ПРОЕКТ Тема «Книжкина неделя»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Левченко Татьяна Николаевна

 Актуальность. Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей.

Участие дошкольников в проекте «Книжкина неделя» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности. Самое главное это при работе над проектом опираясь на активность и инициативность дошколят, на их любовь к чем-то новому, раскрыть и показать, что книги это источник знаний – это верный 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования

«Методическая разработка 2022»

ПРОЕКТ

Тема «Книжкина неделя»

Автор: Левченко Татьяна Николаевна

Воспитатель

МДОУ «Детский сад № 17»

2022 год

Тема проекта: «Книжкина неделя».

Тип проекта: художественно-речевой.

Возрастная группа: 2 младшая.

Участники проекта: дети группы «Смешарики», воспитатель, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя /14.03.22 по 18.03.22/.

Руководитель проекта: воспитатель Левченко Татьяна Николаевна.

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу. Сейчас наблюдается тенденция замена книги мультфильмами, телефонами и компьютерами. В следствии этого у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т.д. все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.


Актуальность.
 Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей.

Участие дошкольников в проекте «Книжкина неделя» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности. Самое главное это при работе над проектом опираясь на активность и инициативность дошколят, на их любовь к чем-то новому, раскрыть и показать, что книги это источник знаний – это верный друг.

Цель проекта: формирование интереса и ценностного отношения к детской книге, привитие детям любви к ней.
Задачи проекта:

  1. Прививать любовь к детской литературе.
  2. Расширять представления детей о многообразии книг.
  3. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
  4. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
  5. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
  6. Способствовать всестороннему развитию речи детей.
  7. Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
  8. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
  2. Дидактические и настольные игры: пазлы «Буратино».
  3. Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Коробочки с секретом», «Узнай голоса».
  4. Ролевые игры: «Угадай, кто пришёл», «Угадай, кто как ходит», «Поиграем с мишками в мячи», «Вышла курочка гулять».

      5)  Подбор книг для "Книжкиной больницы".

      6)  Подбор портрета поэта (Чуковского) и писателей по возрасту.

      7)  Информирование родителей о проекте.

Работа с родителями:

- Проведение консультации "Что читать дошкольникам"

- Папка-передвижка " Как привить ребенку любовь к чтению "

-  Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома».

Предполагаемый результат: 

*  Повышение у детей интереса к художественной литературе.

* Дети познакомятся с творчеством детских писателей, научатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

* Дети научатся бережно относиться и ремонтировать книги.

* Раскрытие творческих способностей дошкольников.

* Развитие связной речи, мышления, воображения.

* Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.

Этапы проекта:

I Этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Сбор информационного материала:

- изучение методических пособий и литературы по теме;

- подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);

3. Составление перспективного плана мероприятий.

II Этап – основной (познавательно – развивающий):

 Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- рассматривание картин, иллюстраций к сказкам;

- игры-драматизации;

- дидактические игры по сказкам;

- художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование, лепка);

III Этап – заключительный:

1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

2. Фотоотчет.

3. Выставка детского творчества по теме проекта.

План проведения недели книги

Понедельник (14 марта 2022)

Цели дня:

- Воспитывать доброжелательное отношение к книгам.

- Развивать интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги.

-  Научить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книгам.

- Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему.

Мероприятия:

1. Беседа «Какие бывают книги». Дать детям понятие, что книга - друг детей. (Приложение №1).
2. Организация выставки «Книга мой лучший друг».
3. Чтение стихов, загадок про книги, героев сказок. (Приложение № 2).

4. Труд в уголке «Скорая помощь». Учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге. (Приложение № 3).

5. Показ сказки «Колобок» с помощью настольного театра. (Приложение № 4).

Вторник (15 марта 2022)

Цели дня:

- Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой.

- Продолжать учить детей пользоваться клеем: набирать на кисточку, удаляя излишки клея, намазывать клей на бумагу.

- Развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей.

Мероприятия:

1. Беседа о правилах обращения с книгой (Приложение № 5).

2. Аппликация «Закладки для книг» (Приложение № 6).

3. Игра – драматизация по сказке «Репка» (Приложение № 7).

4. Просмотр мультфильма и пересказ в группе.

Среда (16 марта 2022)

Цели дня:

- Сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать.

- Закрепить знание содержания знакомых сказок.

- Сформировать желание быть похожим на положительных героев.

- Учить детей проводить ровные горизонтальные линии, учить следить за движением кисточки по бумаге слева направо; прививать интерес к рисованию; закрепить знание содержания сказки.

Мероприятия:

1. Беседа по сказкам. (Приложение № 8).

2. Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам.

3. Викторина «Сказка, я тебя знаю». (Приложение № 9).

4. Рисование «Дорожка для колобка». (Приложение № 10).

