Проект "Буккроссинг как средство привития дошкольникам полезной привычки к чтению"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Казарян Наталья Ивановна

Проект «Буккроссинг» посвящен проблеме развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывает вопросы воспитания интереса к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику эмоциональных переживаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\METODIST\Desktop\librini lgbt.png

C:\Users\METODIST\Desktop\bookcrossing.jpg

        

Проект на тему:

«Буккроссинг как средство привития дошкольникам полезной привычки к чтению»

Автор: Казарян  Наталья Ивановна

Аннотация  

Проект «Буккроссинг» посвящен проблеме развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывает вопросы воспитания интереса к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику эмоциональных переживаний.

 Суть проекта состоит в том, чтобы дети (маленькие буккроссеры) участвующие в этом  движении, оставляли в общедоступном месте книгу (в данном случае - в приемной на специально организованной  безопасной полке) для того, чтобы ее мог взять и почитать другой ребенок, который, в свою очередь, передает свою книгу другому любителю почитать. Книговорот совершается внутри круга воспитанников группы и их семей. Не читающему ребенку книгу сможет прочесть родитель или другие, читающие, члены семьи. Таким образом, проект подразумевает тесное партнерское взаимодействие с семьей.

  В целях реализации проекта придумана специальная маркировка в приемной на детских шкафах для одежды, которая изображает всем известную эмблему буккроссинга в виде бегущей книги. На обложке этой книги - изображение любимого произведения или героя произведения. И именно эта книга будет принесена ребенком для обмена и выставлена в приемной, где  оформлен уголок в виде дома – библиотеки, внизу которого расположены специальные полки. В окошках этого дома отображается Топ популярных книг.  Цепочка книгообмена не прерывается, и книга путешествует из рук в руки. Следующий читатель получает сюрприз-вкладыш, сделанный руками владельца книги. Здесь прослеживается партнерское взаимодействие между всеми участниками проекта и развитие творческого начала у дошкольников.  

В проекте представлен план работы, включающий в себя разные формы и позволяющий   знакомить старших дошкольников с именами писателей и их произведениями. Но план данного проекта – гибкий. Он включает в себя знакомство с художественными  произведениями, рекомендованными для прочтения детям старшего дошкольного возраста авторами комплексной образовательной программы «Мир открытий» Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой.  И, помимо этого, в него обязательно включается ознакомление с теми книгами, которые принесли дети в качестве книгообмена.  И, здесь очень важным является умение педагога включиться в незапланированную деятельность, выбрать такие формы работы, которые бы заинтересовали детей и решили конкретную задачу по ознакомлению с предложенной книгой и развитию к ней читательского интереса.  

     

Введение

« Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». В.А Сухомлинский

Актуальность

Повышенный интерес к проблемам чтения в последнее время очевиден, что обусловлено несколькими факторами. Изменилась информационная, социокультурная и образовательная среда, определяющая развитие человека читающего. Возникло противоречие между интенсивным развитием телекоммуникационных технологий, способных обеспечить доступ к любой информации в неограниченных объёмах, и психофизиологическими возможностями её восприятия, осмысления, понимания и оценки в жизнедеятельностных целях человека. Книга всё больше воспринимается юными главным образом как источник информации. Удовольствие же они получают сегодня в большей мере не от чтения книг, а от компьютерных игр, журналов, либо развлекаясь и общаясь в интернете. И все же печатная книга и чтение никуда не уйдёт. Чтение остается ведущим фактором не только с точки зрения уровня культуры, но и в плане конкурентоспособности. Как показывают исследования немецких ученых, в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации. Это могут быть и деловые журналы, и научные издания, и сообщения электронной почты или интернетовские страницы. Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные решения. Поэтому тема буккроссинга актуальна, так как один из главных плюсов этого общественного движения – популяризация чтения.

     Цель проекта: развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью организации движения «буккроссинг».

     Содержание проекта предполагает решение следующих задач:

- заинтересовать общественным движением «буккроссинг», вызвать желание участвовать в этом движении на уровне детского сада, города;

-углублять читательские интересы детей, показывать ценность книги как источника новых впечатлений об окружающем мире, способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе на примерах литературных героев;

- помочь родителям в подборе книг для дошкольников;

- развивать умение понимать смысл произведения, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном, выражая свое отношение к литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов детской активности;

- поощрять и стимулировать самостоятельные творческие проявления (сочинение стихов, сказок, рассказов); развивать воображение в процессе сочинительства.

