«Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания младших дошкольников»
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

         Важной частью нравственного воспитания является приобщение          ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладывается приобщение к семье, традициям, обрядам. В маленьком  человеке формируется  основы нравственности и духовности, первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Знакомство  с  культурой  народа,  традициями, происходит  через   потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, сказки, народные игры.  

          В связи с этим есть необходимость  воспитания у детей нравственно патриотических чувств через устное народное творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usn.nar_.tvor_.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания младших дошкольников » Воспитатель 1 младшей группы № 5 Клыбан Наталья Алексеевна, ВКК Новосибирск-2023

Слайд 2

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладывается приобщение к семье, традициям, обрядам. В маленьком человеке формируется основы нравственности и духовности, первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Знакомство с культурой народа, традициями, происходит через потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, сказки, народные игры. В связи с этим есть необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств через устное народное творчество.

Слайд 3

Устное народное творчество Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор (песенки, потешки, прибаутки, заклички) играет важную роль в воспитании детей младшего возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. Знакомство с ним поможет узнать ближе жизнь и творчество детворы, матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.

Слайд 4

Использование народного фольклора В работе с детьми мы широко используем все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки. В адаптационный период используем потешки, которыми выражаем заботу, нежность, любовь к себе: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий! ». В повседневной жизни применяем потешки, с помощью которых приобщаем: - к любви к природе и всему живому - Петушок, петушок, золотой гребешок… »; - «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » ; - «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». - к труду и семейным ценностям - «Сорока-ворона»; - «У нашей бабушки десять внучат»; - «Моя семья». - воспитываем желание делиться друг с другом «Пошел котик на Торжок….»

Слайд 5

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитываем аккуратность, положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками , как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, кисонька , до пят, все волосики в ряд… » Во время кормления прививаем уважение к труду, профессиям: « Умница Катенька , ешь кашу сладеньку , вкусную, пушистую, мягкую, душистую ». При укладывании спать « Потягунючки , поростунющки !»; «Баю- баюшки …» .

Слайд 6

Сказки Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. В младшем дошкольном возрасте, мы рассказываем русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», которые учат сопереживать близким, воспитывают у детей навыки послушания, дружеские отношения. Для наилучшего восприятия сказки , играем в различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.

Слайд 7

Народные игры В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми, мы играем в подвижные игры: «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», которые сопровождаются прибаутками, закличками , припевками. Хороводные – «Каравай», «Карусель»

Слайд 8

Планомерная, систематическая работа и использование разнообразных средств воспитания дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию , через устное народное творчество. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что фольклор является позитивным средством для патриотического воспитания младших дошкольников: формирует и прививает детям любовь к себе, родителям , близким родственникам; знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины . Использовать потешки , песенки, прибаутки можно на занятиях, в организации режимных моментов, проведении игр, созданные русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к родной стороне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....

Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"

Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Конспект игрового тренинга с педагогами " Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Целью данной работы являются: мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравтвенному воспитанию; освоение практических способов взаимодействия с детьми по нравственно-...

Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...