Четверг (17 марта 2022)

Цели дня:

- Сформировать интерес к художественной литературе

- Научить высказывать суждения по отношению к поступкам героев произведений К. И. Чуковского

- Знакомство с писателем К. И. Чуковский.

- Обогащать знания детей о профессии врача. Развивать способность принимать на себя взятую роль.

Мероприятия:

1. Беседа: «Добрый сказочник К.И. Чуковский» (Приложение № 11).
2. Чтение отрывков произведений К. И. Чуковского

3. Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит» (Приложение № 12).

4. Папка-передвижка «Как привить ребенку любовь к чтению?» (Приложение № 13).

Пятница (18 марта 2022)

Цели дня:

- Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.

- Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.
- Развитие устной речи.

- Формирование у детей интереса к лепке; продолжать формировать навыки работы с пластилином.

Мероприятия:

  1. Разучивание стихотворения «Зима прошла» (Приложение № 14).
  2. Дидактическая игра «Собери пазлы по сказке» и определи сказку.
  3. Рассказывание сказки «Курочка ряба» (с помощью мягких кубиков).
  4. Лепка «Снесла курочка яичко- золотое и простое». (Приложение № 15).
  5. Консультация для родителей «Что читать дошкольникам» (Приложение № 16).

Результаты проекта:

Благодаря полученным в ходе реализации проекта знаниям, у детей обогатился словарный запас, в самостоятельной деятельности активизировалось речевое общение со сверстниками.

Дети стали намного активнее проявлять интерес к книгам, бережно к ним относиться. С желанием слушают чтение художественной литературы и участвуют в драматизациях.

Повысился уровень взаимодействия между детьми, совместные игры со сверстниками стали более продолжительными.

Родители получили информацию о важности художественной литературы в развитии ребенка.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

Буду продолжать расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает через книги.

Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу, поэтому предстоит большая работа с ними.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3. М.М Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

4. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Л. Д. Глазырина. Физическая культура – дошкольника – М.: Просвещение, 1990.

6. Е. А. Тимофеева Подвижные игры для детей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

7. Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи – М.: Просвещение, 1988.

8. Ю.Г. Илларионова «Учим, детей отгадывать загадки»

9. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. «Чего на свете не бывает» – М.: Просвещение, 1990.

10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/04/rol-knigi-v-zhizni-rebyonka

11. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-dlja-srednei-grupy-knizhkina-nedelja.html

12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/16/proekt-knizhkina-nedelya

13. http://ped-kopilka.ru/blogs/saule-aleksandrovna-tazhekenova/proekt-v-detskom-sadu.html


Приложение №1.

Беседа «Какие бывают книги»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются.

(На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).

- Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)

- Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).

Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.

- Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).

- Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.

- Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.

Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).

- Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами.

Приложение №2.

Загадки.

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
А дорога — нелегка,
А корзина — высока.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)

Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это — …
(Муха-Цокотуха)

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)

На тарелочке лежал,
Как остыл — и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный …
(Колобок)

Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор...
(Айболит)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)

Он кривой и хромоногий,
Всех мочалок командир.
Он, конечно, всех отмоет,
Умывальник...
(Мойдодыр)

Стихи.

*****

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать книжки.

Ведь читать их интересно,

Для развития полезно.

Книги разные бывают:

Веселят и поучают;

И с картинками, и без;

Про моря, волшебный лес.

И сегодня, в праздник книги,

Вам скажу я без интриги:

Если с книжкой с детства дружишь,

В жизни многое заслужишь.

*****

Знают взрослые и дети,

Книга — лучший друг на свете.

И про Таню, и про мишку

Малышу расскажет книжка.

На страницах Колобок

Нам откроет 100 дорог,

В мир волшебный отведет,

Сказку каждому найдет.

*****

Марина Мюллер

Мы купили с мамой книжки

Нашей Сонечке-малышке.

Просит Соня: - Почитайте!

Скорей книжку открывайте!

С книгой очутишься

В мире волшебства,

В мире приключений,

Чудес и колдовства.

Здесь будет зло побеждено,

Добро тут царствовать должно!

Книга - важная, нужная вещь!

Всем нужно её любить и беречь.

И знает Соня с малых лет:

Подарка лучше книги нет!

Приложение № 3.

«Скорая помощь».

Цель: научить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книгам.

Задачи воспитателя:

Показать, как можно «полечить» книгу.

Развивать начальные формы сотрудничества друг с другом.

Развивать эмоциональную отзывчивость, мыслительные операции.

Словарная работа:

Учить детей правильно употреблять глаголы: приклеивать, проглаживать. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Ход занятия.

 Вот нашла книжку, только читать ее нельзя. Что же с ней стало? (ответы детей) Как можно помочь книжке? (ответы детей)

Заболела эта книжка, изорвал ее волчишка.

А мы книжку пожалеем, мы возьмем ее и склеим.

- Вы, поможете мне ее подклеить?