     Решение поставленных задач осуществляется в области «художественно-эстетическое развитие» дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

   Поставленные задачи позволяют решить следующие формы работы:

  •  создание        букктриллеров
  • Постановка иммерсивных спектаклей  
  • интерактивные  игры по прочитанным произведениям
  • чтение и просмотр художественной литературы
  • продуктивная деятельность (робототехника,  составление коллажей, выставки, лепка, рисование)
  •  создание формуляров читателя, изготовление памяток, буклетов, проведение акций (подари книгу…)
  •  флеш-моб
  •  выездная библиотека
  • викторины
  •  мультистудия
  •  Книжный нон-стоп  посвященный  празднику или знаменательной дате (дню рождения писателя)
  •  встреча с литературным персонажем ( шествие/парад  литературных героев)
  • клубный час
  •  мастер-класс
  • марафон сказок
  • «спасательный» рейд ( обследование состояния книг с целью их ремонта)
  •  тренинг «Зарази чтением»
  • квест - игра
  • прослушивание музыкальных произведений
  • виртуальные экскурсии
  • обмен информацией
  • работа в МЭО, ZOOM
  • Библиотечный квилт (информационный стенд, состоящий из отдельных частей рисунков, пожеланий, мнений)
  • Ярмарка книжек        

     Методическая новизна проекта заключается в том, что в детских садах нашего города общественное движение «буккроссинг» не распространено и задача проекта «подключить-заразить» этим движением как можно большее количество людей.

Проект,  включает в себя региональный компонент. Дети знакомятся с историей возникновения буккроссинга в ХМАО- Югре. В частности, с организацией специальной безопасной книжной полки в Урайском антикафе «Хорошо». Знакомятся с некоторыми произведениями писателей ХМАО.

Условия применения

  • наличие помещения (раздевальная комната, групповая комната, умывальная комната, спальня)
  • наличие  предметов мебели для маркировки (шкафы для одежды, полки для полотенец, кровати, столы)
  • наличие участников (дети, родители, педагоги)
  • наличие маркировки (иллюстрации бегущей книги с изображением любимого произведения или героя по выбору детей)
  • наличие материалов для продуктивной деятельности (пластилин, тесто соленое, стеки, доски для лепки,  разные виды изобразительных инструментов и материалов, бумага)
  • книги разных авторов
  • ноутбук
  • проектор
  • интерактивное оборудование

Предполагаемый результат:

  • сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

  • активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом;

  • обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей;

  • положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами;

  • возрождение чтения в кругу семьи, посещение библиотеки;

  • повысить уровень своей профессиональной компетенции при разработке материалов проекта в условиях ФГОС.

Основные этапы реализации проекта

Проект реализуется в течение учебного года.

I этап – подготовительный

Срок реализации - август

  • мониторинг
  • подбор и изучение литературы
  • выбор детьми картинки-маркировки
  • изготовление и размещение маркировки
  •  определение содержания и составление плана работы

II этап – основной

Срок реализации: сентябрь – май

Реализации содержания проекта

III этап – заключительный

Срок реализации – май

  • проведение анализа эффективности и результативности проекта
  • трансляция опыта работы на уровне ДОУ, города.

Ограничения: проект предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста.  

Ожидаемые результаты от реализации проекта 

  • Расширение представлений детей об общественном движении «буккроссинг» и появление желания стать юным буккроссером.
  • Вовлечение в движение «буккроссинг» не только в группе ДОУ, но и в детском саду.
  • Развитие читательского интереса у дошкольников
  • Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

Содержание проекта:

I этап – подготовительный  Август

№п/п

тема

содержание

1.

Необычная маркировка

Педагог занимается изготовлением маркировки для мебели (шкафов, полок для полотенец, кроватей). В качестве картинок для маркировки, выбраны эмблемы буккроссинга в виде бегущей книги.

  2.

Выбор произведения или героя и его размещение

Детям предлагается самостоятельно выбрать любимое произведение или героя и объяснить свой выбор. Педагог размещает на эмблему бегущей книжки выбранное произведение или героя.

 3.

Подбор литературы

Педагог подбирает  и изучает необходимую литературу.

Список картин для маркировки

Список произведений, героев для маркировки

1.

Джани Родари

«Приключения Чиполлино»

2.

Русская народная сказка

 «Репка»

3.

А.С Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

4.

Шарль Перро

 «Красная шапочка»

5.

Шарль Перро

 «Золушка»

6.

Шарль Перро

 «Спящая красавица»

7.

Шарль Перро

 «Кот в сапогах»

8.

Г.Х Андерсон

 «Дюймовочка»

9.

Г.Х Андерсон

 «Дюймовочка» (герой)

10.

Русская народная сказка

«Морозко»

11.

