Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"
методическая разработка на тему

Кардаш Марина Александровна

Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум

 Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания  детей дошкольного возраста

Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов

по вопросам   патриотического воспитания

Обобщить знания  педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы

2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Форма:  консультация, памятка, обмен опытом.

Предварительная работа: — изучение литературы по данному вопросу; — подготовка  материала. 

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

 Эффективность процесса воспитания у детей патриотических  чувств во многом зависит от того, какими методами и средствами  пользуется педагог. В исследованиях можно выделить методы и средства, которые одновременно формируют систему знаний и представлений ребенка о своей Родине и способствуют развитию эмоциональной сферы. Так в исследованиях С.А.Козловой, Р.И.Жуковской, Е.И. Радиной , Н.Ф.Виноградовой выделены такие средства воспитания, как социальное окружение ребенка, природа родного края, народное творчество, художественная литература, изобразительное искусство и музыка , а также игра и труд. Все перечисленные средства  при правильном использовании способны вызвать в душе ребенка эмоциональный отклик. А так как в понятие патриотизма входят  когнитивный(познавательний), эмоциональный и поведенческий компоненты, то можно говорить не только о  целесообразности, но и  о необходимости использования выше перечисленных средств.

 Фольклор содержит в  себе богатый  идейно-художественный материал,  который  знакомит  ребенка  с   традициями  русского  народа,  способствует  формированию  уважительного отношения к родной  земле,  пониманию ответственности по  отношению  к  Родине.  Поэтому использование педагогами  и родителями богатейшего источника   воспитания - народного искусства - приобретает исключительно важное значение для  воспитания в ребенке патриотизма.

        В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Поэтому я считаю необходимым использовать фольклор в  формировании патриотических чувств.  

          Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками мы не только развиваем  их речь, но и приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

         В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

         В ежедневной образовательно- воспитательной работе я рекомендую использовать  пословицы и поговорки в которых, особое внимание уделяется теме любви к Родине, к семье, к матери.

        Такие как: "На родной сторонушке, и камешек знаком", "На чужой стороне и весна не красна", "При солнышке тепло, при матери добро", "Вся семья вместе, так и душа на месте".

     Народное творчество является неисчерпаемым источником эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, пословицах, а также песнях, легендах, былинах, сказаниях, на протяжении многих веков воспитывали в детях гордость за талант родного народа, интерес к выразительному слову, любовь к родному языку, давала примеры храбрости, уважения, любви к своей Родине.

       Искусство по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных. А народное искусство, в котором отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления, еще больше способствует развитию ребенка, так как образы народного искусства тесно связаны с укладом жизни ребенка, с родной природой.

  Наиболее распространенное и доступное средство используемое при работе с детьми – это песня. Песни сопровождали человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде и на праздниках, в них передаются мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественные образы русских народных песен. В песнях воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрирует в себе народную мудрость и приспосабливает её к возрасту ребенка, условиям жизни семьи, поэтому всегда имела четко выраженный воспитательный характер и могла быть использована для формирования тех или иных качеств личности, чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Былины учат ребенка добру, учат сознанию долга и чести. Ребенок начинает различать правду и ложь. В его сознании  происходит постепенное формирование критерия идеального воина – защитника Родины. Русский былинный эпос обладает исключительной познавательной ценностью. Былинные песни  воспитывают у ребенка любовь к родной земле, воспитывают гордость за могущество, богатство, красоту Родины. Былины способствуют формированию у детей национального самосознания, так как идеи единства, независимости, защиты русской земли выражены в былинах с исключительной силой и наглядностью, простотой и выразительностью. И образы богатырей являются примером высочайшего патриотизма, примером для подражания и продолжения их дел.

    Дети дошкольного возраста начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

            Чтение с детьми  сказок, обсуждение  содержания сказки, оценивание положительных и отрицательных героям. Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип «Как аукнется - так и откликнется»). В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

     Дети, стараются подражать любимым сказочным героям, положительным чертам характера,  и сами становятся лучше, добрее.

 Таким образом, с помощью устного народного творчества решаются задачи патриотического воспитания.

Вопросы педагогам в начале семинара.

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?(государство)
  1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
  1. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?(страна)

6. Что такое патриотизм?( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

8. Какой обычай существовал  в старину при проходе  в Кремль через ворота Спасской  башни?  ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая)

Чтение  материала

Разбор пословиц

Игра «Перевертыши»

Названия сказок (перевертыши)

1. Жаба-домоседка – Лягушка-путешественница 30. Большой кум – маленький мук
2. Кастрюля супа – горшок каши                            31. Быль о найденном пространстве –                        сказка о потерянном времени.                  