Дети подходят к столу, на котором приготовлены: скотч, ножницы. Воспитатель наклеивает скотч, проговаривая свои действия.

- Вот посмотрите, как хорошо мы с вами вместе «полечили» эту книжку, она у нас стала как новая. Пока наша книжка подсыхает, мы с вами поиграем.

Физминутка:

На полянке стайкой танцевали зайки.

Прыгали, скакали, лапками стучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Лапками стучали.

Выставляли ножки в красненьких сапожках.

Раз и два, раз и два, в красненьких сапожках.

Вот бежит лисичка рыжая сестричка.

Ищет где же зайки, зайки- побегайки.

После игры дети садятся на стульчики.

Прошу не драться, не кидаться.

И с книгой в ванне не купаться.

И вам сейчас сказать спешу:

Все книги я любить прошу.

Приложение № 4.

Показ сказки «Колобок» с помощью настольного театра.

Конспект занятия.

Цель: 

1.Продолжить знакомство детей с русской народной сказкой «Колобок».
2.Учить беседовать по содержанию сказки.
3.Формировать желание и умение повторять слова из текста.
4.Развивать память, наблюдательность, мелкую моторику, умение выполнять различные игровые задания.
5.Воспитывать умение слушать сказку, сопереживать героям. 

Задачи: 

1.Учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра.

2.Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.

3.Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз.

4.Способствовать интонационной выразительности речи.

5. Развивать речь, память, мышление, имитационные движения, театральные способности, общую и мелкую моторику рук.

Материалы: настольный деревянный театр «Колобок»

Ход занятия:

Проведение психогимнастики. (Для «разогрева» внимания и интереса детей к предстоящему занятию, с целью настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем.

- С добрым утром глазки, вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)

- С добрым утром ушки, вы проснулись? (Потираем ушки.)

- С добрым утром ручки, вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)

- С добрым утром ножки, вы проснулись? (Топаем ножками.)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (Разводят руки в стороны.)

 На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Колобок», расположены фигурки героев сказки. Воспитатель предлагает отгадать детям загадку.

Воспитатель: Дети, а теперь послушайте и отгадайте загадку.

Формой он похож на мяч

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы узнали?

Ответы детей: Ко –ло -бок!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой ребята, вы слышите? Кто-то плачет. Кто же это? Да это же бабушка с дедушкой плачут, узнаем почему?

Воспитатель (берет фигурку (Бабушку) и отвечает):

Воспитатель: Жили были кто (показывает старика и старуху)

Дети: Старик со старухой.

Воспитатель: Правильно. (воспитатель держит в руке старика и старуху). Вот говорит старик старухе. Повторяйте за мной слова. - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли мне муки на колобок. (дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель убирает старика за дом, старуха остается.

Взяла старушка крылышко, - дети метут ладошками

По коробу поскребла - скребут руками

И наскребла муки горсти две

Замесила муку на сметане -дети мешают тесто

Состряпала колобок - дети трут ладошку об ладошку

Изжарила в масле - дети вытягивают ручки вперёд

И на окошка студить положила - воспитатель кладет колобка на окошка и говорит и показывает дальше.

Колобок полежал-полежал, взял и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катиться колобок по дороге (воспитатель катит колобка по дороге)

Навстречу ему кто? (показывает зайца)

Дети: заяц

Воспитатель: что говорит заяц?

Дети: Колобок, колобок я тебя съем.

Воспитатель: что говорит колобок?

Дети: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Я - колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца, подавно уйду.

Воспитатель говорит:

И покатился колобок дальше только его заяц и видел.

Вот катиться колобок дальше, (катит колобка по дорожке)

А навстречу ему (показывает волка)

Дети: волк.

Воспитатель: Говорит волк.

Дети: Колобок, колобок я тебя съем.

Воспитатель: Колобок ему.

Дети: Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою:

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Воспитатель: И покатился колобок дальше только его волк и видел.

Вот катиться колобок дальше, (катит колобка по дорожке)

А навстречу ему (показывает медведя)

Дети: медведь.

Воспитатель: Говорит медведь.

Дети: Колобок, колобок я тебя съем.

Воспитатель: Колобок ему.

Дети: Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою:

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Воспитатель говорит:

И покатился колобок дальше только его медведь и видел.

Вот катиться колобок, (катит колобка по дорожке)

А навстречу ему (показывает лису)

Дети: лиса.

Воспитатель: Говорит лиса. Колобок, колобок, куда катишься?

Дети: Качусь по дорожке.

Лиса: Колобок, колобок спой мне песенку!

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Лиса: Ах, песенка хорошая, да слышу я плохо. Колобок сядь ко мне на нос и спой ещё разок, погромче.

Воспитатель: Колобок вскочил лисе на нос (садит колобка лисе на нос)

и запел, а лиса - ам и съела его.

Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал и отвечал молодец. Давайте ребята попрощаемся с нашими сказочными персонажами скажем всем до свидания.

Дети говорят -До свидания.

Приложение № 5.

«Правила обращения с книгой»

Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой.

Развивать внимание, воспитывать бережное обращение с книгами.
- Подготовка книги с оторванной страничкой.

Ход беседы:
Приношу к детям порванную книжку и говорю:

- Ребята, посмотрите, что случилось с книгой.  Хорошо это или плохо.

Дети: Плохо!

  Воспитатель читает стихотворение:

 Знать обязаны детишки,

Что не надо портить книжки:

В них не стоит рисовать

И листочки вырывать!

Все странички в них важны,

Книжки вы беречь должны

А закончили читать-

Книжку надо в шкаф убрать.

Книжек много есть вокруг

Каждая – прекрасный друг.

- Ребята, скажите, а почему с книгой надо обращаться аккуратно и беречь их?

(потому, что мы многое узнаем из книг)

- Давайте с вами почитаем рассказ.

(читаю рассказ, но на самом интересном месте останавливаюсь)

- Все ребята, дальше я не смогу вам почитать.

 Дети: Почему?

Кто-то вырвал здесь страничку.

 - А что теперь будем делать?

 - Давайте вспомним, как нужно обращаться с книгами:

- Беречь книги!

- Книгу можно брать только чистыми руками.

- Книгу читаем и смотрим за столом.

- Не рвать книги!

 - Не рисовать в книгах!

-Ухаживать за книгой!

 - При работе с книгой, аккуратно перелистывать страницы, не мять их.

- Хранить книги в шкафу или на книжной полке!

Давайте сейчас я приклею листочек на место, и мы дочитаем рассказ.

По окончанию беседы, воспитатель говорит:

- Ребята, берегите книги, наших дорогих и верных друзей.

Приложение № 6.

Аппликация "Закладки для книг".

Задачи: продолжать учить детей пользоваться клеем: набирать на кисточку, удаляя излишки клея, намазывать клей на бумагу. Развивать умение составлять композицию изображения. Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие.

Оборудование: разноцветные полоски картона; маленькие цветочки и серединка цветочка, клей, кисти, подставки, салфетки.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша Вера Андреевна сегодня что-то невеселая. Что случилось, Вера Андреевна?

Помощник воспитателя: – Ребята, я вчера начала читала своей дочери сказку, но не дочитали, а решили сходить в магазин, а потом дочитать до конца. А когда пришли с прогулки, книга оказалась закрытой. Теперь не могу найти, где мы остановились при чтении.

 Воспитатель: - Что же делать, ребята? Как же помочь Вере Андреевне? (Выслушать ответы детей). А когда мы найдем нужную страничку, как нам ее не потерять вновь?

Кажется, я знаю, как помочь. Обычно, когда люди читают книгу и приходится остановиться, они всегда кладут специальную закладку в книгу. У вас есть такая закладка? (Нет). Не переживайте, мы с ребятами научим вас делать закладку и сделаем себе. Ребята, согласны помочь Вере Андреевне? Тогда в путь.

Ребята, а кто знает, что же такое закладка и как она выглядит? (Выслушать ответы детей). Да, ребята, закладка – это такой предмет, который можно положить в книгу, чтобы не потерять страничку, где читал. А форма закладки бывает разной.  Сегодня мы будем делать вот такую закладку. Она выглядит как полоску, украшенная разными фигурками.

У вас на столах есть все, чтобы сделать закладку. Выберите, какого цвета полоску вы хотите, а в тарелочках есть разноцветные цветочки для украшения. Подумайте, как вы украсите свою закладку. Кто уже придумал – приступайте к работе.

Практическая часть – украшение полоски, изготовление закладки.

 Выставка всех закладок. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась.

Помощник воспитателя: – Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня будет своя специальная закладка для книги, и я никогда не потеряю страничку, на которой остановилась.

Воспитатель: - У ребят тоже будет такая закладка, которая им пригодится дома.        

Приложение № 7.

Игра – драматизация по сказке «Репка».        

   Цель: развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей.

Задачи:

Учить инсценировать сказку;

Развитие индивидуальных способностей детей (театральных, речевых, невербального общения), через драматизацию сказки «Репка».

Развитие разговорной речи детей;

Учить понимать эмоциональное состояние героев сказки.

Атрибуты: Маски-ободки героев: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, мурка и мышка.

Ход досуга. 
Воспитатель с детьми встают в круг. 
 Воспитатель (вместе с детьми): 
«Встаньте дети, встаньте в круг, 
Ты мой друг и я твой друг, 
Крепко за руки возьмемся, 
И друг другу улыбнемся». 


Закрывайте быстро глазки 
Чтобы очутиться в сказке. 
В: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте. 
Круглый бок, желтый бок 
Сидит в грядке колобок. 
Врос он в землю крепко. 
Что же это? (репка). 
(ответы детей) 

В: Молодцы, правильно отгадали загадку.
В: Посадил Дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть из земли.

Дети: Тянет – потянет, вытянуть не может.

В: Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовем?

(стал он Бабку звать). 
В: Как дед бабку звал? 

Дед: Бабка, помоги!

В: Ребята, помогите деду! Позовите бабку.

Дети: Бабка, помоги!
(Дети зовут бабку) 
 Прибежала бабка.  
Воспитатель вместе с детьми говорит: «Бабка за Дедку, Дедка за Репку, тянут, потянут вытянуть не могут. (выражает удивление от того, как крепко репка сидит в земле).
В: И позвала Бабка кого? (Внучку) 
   Бабка: Внучка, помоги!

В: Ребята, помогите бабке!

Дети зовут внучку: Внучка, помоги!

Прибежала внучка. 
В: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку,

Дети вместе с воспитателем: Тянут, потянут, вытянуть не могут. (удивлены). 
В: Стала внучка собачку Жучку звать на помощь. 
Внучка: Жучка, помоги! 

Помогите внучке! (дети зовут) 
Дети: Жучка, помоги ! 
Жучка: Гав-гав-гав!

Дети вместе с воспитателем: Тянут, потянут, вытянуть не могут (удивлены). 

В: Стала Жучка звать кого?

Д: Кошку.

Жучка: Мурка, помоги!

В: Не идет Кошка, лежит, нежится, не слушает Жучку.

В: Давайте все вместе позовем Кошку! (дети зовут)

Д: Мурка, помоги! 

В: Чтобы вытянуть репку необходимо сделать зарядку! 
В: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку. Тянут, потянут, вытянуть не могут.

В. Стала Кошка Мышку звать. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на помощь.

Все: Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут потянут и…Вытянули репку!!! (хлопают, радуются)

В: Ребята, а ведь репка очень вкусный и полезный продукт. В ней много витаминов. Она дает людям силу и здоровье.

Вот и сказки конец! Нам пора возвращаться домой, в детский сад. 
(дети закрывают глазки и возвращаются в детский сад). 

Приложение № 8.

Беседа по сказкам.
Цель. Закреплять знания детей о русских народных сказках, их героях.
Задачи. Развивать интерес к сказкам.

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, беседа, рассматривание картинок, отгадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики. Чтение сказки и просмотр мультфильма «Колобок». Рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, я знаю, что вы любите сказки? Правда?
Дети. Да.

Воспитатель. А вы любите сказочные загадки?

Дети. Да.

Воспитатель. Ну, тогда слушайте внимательно и отгадывайте.
Воспитатель. 

  1. На тарелочке лежал,
    Как остыл и убежал.
    Встретил он зверей в лесу,
    На беду свою — лису.
    Ей попался на зубок
    Круглый, вкусный.
    Дети. Колобок
  2. Невелик собою дом,
    Но зато вместителен.
    Уместиться можно в нём
    Самым разным жителям.
    Но висит на нём замок.
    Этот домик –
    Дети. Теремок
  3. Бабушка за дедушку
    Ухватилась крепко:
    «Ох, никак не вытянуть,
    Помогите, детки!»
    Добрые помощники
    Скоро набегут,
    Победит упрямицу
    Общий, дружный труд.
    Дети. Это репка.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все загадки отгадали, большое вам спасибо.

Проводится пальчиковая игра «Репка»

В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
Воспитатель. Ребята назовите, какие сказки вы узнали еще сегодня?(Ответы детей)

Приложение № 9.

Викторина «Сказка, я тебя знаю».

Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.

Задачи:

•активизировать знания детей о русских народных сказках;

•способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;

•создавать условия для угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию;

•формировать умение составлять целое из отдельных частей;

•побуждать детей находить ошибки в названиях сказок.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.

- Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто у нас хорошо знает русские народные сказки. За каждый правильный ответ вы получите по одному жетону. Итак, начинаем.

1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

2. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

3. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

4. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

5. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

6. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»(хвостом)

-Следующее задание: я называю первое слово, а вы отгадайте полное название сказки.

Гуси-(лебеди)

Курочка (ряба)

Красная (шапочка)

Заюшкина (избушка)

Волк и семеро (козлят)

Муха-(цокотуха)

Федорино (горе)

Молодцы, ребята!

Слушайте следующее задание: нужно узнать героев по описанию. Книжку ребята в руках я держу, а как называется – вам не скажу, но все же вы сейчас догадайтесь сами:

- Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок,

Все ж попался (колобок)

- Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

Следующий конкурс«Угадайте героя по реплике»

«…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

«… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

«…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

«…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

«…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

А сейчас я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку.

1) Волк и семеро козлят.

2)Маша и медведь

3) Кот, петух и лиса.

4) Колобок.

5) Заюшкина избушка.

-Дети встаньте на ножки, сейчас мы с вами отдохнем.

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень -руки вверх

Сели звери под плетень -присели

Похвалялися весь день –встали

Похвалялася лиса: -руки под подбородком

«Всему свету я краса». -наклон головы с поворотом вправо, влево.

Похвалялся зайка: -руки перед грудью (лапки)

«Пойди, догоняй-ка!» -прыжки

Похвалялися ежи«У нас шубы хороши!» -поглаживание плеч и рук Похвалялись блохи«И у нас неплохи.» - поглаживание по бокам

Похвалялся медведь«Могу песни я петь» - руки вперед и в стороны.

Следующий конкурс. «Узнай персонажа сказки по описанию»

1. «…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

2. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)

3. Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)

–Давайте продолжим нашу викторину: буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:

Петушок…. (золотой гребешок, Зайчишка… (трусишка, Мишка (косолапый, Зайка (побегай-ка, Волчок (серый бочок) Мышка….(норушка, Лягушка….(квакушка).

И последний конкурс«Песенки сказочных героев»

Вам необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.

У меня не усы, а усищи,

Не лапы, а лапищи,

Не зубы, а зубищи –

Я никого не боюсь! (Заяц-хваста) 

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

Мерзни, мерзни, волчий хвост! (Лиса и серый волк)

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (козленок) 

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Котик-братик,

Спаси меня! (петушок)

- А сейчас давайте посчитаем у кого больше жетонов и узнаем, кто настоящий знаток сказок.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Приложение № 10.

Конспект занятия по рисованию «Дорожка для Колобка»

ЦЕЛЬ: учить детей проводить ровные горизонтальные линии, учить следить за движением кисточки по бумаге слева направо; прививать интерес к рисованию; закрепить знание содержания сказки; воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.

 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: слова – заяц, волк, медведь, лиса.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: образец готового рисунка. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: альбомный лист на каждого ребенка, кисть №5 на подставке, гуашь желтого, коричневого, синего цвета, салфетка,

 Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?

 Дети.  Да.

 Воспитатель.   По дорожке мы пойдем, в сказку вместе попадем. (поет)

                             Долго – долго мы идем – длинная дорожка.

                             Вдалеке мы видим дом – белое окошко.

                             Из трубы дымок идет, в доме баба с дедушкой живет…

 Воспитатель. Получился?

 Дети.  Колобок.

 Воспитатель. Рада баба, весел Дед будет завтрак и обед.

                        Положили на окошко остудить его чуток,

                        надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку,

                        с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился прямо по дорожке!

 Прыг, да скок! Прыг, да скок!

Вот какой наш колобок.

Прыг, да скок! Прыг, да скок!

У него румяный бок!

 Воспитатель.   И покатился дальше колобок. А кого встретил в лесу

                            Колобок…?

 Дети.  Зайца, волка, медведя, лису.

 Воспитатель.  Только вот беда – пропала дорожка, не знает Колобок куда  

                            дальше катиться. Мы покажем ему куда катиться, а помогут нам в этом наши друзья: кисточки и краски.

 (Воспитатель показывает образец рисования).

 Воспитатель. А сейчас вы садитесь на свои места: садимся удобно на весь стул.

 Воспитатель. Дружно в руки кисти взяли и рисуем. Сначала дорогу коричневой краской, колобка желтой краской, потом небо синей краской.

Приложение № 11.

Беседа: «Добрый сказочник К.И. Чуковский»

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет). Обратить внимание детей на выставку.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.

- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку«Жил да был крокодил, он по улицам ходил».

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

- Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи? Ответы детей: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.

А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей«МОЙДОДЫР»

- Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

- А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

- Догадались, о каком герое я говорю?

- Как эта сказка называется? Ответы детей«АЙБОЛИТ»

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

- Нет среди нас К. И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи».

- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь:

а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»

б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»

в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»

г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»

д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»

е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»

ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»

з) чайник - («Федорино горе»)

Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К. И. Чуковского, спасибо вам вы молодцы.

Приложение № 12.

Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит»

Программное содержание.

Обогащать знания детей о профессии врача. Развивать способность принимать на себя взятую роль. Развивать у детей умение лечить больных зверюшек (слушать зверей (фонендоскопом), осматривать больную часть тела, делать уколы). Развивать умение употреблять в своей речи вежливые слова (пожалуйста, спасибо, до свидания).

Воспитывать дружеские отношения между играющими, взаимное внимание, отзывчивость. Воспитывать чувство сострадания к больным животным.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.И. Чуковский «Айболит». Рассматривание картин о работе врача. Дидактическая игра: «Для чего это надо врачу».

Слышится стук в дверь

Воспитатель: - Дети, к нам кто-то пришёл, пойду, посмотрю.

(Входит Доктор Айболит.)

- Дети, а что делает Доктор Айболит? (Лечит) Правильно. Помните, мы читали сказку о Докторе Айболите?

Доктор Айболит: - Здравствуйте. Я – Доктор Айболит. Мне прислали письмо, что в лесу заболели звери и их нужно лечить.

В.: - Дети, посмотрите, а Доктор Айболит ничего не забыл? (чемоданчик, инструменты).

Д.А.: - Что же мне теперь делать, чем я буду лечить больных зверей?

Придётся мне возвращаться.

В.: - Ты не волнуйся, пока будешь искать чемоданчик, наши дети тебе помогут.

Доктор Айболит уходит.

В.: - Ребята, давайте сейчас отправимся в лес, где живут звери, которым нам надо помочь. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу. А какие звери живут в лесу, как они называются? (Дикие)

В: - Дети, а какими животными вы хотели бы быть?

(Ответы детей)

В: - Дети, а какое сейчас время года?  (Весна). Какое может быть настроение, когда светит солнце, на деревьях распускаются листочки, появляются первые цветы? (Радостное, весёлое)

В: - У наших зверюшек тоже весёлое, радостное настроение, так как хорошая погода. Сейчас на поляне мы с вами будем веселиться.

Логоритмика

У леса на опушке,

У леса на опушке,

Весёлые зверюшки

Танцуют и поют.

И прыгают, и скачут,

И прыгают, и скачут,

И хвостиками машут-

Весело живут.

А ушки на макушке,

А ушки на макушке.

Забавные зверюшки!

Им некогда грустить.

Пока не видит мама,

Пока не видит мама,

Так хочется зверюшкам

Немножко пошалить!

В: - Вот как мы с вами повеселились. Но на улице может быть и сильный ветер, и дождь, Какое тогда у всех настроение? (Грустное, печальное). И в такую погоду не хочется выходить на улицу. Почему? (Можно промокнуть и простудиться) Вот звери этого не знали и заболели. И Доктор Айболит их лечил.

Д.А.: - А сейчас я должен уйти на другую поляну. Там тоже заболели зверюшки. Кто будет за меня Доктором Айболитом?

(Ребёнок надевает одежду Доктора Айболита)

Бегемот: - У меня очень сильно болит горло. Я пил холодную воду и бегал по лужам.

Д.А.: - Ты сильно кашляешь? Давай я тебя послушаю. Дыши, - не дыши. Возьми градусник, померяем температуру. О, у тебя высокая температура, открой, пожалуйста, рот, покажи горло- какое красное! Вот тебе микстура от кашля. Будешь полоскать горло три раза в день.

Б: - Хорошо, я буду полоскать горло как вы сказали. Спасибо. До свидания.

Заяц: - У меня болит лапа. Я прыгал с пенька на пенёк и упал.

Д.А.: - Покажи мне свою лапку. Да, лапка опухла. Сейчас я смажу её мазью, и перевяжу.

З.:- Спасибо Доктор Айболит.

Д.А. - Кто ещё заболел?

Крокодил: - у меня болит живот.

Д.А.: - Ну-ка крокодил покажи мне свой животик. Давай померяем температуру. Так, у тебя высокая температура. Сейчас я сделаю тебе укол, и дам таблетки.

К.: - Спасибо Доктор Айболит. Я буду лечиться. До свидания.

Лиса: у меня тоже болит живот.

Д.А.: - Лиса покажи мне свой животик. Давай померяем температуру. И у тебя высокая температура. Сейчас я сделаю тебе укол, и дам таблетки.

В.: - Доктор Айболит вылечил всех зверюшек. Теперь они могут веселиться и играть в игры.

Физкультминутка.

«Серый зайка».

В.: - А теперь детки закроем глазки и опять окажемся в своей группе.

В.: - Кто-то стучится. (Входит Доктор Айболит)

Д.А.: - Какие замечательные дети, вылечили всех зверей. Дети, теперь вы знаете, к кому надо обращаться, если у вас что-то заболит. (К доктору)

Если заболело ухо,

Или в горле стало сухо.

Не волнуйся и не плачь,

Ведь тебе поможет врач.

Д.А.: - Дети, знайте, что при болезни надо обращаться к врачу, все лекарства назначает врач, Лекарства нельзя брать и пить без разрешения взрослых. А ещё я принёс вам волшебные конфетки, чтобы вы не болели, и всегда были здоровыми. А конфеты эти называются Витамины.  Их можно пить для профилактики болезней.

Приложение № 13.

Папка-передвижка «Как привить ребенку любовь к чтению?»

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Приложение № 14.

Разучивание стихотворения «Зима прошла»

Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.

Воспитатель приглашает детей к окну понаблюдать за первыми весенними переменами, прислушаться:

— Слышите, с сосулек капает: кап-кап? Слышите, как весело чирикают воробышки? Они рады, что перезимовали. Посмотрите, какое голубое яркое небо.