Л. Кэрролл

«Алиса в стране чудес»

12.

А. Волков

«Волшебник Изумрудного города»

13.

А. Волков

 «Волшебник Изумрудного города» (герой лев)

14.

Русская народная сказка

«Василиса Прекрасная»

15.

Братья Гримм

 «Белоснежка»

16.

Былина

 «Илья Муромец и Соловей -  разбойник».

17.

Р. Киплинг

«Маугли»

18.

Былины

 «Три богатыря» (герои)

19.

Русская народная сказка

«Белая уточка»

20.

С.Т. Аксаков

 «Аленький цветочек»

21.

Русская народная сказка

 «Жихарка»

22.

Русская народная сказка

«Колобок» герой

23.

Русская народная сказка

«Крошечка-Хаврошечка»

24.

Русская народная сказка

«Маша и медведь»

25.

Э. Успенский

«Чебурашка и крокодил Гена» (герои)

II этап – основной

тема

содержание

сроки

участники

1.

«Приключения Чиполлино»

1.Знакомство с творчеством Джанни Родари.

2.Презентация книги ребенком.

3.Продуктивная деятельность (Изготовление шапочек для театрализованной деятельности.

4. Создание буктрейлера к книге «Приключения Чиполлиное».

Сентябрь

Педагог

Дети

Родители

2.

Русская народная сказка «Репка»

1.Особенности русских народных сказок.

2.Инсценировка сказки. (создание видеоролика для просмотра детьми младшего дошкольного возраста).

3.Клубный час. Продуктивная деятельность. Изготовление настольного театра.

4. Создание электронной книги  по сказке «Репка» в приложении Book Creator.

Сентябрь

Педагог

Дети

3.

А.С Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Чтение отрывка из сказки и знакомство с автором.

2.Виртуальная экскурсия «Государственный музей А.С. Пушкина»

3. Лепка из соленого теста «Золотая рыбка».

4. Создание буктрейлера к книге «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сентябрь

Педагог

Дети

4.

Шарль Перро «Красная шапочка», «Золушка»,

«Спящая красавица»,

«Кот в сапогах».

1.Интерактивная игра «Собери пазл и назови героя» в приложении «Сова» (герои из сказок «Красная шапочка», «Золушка» и «Спящая красавица»).

2.Презентация творчества Ш. Перро, созданная дома с родителями.

3.Сочинение сказки «Красная шапочка» на современный лад.

4.Создание настольной игры- ходилки «Королевский бал».

5.Продуктивная деятельность «Туфелька для золушки» по выбору детей.

6.Флеш – моб «Добрый жук».

7.Работа в МЭО по занятию.

8.Книжное дефиле по сказкам Ш. Перро.

Октябрь

Педагог

Дети

Родители

5.

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

1. Просмотр мультфильма «Дюймовочка», знакоство с автором и его портретом.

2. Создание декораций к сказке.

3. Иммерсивный спектакль по сказке «Дюймовочка».

4. Создание электронной книги  по сказке «Дюймовочка» в приложении Book Creator.

Ноябрь

Педагог

Дети

Родители

6.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1. Виртуальная выставка книг «Алиса в стране чудес» разных издательств.

2. Семейное чтение сказки «Алиса в стране чудес».

3. Квест – игра «Путешествие Алисы по сказочной стране».

4. Иммерсивный спектакль по сказке «Алиса в стране чудес».

Ноябрь

Педагог

Дети

Родители

7.

Русская народная сказка «Морозко»

1.Создание буктрейлера к книге «Морозко».

2.Семейное чтение сказки «Морозко».

3.Продуктивная деятельность. Создание с детьми иллюстрированной книги «Морозко» своими руками.

4. Работа в МЭО по занятию.

Декабрь

Педагог

Дети

Родители

8.

«Волшебник Изумрудного города» А. Волков.

1.Прослушивание отрывка из аудио сказки «Волшебник Изумрудного города».

2.Знакомство с героями сказки через презентацию.

3.Шествие сказочных героев.

4.Викторина по сказке.

5. Создание электронной книги  по сказке «Волшебник Изумрудного города» в приложении Book Creator.

Декабрь

Педагог

Дети

Родители

9.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1.Презентация книги «Василиса Прекрасная».

2.Особенности русского наряда на примере иллюстраций к сказке.

3.Мастер – класс «Русский кокошник».

4. Иммерсивный спектакль по сказке «Василиса Прекрасная»

Январь

Педагог

Дети

10.

Братья Гримм «Белоснежка».

1.Знакомство с творчеством зарубежных писателей братьев Гримм и интересных событий из их жизни.

2.Выставка книг братьев Гримм.

3.Продуктивная деятельность. Создание героев сказки для мультстудии.

4. Создание буктрейлера к книге «Белоснежка».

Январь

Педагог

Дети

11.

Былина «Илья Муромец и Соловей -  разбойник».

1.Знакомство детей с понятием «былина».

2.Интерактивная игра «Четвертый лишний».

3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4.Слушание отрывка из симфонии Р. Глиэра №3 «Илья Муромец».

5.Спортивное развлечение «Кто быстрей, сильней?»

Февраль

Педагог

Дети

12.

«Маугли» Р.Киплинг

1.Семейное чтение сказки.

2.Просмотр отрывка из мультфильма «Маугли».

3. Выставка рисунков на основе прочитанного.

4. Игра – пантомима «Животные джунглей».

5. Создание дидактической игры – лото «Животные жарких стран».

6. Создание электронной книги  по сказке «Маугли» в приложении Book Creator.

Февраль

Педагог

Дети

Родители

13.

Русская народная сказка «Белая уточка».

1.Рассматривание иллюстраций к сказкам, героями которых является уточка.

2.Библиодартс «Угадай, из какой сказки уточка».

3. Создание буктрейлера к сказке «Белая уточка».

4. Иммерсивный спектакль по сказке «Белая уточка»

Март

Педагог

Дети

14.

«Аленький цветочек» С. Аксаков

1.Литературный нон -стоп «Угадай героя».

2. Спасательный рейд «Подари книге вторую жизнь».

3.Слайд – путешествие по книге «Аленький цветочек».

4. Продуктивная деятельность в технике оригами «Аленький цветочек».

Март

Педагог

Дети

Родители

15.

Русские народные сказки «Жихарка», «Колобок», «Крошечка Хаврошечка», «Маша и медведь».

1.Виртуальное путешествие по русским народным сказкам.

2.Занятие по МЭО

3.Сказка на новый лад «Колобок».

4.Знакомство с художниками – иллюстраторами русских народных сказок.

5.Коллаж «Встреча героев из русских народных сказок».

Апрель

Педагог

Дети

Родители

16.

Э. Успенкий «Чебурашка и крокодил Гена»

1. Презентация книги «Чебурашка и крокодил Гена»

2.Слушание и разучивание песни- «Пусть бегут неуклюже».

3.Клубный час (с разными детьми ДОУ, старшего возраста). Продуктивная деятельность, изготовление книжки-малышки для подарка детям младшего дошкольного возраста.

4. Создание буктрейлера к сказке «Чебурашка и крокодил Гена».

Май

Педагог

Дети

Родители

Итоговые мероприятия

1.Флешбук по прочитанным произведениям с родителями на платформе ZOOM.

2.Библиотечный квилт (информационный стенд, состоящий из отдельных частей рисунков, пожеланий, мнений).

3.Ярмарка книжек – малышек, сделанных своими руками.

Май

Педагоги ДОУ

Дети

Родители

       

III этап – заключительный

     Эффективность и результативность проекта «Буккроссинг как средство привития дошкольникам полезной привычки к чтению» определяется с помощью педагогической диагностики к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» по разделу «Художественно-эстетическое развитие». планируется провести сравнительный анализ результатов мониторинга на начало и конец 2020-2021 учебного года.

Вывод: таким образом, мы можем сказать, что буккроссинг - это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же является одним из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения. Мы искренне надеемся на то, что движение буккроссинг в нашем детском саду расширится и укрепится. Ведь книга – друг человека. И все вместе мы занимаемся важнейшим делом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению! А начитанный человек – человек, прежде всего, грамотный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Привитие малышам полезных привычек и навыков"

Формировать у детей привычки, которые позволят ему противостоять не всегда однозначным по силе и характеру воздействиям окружающего мира. Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом во...

ЗОЖ в жизни дошкольников. Вклад ДОУ в приобретение полезных привычек.

Режим дня – очень важный, основополагающий момент в жизни каждого человека. А для ребенка своевременное чередование активной и пассивной деятельности, смена процессов возбуждения и торможения ва...

Приказ о проведении тематической выставки "Полезным привычкам - ДА! Вредным привычкам - НЕТ!" 2019 г.

На основании годового плана работы ДОУ на 2019-2020 учебный год, с целью развития творческих и художественных способностей детей, пропаганды физической культуры и здорового образа жизни,.....

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Формы работы с дошкольниками по становлению ценностей здорового образа жизни, формированию полезных привычек

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:- Как ...

Консультация для родителей «Формирование полезных привычек у дошкольников»

Консультация для родителей «Формирование полезных привычек у дошкольников»...