились с первым заданием. Пойдем дальше. А вот и второй конверт.

Дети находят второй конверт, читают задание:

Задание № 2. Назовите весенние месяцы и признаки весны.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какие вы знаете признаки наступившей весны?( В помощь детям вывешиваются иллюстрации о весне).

Предполагаемые ответы детей:

-Днём стало пригревать солнце;

-Стало теплее, день стал длиннее;

-Снег потемнел и стал таять;

-Появляются первые проталины;

-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;

-Начинают бежать ручьи;

-Возвращаются перелётные птицы.

Воспитатель:- Вот она какая весна теплая, добрая. От такого тепла хочется поиграть с вами в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка.. реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием , а сейчас я вам прочитаю стихотворения, вы попробуете отгадать, о каком весеннем месяце идет речь.

Март:

Треплет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нём

Перышки почистив

Погляжу на воробья

Весело качается

Понимаем он и я

Что зима кончается!

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Ответы детей.

Апрель

Долга шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным

Скоро, скоро быть теплу!

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапой верба.

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Ответы детей.

Май

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь в уединенье!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно отгадали и рассказали.

А теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть и провести веселую физминутку.

Физминутка.

Берутся за руки, становятся в круг.

Игра «Звонко капают капели»

Произносят «Кап, кап, кап» в разных регистрах.

Птицы весело поют.

«Чирик, чирик, чирик!» - в высоком регистре.

Встретят солнце птичьи трели,

«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р » - в самом высоком регистре.

Птицы к нам тепло зовут.

Каждый ребенок кричит голосом любой птицы (по выбору).

Тает снег,

«А-ах, а-ах, а-ах» - (сугроб оседает), (дети присаживаются)

Бежит в канавке

Звонкий чистый ручеек.

«Бл-л-л, бл-л-л, бл-л-л»

Воспитатель: Ребята, пора дальше отправляться.

Ребята идут дальше, находят конверт № 3, читают задание.

Задание 3. Игра «Подскажи слово» (с мячом)

-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.

Воспитатель: Правильно подобрали глаголы. А теперь ответь полным предложением.

-Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.

-Сосульки (что делают) тают на солнце.

-Весной солнце (что делает) пригревает, светит ярче.

-Почки на деревьях (что делают )… набухают.

-Ручей (что делает )… бежит, журчит, течёт.

-Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.

-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.

-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.

Воспитатель: Молодцы. Справились и с этим заданием. Ребята, пойдем дальше.

Ребята идут дальше, находят конверт № 4.

Задание 4. Игра «Весенние слова».

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы весенние слова.

Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

Воспитатель: Молодцы. Справились на отлично! Отправляемся дальше?

Дети идут дальше и находят конверт с заданием № 5.

Задание 5. Игра «Сложи и опиши картинку»

Дети делятся на пары, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне, затем один из детей рассказывает, что изображено на картинке.

Воспитатель: Вы отлично справились со всеми заданиями и помогли Весне найти дорогу!

Мы с вами называли признаки весны. А какой мы можем считать самым главный весенний признак?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы , вы так хорошо сказали про солнышко . И я вам хочу рассказать закличку из башкирской народной сказки «Советы матери небес», котором очень интересно говориться про него . Послушайте .

- Солнышко наше, не хочешь ли каши? Загляни в окошкоти- дам тебе я ложку. Приходи ко мне, пока каша в казане - А ложка на базаре. ( дети повторяют с показом движения).

-В. Вам понравилось. А если солнышко пригрело , то появляются что…. ( ручейки)

- А вы, знаете, какими бывают ручейки? ( выставляется картина) ( говорливые, быстрые, журчащие, звонкие, весенние, ласковые, бурные и т.д.

Давайте посчитаем, сколько у нас ручьев.

Игра «Посчитай» с показом карточек с цифрами.

1 ручей, 2- ручья, 3- ручья, 4 ручья, 5 ручьев, 6 ручьев, 7 ручьев, 7 ручьев, 8 ручьев,9 ручьев, 10 ручьев.

1 лужа, 2 лужи, 3 лужи, 4 лужи, 5 луж, 6 луж, 7 луж,8 луж, 9 луж, 10 луж.

1 сосулька, 2 сосульки,3 сосульки, и т.д.

Воспитатель:- Дети, садитесь на свои места ( работа в тетрадях)

Вос-ль: Молодцы! Наше удивительное приключение подошло к концу.

И мне сегодня понравилось, что вы нашли красивые слова к весенним

приметам, правильно и быстро отгадывали загадки. Расскажите мне, о чем мы сегодня говорили:

#1071; сегодня узнал……(ответы детей).

#1041;ыло интересно…..(ответы детей).

#1052;еня удивило…….(ответы детей).

#1041;ыло трудно……...(ответы детей).

#1059; меня получилось (ответы детей).

#1058;еперь я умею……..(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна пришла»

Обеспечить развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине.Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рас...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Дорогою добра"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Дорогою добра"...