Воспитатель предлагает послушать веселое стихотворение о весне. Выразительно рассказывает стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза

— Чик-чирик.

Высохнут овражки,

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки

— Чик-чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек.

И не зябнут лапки

Скок, скок, скок!

Беседа.

— Это радостное или грустное стихотворение? Чему радуется воробышек? Как радуется воробышек? Что он делает?

Воспитатель побуждает детей отвечать словами из стихотворения. Затем предлагает весело, радостно рассказать вместе с ним это стихотворение.

Воспитатель предлагает детям разыграть несколько этюдов: «Воробьи весело чирикают», «Испугались кошки», «Смотрят, нет ли опасности», «Чистят клювики».

Приложение № 15.

Лепка «Снесла курочка яичко- золотое и простое».

Цель: формирование у детей интереса к лепке; продолжать формировать навыки работы с пластилином.

Задачи:

1.развивать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями рук.

2.закреплять умение передавать характер формы, использую знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

3.развивать сюжетно-игровой замысел.

4.вспомнить сказку «Курочка Ряба».

Материал для занятия: пластилин белого и желтого цветов, салфетки.

Оборудование: готовый образец, яйцо (деревянное или пластиковое), игрушка курочка.

Ход занятия.

Вспомнить вместе с детьми содержание сказки «Курочка ряба».

Курочка ряба.

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое». 

Воспитатель.

- Ребята, как вы думаете, мышка нарочно разбила яичко или это у неё получилось случайно? (Ответы детей).

- Наверное, мышка это сделала нечаянно, без злого умысла. Услышала она, что курочка снесла яичко, и решила на него посмотреть, забралась на стол, махнула хвостиком и задела яичко, которое скатилось со стола, потому что оно круглое, как шарик. Давайте не будем очень строги к маленькой мышке, тем более что Курочка Ряба снесла деду с бабой другое яичко. А как вы думаете, почему мышку называют иногда норушкой? Где она живет? (Ответы детей).

- Верно. Про это даже есть загадка:

В подполье, в каморке,

Живёт она в норке,

Серая малышка,

Кто же это? (Мышка)

- Мышка не только живет в норке, но и прячется в ней от своих врагов. А кого боится мышка? (Кошку).

- Верно. Мышки – ужасные трусишки, они боятся любого шороха и сразу убегают в свои норки. Давай те мы сейчас с вами поиграем в игру

«Смелые мышки». Динамическая пауза.

Дети делятся на 2 группы: мышки и ловишки. Игра проводится под слова, которые повторяем вместе с детьми:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз – два – три – четыре -

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом-бом-бом!

Убежали мышки вон!

Воспитатель.

- Мышка спряталась в норку, яичко разбито. Давайте с вами для бабы и деда, и для Курочки Рябы сделаем много яиц. И простых и золотых.

Практическая часть.

Лепим яичко простое из пластилина белого цвета и золотое из пластилина желтого цвета: такими же круговыми движениями ладошек формируем шарик, а затем придаем ему слегка овальную форму при помощи указательного и большого пальцев. Кладем яички в тарелочку.

Рефлексия. Итоги занятия.

Воспитатель хвалит ребят за выполнение работы приглашает поиграть в игру «Кот и мыши» (Дети, взявшись за руки, образуют круг. Выбранный ребенок – кот сидит на стульчике в середине круга, делая вид, что он спит):

Мыши водят хоровод,

У печурки дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот –

Разбежался хоровод!

Приложение № 16.

Консультация для родителей «Что читать дошкольникам».


Слушая сказку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). 

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. 

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё. 

Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь.

Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей всё же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, повторение знакомой истории дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Особое место в литературном репертуаре вашего ребенка должно занять поэтическое чтение. Стихи развивают речь малыша, расширяют его словарный запас, приучают вдумчивому отношению к литературе.

Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она даёт возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства.

Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу. Но если ваш малыш относиться с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?»

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
  5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.
  6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
  7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
  8. Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.

Истории для самых маленьких

(для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева. 

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка - Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей к тематической неделе "Книжкина неделя"

Консультация состоит из следующих рубрик:1."Книга-...."(Рекомендации родителям по отбору сказок в соответствии с возрастом детей.При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие ...

Планирование тематической недели "Книжкина неделя" для подготовительной к школе группы

Планирование тематической недели предлагает различные виды деятельности для организации с детьми 6-7 лет, посвященные теме книги, технике и истории книгоиздания....

План проведения тематической недели "Книжкина неделя" 2015

В данном материале, вы сможете отыскать всё, что необходимо. План разработан на каждый день....

Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"

Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"...

Тема недели «Книжкина неделя».

материал в родительский уголок...

План проведения недели педагогического мастерства "Книжкина неделя"

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. План проведения ...