  3. Прекрасный цыпленок – гадкий утенок
4. Чернушка и ромашка – Беляночка и розочка
5. Трусливая швея – Храбрый портняжка
6. Чернобровка – златовласка
7. Деревня в портсигаре – городок в табакерке
8. Быль об умной кошке – сказка о глупом мышонке
9. Пейджер – телефон
10.Быль о серебряной курице – сказка о золотом петушке
11. Белый платочек – красная шапочка
12. Бодрствующее чудовище – спящая красавица
13. Мышь в туфлях – кот в сапогах
14. Великан-уши – карлик нос
15. Розовые усы – черная борода
16. Горячий желудок – холодное сердце
17. Царь-жаба – царевна-лягушка
18. Мертвый лед – живая вода
19. Принц на тыкве – принцесса на горошине
20. Ржавая отмычка – золотой ключик
21. Утки-селезни – гуси-лебеди
22. 1 год – 12 месяцев
23. Большой и кто-то, кто не живет в подвале – малыш и карлсон, который живет на крыше
24. Жук-жужжак – муха-цокотуха
25. Ледяной король – снежная королева
26. Черноледка – Белоснежка
27. Девочка с ручку – мальчик с пальчик
28. Старые штаны королевы – новое платье короля
29. Коммуналка – теремок.

30. Большой кум – маленький мук  

31. Быль о найденном пространстве –     сказка о потерянном времени.                  


Распечатать по кол-ву педагогов .

Определите какие задачи ставит перед собой патриотическое воспитание?

1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

2. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы.

3.Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным и нравственно-патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

4.Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»

5. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему посильную помощь.

6.Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми.)

В какие моменты Вы можете использовать следующие пословицы,поговорки?

-«При солнышке тепло, при матери добро».(                                                                              )

-«Дружбу помни, а зло забывай».(________________________________________________)

-«Вся семья вместе, так и душа на месте».(                                                                                )

-«Кто не работает, тот не ест».(_________________________________________________)

-«На чужой стороне и весна не красна».(                                                                                     ) 

-«Птица сильна крыльями, а человек дружбой».(_________________________________)

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».(                                                                   )

-«Землю красит солнце, а человека — труд».(____________________________________)

- «Слезами делу не поможешь».(________________________________________________)

-«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».(__________________________________)

-«Дерево живет корнями, а человек друзьями».(__________________________________)

-«Чем сердиться (браниться), так лучше помириться».(_____________________________)

-«Человек без Родины – что соловей без песни».(                                                                    )

-«Не хлебом единым сыт человек».(_____________________________________________)

-«Верному другу цены нет».(_________________________________________________)

- «Без труда жить — только небо коптить».(                                                                          )

-«Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска».(                          )

-«На миру и работа спорится».(                                                                                  )

- «Не узнав горя, не узнаешь и радости».(                                                                    )

-«От худого семени не жди доброго племени». (                                                       )

-«Торопись на доброе дело, а худое само приспеет». (                                                           )

-«Уродит тебя дядя, на себя глядя»…( шутка,девушки)))))))

Русские народные считалки

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть,
    К нам сорока подлетела
    И тебе водить велела.
  • За морями, за горами,
    За высокими лесами
    На полянке теремок,
    На дверях висит замок.
    Ты за ключиком сходи
    И замочек отопри.

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплывает новый месяц.
    Кто до месяца достанет,
    тот и прятаться не станет.

  • Раз, два - в лесу трава,
    Три, четыре - круг пошире,
    Пять, шесть - сушки есть,
    Семь, восемь - в гости просим,
    Девять, десять - земляника…
    Ну-ка, Даша, поводи-ка!

  • Шел баран
    По крутым горам,
    Вырвал травку,
    Положил на лавку.
    Кто ее возьмет,

Тот и водить пойдет.

  • 1,2,3,4,5

Будем в прятки мы играть

Небо,звёзды,луг,цветы

Ты пойди-ка поводи.

  • Катилась торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем поделиться?

  • Обруч, круж,
    Обруч, круж.
    Кто играет
    Будет уж.
    Кто не хочет
    Быть ужом,
    Выходи
    Из круга вон!
  • Ходит свинка по бору,
    Рвет траву-мураву.
    Она рвет и берет,
    И в корзиночки кладет.
    Этот выйдет,
    Вон пойдет!

  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала.
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...

Консультация для родителей"Народное творчество как средство патриотического воспитания"

формирование основ моральных качеств начинается еще в детстве. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства....

Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...

«Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания младших дошкольников»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур...