ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа)

Чопурова Амина Ашрафовна

 В данной статье рассматривается комплекс мероприятий, направленный на воспитание основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста: представлен блок занятий по теме «Богатыри земли русской»; для закрепления знаний детей о современной символике России описаны дидактические игры, которые будут включаться в процессе режимных моментов; рассмотрено взаимодействие детского сада с семьёй по данному вопросу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sredniy_vozrast.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматривается комплекс мероприятий, направленный на воспитание основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста: представлен блок занятий по теме «Богатыри земли русской»; для закрепления знаний детей о современной символике России описаны дидактические игры, которые будут включаться в процессе режимных моментов; рассмотрено взаимодействие детского сада с семьёй по данному вопросу.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, средний дошкольный возраст, богатыри земли русской, символика современной России, взаимодействие с родителями.

Современная педагогика придает важное значение проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит формирование ценностей, в том числе приобщение к культуре и традициям русского народа, к русским героям, в том числе былинным, которые являются частью русского фольклора, получение знаний о государственной символике России. В детях нужно воспитывать такие чувства как мужество, смелость, любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну [1].

Начинать заниматься патриотическим воспитанием нужно как можно раньше, поэтому в статье будет предложен комплекс мероприятий, направленный на  воспитание основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста.

Для того чтобы сформировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси нами был подобран комплекс занятий под общей тематикой «Богатыри земли русской», опишем особенности каждого занятия [5].

Первая тема «Илья Муромец» позволяет знакомить детей с великим русским богатырём. Учитывая возраст детей, нужно рассказать детям о богатыре, об особенностях одежды. В процессе занятий включить дидактическую игру «Собери богатыря в дорогу». Педагог выставляет карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагает выбрать.

В процессе второй части занятия детям можно предложить шаблон щита Ильи Муромца, который дети должны украсить самостоятельно. Педагог должен предварительно предложить детям образцы украшения щита.

На втором занятии познакомить детей с другим русским богатырём – Алешей Поповичем. Для закрепления материала предложить детям разукрасить фигуру богатыря.

Третье занятие посвящено теме «Добрыня Никитич». Рассмотреть с детьми, что обозначает имя Добрыня, составить рассказ о богатыре, провести дидактическую игру «Укажи путь богатырю», в процессе которой дети должны провести богатыря по лабиринту; дидактическая игра «Четвёртый лишний» позволит закрепить доспехи богатыря.

В ходе четвёртого занятия проведена аппликация «Кольчуга для богатыря». Детям предложить проблемную ситуацию – снарядить богатыря в бой. В процессе знакомства с темой воспитатель показывает картинки одежды, дети определяют, какая одежда понадобиться богатырю в бою – кольчуга.

В ходе выполнения аппликации, детям предложены серебристые и золотистые кружочки разных размеров – это будут кольца для кольчуги, которые необходимо наклеить по рядам, начиная сверху. Остальные детали богатыря вам нужно разукрасить цветными карандашами.

На пятом занятии дети ближе знакомятся с мечом богатыря в процессе выполнения продуктивной деятельности – лепка. Меч состоит из рукоятки и лезвия. Для выполнения поделки понадобиться три цвета пластилина – зеленый, черный и синий. Детям нравится выполнять данное задание, т.к. в процессе него они скатывают из пластилина шарики и нанизывают их на зубочистку. Начинаем с самого большого, затем остальные чередуются последовательно по цветам. Из серого пластилина нужно скатать шарик, вытянув его, придав удлинённую форму. Это будет лезвие меча. Украшение к мечу дети должны придумать самостоятельно.

На шестом занятии провести продуктивную деятельность на тему «Щит Ильи Муромца».

Воспитатель ставит детям следующую проблемную ситуацию: «у Ильи Муромца в бою сломался щит. Без него он не справится в бою с врагами». В качестве задания детям нужно нарисовать и украсить новый щит для богатыря. Для выполнения задания воспитатель предлагает детям цветные карандаши, краски, восковые мелки.

