Консультация для родителей по развитию речи младших дошкольников
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Слепцова Надежда Ревовна

В данной статье обоснована и актуализирована значимость развития речи в младшем дошкольном возрасте, роль родителей в ее формировании и развитии, даны рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

Подготовила: Слепцова Надежда Ревовна,

воспитатель высшей категории

Уважаемые родители!

Речь – это форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений (педагогический энциклопедический словарь).

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит дальнейшее обучение ребенка на следующих возрастных этапах.

Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, развитие коммуникативных способностей.

Помните! Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Конечно, ребенок с самого раннего возраста проявляет интерес к речи, создает новые слова, ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону языка, но это стихийное речевое развитие, и оно не помогает ребенку достичь нужного уровня развития речи. Поэтому необходимым условием для полноценного речевого развития детей является взаимодействие детского сада и семьи.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи на данном этапе разнообразны: необходимо приучить ребенка понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками, расширять активный словарь.

В этот период, необходимо уделять особое внимание на произношение ребенком звуков, обращать внимание малыша на словообразовательные возможности языка (собачка лежит на полу, погремушка гремит); помимо существительных вводят в речь ребенка прилагательные (красное яблоко), глаголы, наречия, предлоги. Звукоподражательные и облегченные слова

(би – би, гав – гав) заменяются на общеупотребительные (машина, собака).

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые, от культуры речи взрослых и от того, сколько времени они уделяют речевому общению с ребенком, зависят успехи малыша в усвоении языка. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи, грамматически правильной и связной, точной в словоупотреблении. Жизненная обстановка, в которой ребенок находится, воспитывается, отношение окружающих взрослых, воспитательные воздействия и собственная активность малыша, все это имеет большое значение в развитии речи дошкольника.

Внимательное и доброжелательное отношение обеспечит ответные положительные эмоции и разнообразные реакции ребенка, что дает возможность установить тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В детском саду развитие речи дошкольников происходит в режимных моментах, в ходе организованной совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности дошкольников.Для развития речевой активности детей используются картинки с изображением предметов в действии, сюжетные картинки, это помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания об окружающем мире. Так же имеет большое значение чтение книг с иллюстрациями, последующее просматривание этих иллюстраций, пересказ того, о чем написано в книге.

Но для того, чтобы развитие речи ребенка было успешным, одних усилий педагога недостаточно. Многое зависит от родителей и близких ребенку людей. Обсуждайте с ребенком все, что видите вокруг: по дороге домой, в магазине, в парке, на детской площадке во время прогулки и т.д. Спрашивайте ребенка сами, потому что дети в этом возрасте задают мало вопросов взрослым. Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы это часть жизни и сам начнет интересоваться окружающим миром.. В процессе общения с ребенком речь взрослого должна быть четкой и неторопливой, не следует искажать слова, имитируя детскую речь. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь от него, пока малыш не закончит рассказывать.

Необходимо следить за речью ребенка, слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, тем самым мы подтверждаем правильность произносимых ребенком слов, и в случае необходимости даем верные образцы для усвоения. Такой прием играет важную роль в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.

Участие семьи в речевом развитии ребенка начинается с момента его прихода в детский сад и именно ее роль в речевом развитии ребенка наиболее значима, усилий педагогов без помощи родителей будет недостаточно.

Виды деятельности для успешного развития речи дошкольников младшего возраста:

• эмоциональное общение малыша с родителями с момента его рождения;

• общение ребенка с другими детьми;

• речь взрослого является образцом для подражания;

• развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, шнуровка, лепка, игры с прищепками и т.д.);

• чтение детской художественной литературы;

• театрализованная деятельность (пальчиковый театр, настольный, би – ба – бо и др.);

• игры с ребенком взрослых и сверстников;

• наблюдения за окружающим миром.

Дети дошкольного возраста очень общительны, так давайте же больше общаться с малышами, показывая, как мы их сильно любим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Значение фольклора в развитии речи младших дошкольников"

Консультация предназначена для родителей младшей группы, которая знакомит с разновидностями фольклорных произведений....

Консультация для воспитателей "Методика развития речи младших дошкольников с ОНР"

Материал содержит рекомендации по реализации образовательной области"Речевое развитие" в условиях ДОУ с учётом требований ФГОС...

Анкета для родителей по развитию речи младших дошкольников

Анкета для родителей младших дошкольников на тему "Развитие речи младших дошкольников"...

Рекомендации родителям по развитию речи младших дошкольников

Данный материал знакомит родителей с более подробными рекомендациями по развитию речи....

Консультация для родителей "Как развивать речь младших дошкольников"

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он овладел ей в полной мере в дальнейшем, родителям  необходимо соблюдать ряд условий.Консультация содержит советы и рекомендации род...

Рекомендации для родителей по развитию речи младших дошкольников

Рекомендации для родителей по развитию речи младших дошкольников...

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?...