Конспект НОД "Путешествие по произведению В.П. Катаева "Цветик - семицветик"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Непосредственно образовательная деятельность

 по речевому развитию                                                                                               с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие по произведению В.П. Катаева

 «Цветик – семицветик»

Цель занятия: Познакомить с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик». Продолжить работу по усвоению нравственных норм, приобщение детей к человеческим ценностям как доброта. Воспитание милосердия и отзывчивости.

Задачи занятия:

1. Закрепить знание детей о сказке В. П. Катаева «Цветик – семицветик»,  эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему поставленную текстом.

2.Развивать способность излагать свои мысли последовательно, ясно. Способствовать развитию выразительной речи.

3.Воспитывать любовь к художественной литературе,  героям произведения; умению сочувствовать, сопереживать, желанию прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_semitsvetik_zanyatie.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 по речевому развитию                                                                                               с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие по произведению В.П. Катаева

 «Цветик – семицветик»

Цель занятия: Познакомить с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик». Продолжить работу по усвоению нравственных норм, приобщение детей к человеческим ценностям как доброта. Воспитание милосердия и отзывчивости.

Задачи занятия:

1. Закрепить знание детей о сказке В. П. Катаева «Цветик – семицветик»,  эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему поставленную текстом.

2.Развивать способность излагать свои мысли последовательно, ясно. Способствовать развитию выразительной речи.

3.Воспитывать любовь к художественной литературе,  героям произведения; умению сочувствовать, сопереживать, желанию прийти на помощь.

Тип занятия: Игровое занятие.

Применяемые методы: Сказкотерапия,  наглядный, словестный.

Предварительная работа: Чтение сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик», словесная игра «Волшебные слова»,  драматизации отрывков из сказки «Цветик-семицветик»,  просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», знакомство с пословицами о доброте.

Демонстрационный и раздаточный материал: амулеты в форме цветика – семицветика, волшебный цветок, цветок с одним голубым лепестком на каждого ребенка, предметы картинки по сказке, книга В.П. Катаева «Цветик – семицветик», портрет В. П. Катаева.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия:

Этапы занятия.

Цель этапа (время)

Деятельность воспитанников.

Деятельность педагога.

1- этап

Вызвать желание у детей

узнать  информацию о детской книге.

5 мин.

Дети сидят на стульях.

(Девочка читает стихотворение)

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться.

 Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до

вечера.

(Дети подходят к цветку и произносят волшебные слова)

Волшебный цветок, в сказку веди,

Ты радость в сказке нам подари

И нашу сказку скорей оживи!

- Здравствуйте, гости дорогие! Желанные да долгожданные. Приветствуем вас в детском саду «Светлячок». Наш «добрый», «ласковый» детский сад рад встрече  с вами.

 -  Сегодня у нас необычное занятие -  волшебное. Я знаю, вы любите игры, песни,  загадки, танцы. Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги.

(Показ слайдов.)

2015г.  в России объявлен годом литературы.

Книги – наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.

Книга учитель. Книга наставник.

Книга – надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхая и старится,

Если ты выпустишь из рук.

Какие удивительные, очень хорошие слова сказаны о книгах. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. А вот о какой книге мы с вами будем разговаривать – это пока секрет.

- Ребята, вы любите сказки.

Тогда сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну сказок. А для этого нам надо подойти к волшебному цветку. Взяться за руки и произнести волшебные слова.

2-этап

Формировать умение давать соответствующую оценку действиям сказочных персонажей.

15 мин.

Дети подходят к цветочной поляне, называют автора и название книги.

Ребенок срывает первый лепесток.

Дети усаживаются  на лужок с цветами.

Отвечают на вопросы по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик»

Ребенок срывает второй лепесток.

Дети все вместе произносят слова из сказки.

 Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по – моему вели.

Ребенок  срывает третий  лепесток у цветка.

Дети играют в игру «Наши нежные цветочки»

Наши нежные цветочки

Распускают лепестки (руки в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет  (качаются из стороны в сторону, помахивая руками лепестками)

Наши алые цветочки

Закрывают лепестки (садятся и руками закрывают голову)

Тихо засыпают, головой качают.

Ребенок срывает четвертый лепесток.

Дети садятся на стульчики.

«Жизнь дана на добрые дела» - ответы детей.

Ребенок срывает  пятый лепесток.

Дети читают стихотворение.

1 ребенок: Добрым быть совсем не просто!

Не зависит доброта от роста!
2 ребенок: Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды.
3 ребенок: Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
4 ребенок: Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Ребенок срывает шестой лепесток.

Дети сообща распределяют картинки по содержанию сказки.

(Дети получают по цветку, рассказывают, о своих желаниях, загадывают  желания.)

-Вот мы и попали с вами в волшебную страну сказок, значит, нас ждет здесь много чего интересного.

-Ребята посмотрите или мне кажется,  что на полянке что – то  лежит? (Достаю книгу В. П. Катаева «Цветик - семицветик» и портрет автора)

-Ребята, кто ни будь, из вас знает, что это за книга? Да это  известная и любимая детворой книга  «Цветик-семицветик». Ребята, а кто помнит фамилию автора этой книги?

(Показ сладов о Валентине Катаеве.)

-Ребятки, глядите, а вот и Цветик - семицветик!  Такой же, как в сказке В. Катаева только побольше. Лепестки у него разные и очень красивые. Мы будем срывать по одному лепестку, и загадывать желания, а цветик – семицветик будет эти желания исполнять.

- Ребята, сорвём первый лепесток и вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». (Беседа по вопросам):

-Почему книгу, которую мы нашли, называют «Цветик-семицветик»?

-Кто помнит начало сказки?

-Кого встретила Женя в волшебном саду?

-Что же произошло потом?

- Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила лепестки цветика - семицветика. Какое было первое желание?

-Второе желание Жени?

-Как вы думаете, если Женя была бы внимательной и не считала ворон, нужно ли было бы тратить второй лепесток?

-Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?

- Хорошо ли она подумала, прежде чем загадала такое желание? Почему?

- Какое чувство заставило Женю пожелать себе игрушки, которые только есть на свете?

 -Какие игрушки прибежали к Жене?

-Как вы думаете, на какие желание Женя потратила шесть лепестков?

-О чем же задумалась Женя, когда остался лишь один лепесток?

-Кого встретила Женя? Как звали этого мальчика?

-Каким было седьмое желание Жени?

-Почему последнее желание вызвало у Жени радость?

- Чем закончилась сказка?

-Какой эпизод из сказки показался вам самым смешным? Самым грустным? А самым радостным?

- Ребята, сорвем второй лепесток и вспомним  волшебные слова из сказки. Проговорим эти волшебные слова все вместе.

-Ребята, сорвем третий лепесток  и немножко отдохнем, поиграйте в  игру «Наши нежные цветочки»

-Ребята, сорвем четвертый лепесток.

-Сяду рядышком на стульчик, с вами вместе посижу. Прочитаю, вам пословицы кто смышлёней погляжу.

-Внимательно послушайте пословицы и скажите, какая из этих пословиц выражает основную мысль сказки:

• Делу - время, потехе час.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Дело мастера боится.

-Какая из пословиц выражает основную мысль сказки?

- Какие дела можно назвать добрыми?

-А кто из вас делает добрые дела?

-Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь цветик - семицветик, чтобы делать добрые дела?

-Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

 Ребята, сорвем пятый лепесток и прочитаем стихотворение о доброте.

- Ребята, сорвем  шестой лепесток. Расположите картинки  в нужном порядке по содержанию сказки.

- Сколько  осталось лепестков? Каждому из вас я хочу подарить по цветику – семицветику. Только в цветке не семь лепестков, а всего один. Вы можете загадать одно-единственное желание. Какое желание вы хотели бы загадать? Почему? (седьмой лепесток.)

3-этап

Помочь детям понять, что доброта – это ценное качество человека.

5 мин

(Дети произносят волшебные слова.)

Волшебный цветок, спасибо за сказку, за волшебные чудеса.

Но нам домой возвращаться пора.

(Ответы детей.)

Дети  встают в круг берутся за руки,  играют в игру «Не сердись, улыбнись»

Дети дарят гостям подарки амулеты в форме цветка

« Цветика - семицветика»

- А теперь мы должны покинуть эту волшебную страну. Наше время истекло и нам пора возвращаться. Скорее к волшебному цветку!

- Ну, вот мы и вернулись. Ребята, что же сохранил в нас волшебный цветок.  Какую сказку он нам подарил?

-Ребята, а это сказка со счастливым концом? Почему?

- Давайте встанем в круг возьмёмся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, ласково улыбнитесь друг другу, подарите, друг другу теплоту вашей души и сердца. И скажем: не сердись, улыбнись!

- И на прощание мы хотим подарить нашим гостям подарки амулеты в форме цветка-семицветика.

(«Пожелание» стихотворение С. Маршак.)

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья, дается нам не дешево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект непосредственной деятельности по обучению грамоте"Цветик-семицветик"

Научить различать и четко произносить звук ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой ы....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведением В. Катаева "Цветик-семицветик"

Цель занятия: Воспитывать любовь к художественной литературе через изучение лучших сказочных произведений Задачи занятия: 1.Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик». 2...

«Конспект занятия по произведению В. Катаева "Цветик-семицветик" в старшей группе»

План -конспект занятия в старшей группе  на тему "Цветик-семицветик" В.Катаева...

«Конспект занятия по произведению В. Катаева "Цветик-семицветик" в старшей группе»

План -конспект занятия в старшей группе  на тему "Цветик-семицветик" В.Катаева...

«Конспект занятия по произведению В. Катаева "Цветик-семицветик" в старшей группе»

План -конспект занятия в старшей группе  на тему "Цветик-семицветик" В.Катаева...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...