На следующем задании дети будет предложено нарисовать шлем богатыря. Для выполнения задания понадобиться шаблон из плотной бумаги, из которого вырезан шлем и серая краска. Воспитатель должен научить детей, как  можно получить серый цвет - путем смешивания черной и белой краски.

Начинаем рисовать сверху, с кончика верхушки шлема. Затем, необходимо подождать, когда высохнет общий фон. А затем приступаем к прорисовке мелких деталей шлема-ободок шлема, прорисовывает центральную часть шлема, которая переходит в переносицу.

Из всех работ, которые выполняются детьми, нужно сделать выставку.

В качестве занятия – обобщения провести досуг «Путешествие в Русь Богатырскую», в процессе которого будут предложены задания, которые дети проделывали на протяжении предыдущих занятий. Например: назвать русских богатырей, изображённых на картине Васнецова «Три богатыря», игра «Одень богатыря», «Укажи путь богатырю», игра «Четвёртый лишний». Также проводится исследовательская деятельность «Свойства металла и ткани», которая позволит детям сделать вывод о прочности металла.

Таким образом, данные занятия позволят познакомить детей с русскими богатырями – защитниками русских земель в Древней Руси.

Далее нужно познакомить или закрепить знания детей о современной символике России. Для решения данной цели целесообразно подобрать и провести дидактические игры, которые будут включаться в процессе режимных моментов (в утренние часы, в качестве индивидуальной работы, в вечернее время). Мной будут рекомендованы следующие дидактические игры: игра «Флаг России», когда дети из предложенных полосок должны сложить флаг России. Также можно изготовить шаблон (несколько штук) и положить его в центр «Патриотическое воспитание», чтобы в процессе осуществления самостоятельной деятельности, дети смогли самостоятельно его разукрасить [4].

В ходе игры «Подбери наряд кукле» дети знакомятся с разными национальными костюмами. Среди них они должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.

Игра «Русские матрешки» позволяет познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения [3].

Также нужно помнить, что взаимодействие детского сада и семьи – важнейшее условие эффективной деятельности детского сада в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Здесь большую роль играют досуговые мероприятия – в преддверии «Дня Защитника Отечества» проводить спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Накануне Дня Победы готовить и проводить праздничный концерт, посвящённый этому событию [2].

При помощи родителей формируются подарки для пожилых людей. Дети, совместно с родителями, могут изготовить книги «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я помню, я горжусь». Сделать стенгазету «Мы ими гордимся!», фотоотчёт «Как мы помогаем героям Великой Отечественной войны», «Вечный огонь».

На основе вышесказанного можно отметить, что данные мероприятия позволяют сформировать чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, прививают желание любить и защищать Родину.

Список литературы

  1. Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций // Известия института педагогики и психологии образования. – 2022. – № 4. – С. 130-134. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/agapova-d-yu-patrioticheskoe-vospitani.
  2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004. – 69 с.
  3. Мутина И. В. Картотека игр по патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://педпроект.рф.
  4. Николаева Э. Ф. Мы все разные, но все мы – Россияне / Э. Ф. Николаева, Е. В. Смолякова, О. В. Кривошеева // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 6. – С. 70–77.
  5. Чернова Е. Ю. Елена Чернова: Богатыри земли Русской. Энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/544519/?ysclid=lvmae4lofv748739449.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе  представлен опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста....

Воспитание основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста.

Приобщить детей среднего дошкольного возраста к культуре разных народов и начать воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность....

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом»

В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй  младшей группе №9 бы...

Презентация на тему "Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Лепбук изготовлен из двух папок для дипломных работ. Обклеен обычной бумагой с напечатанными картинками...

«Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста» Проект по экономическому воспитанию дошкольников

laquo;Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»Проект по экономическому воспитанию дошкольников...

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"

Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:    ...