Народный фольклор в жизни дошкольников
книга по художественной литературе

федосеенко светлана

Знакомим детей с русским народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Народный фольклор в жизни дошкольников

Устное народное творчество –это история народа, его духовное богатство. Именно через него дети, получают первые представления о культуре своего народа, его традициях.

Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, передавали своим детям и внукам

Произведения фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств.

Также имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Для развития ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах и важную роль играет детский фольклор -это творчество, включающее:

сказки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки, потешки, прибаутки и др.

В течении многих веков прибаутки, потешки, скороговорки, заклички приобщают детей к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, русского творчества

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать

Ребенок, вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Их можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности

Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове,их можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук

Прибаутки - это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.

Важными являютсч и заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут выражать свои чувства и мысли, учат детей народной мудрости. Они учат правилам поведения, моральным нормам.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;, часто сопровождаются считалками.
Считалки – это рифмованные короткие стишки, тесно связаны с народной игрой,
служащие для справедливого распределения ролей в играх
Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.

Русская народная сказка. показывают нормы поведения в обществе, учат взаимовыручке, воспитывают первые навыки послушания, отражают своеобразие нашей Родины, условия труда, рассказывают о природе, животном мире, а волшебные сказки учат смекалке и развивают фантазию.

Как видим роль народного творчества в развитии детей велика и фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком. И при подборе фольклорного материала надо учитывать возраст детей. Для малышей это потешки, песенки, колыбельные, коротенькие сказки, которые используются, чтобы привлечь внимание, развеселить, успокоить, воспитать аккуратность. В среднем возрасте детям понятны заклички, загадки, народные приметы. А старшие дети очень любят отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, инсценировать сказки, Сказки показывают нормы поведения в обществе, учат взаимовыручке, отражают своеобразие нашей Родины. условия труда, рассказывают о природе, животном мире, а волшебные сказки учат смекалке и развивают фантазию. Поговорки и пословицы учат детей народной мудрости. Они учат правилам поведения, моральным нормам.

Устное народное творчество, является средство социализации ребёнка. Ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них и нравственные нормы

Как видим, устное народное творчество-это очень ценная кладовая отечественной культуры. От того на сколько люди будут понимать и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и ценность.

Список литературы:

  1. Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011.
  2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПБ.: Детство-Пресс, 2012.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Уч.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор в жизни ребенка

Народный фольклор входит в нашу жизнь с самого рождения, с маминой колыбельной песней......

Фольклор в жизни дошкольника

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной?...

фольклор в жизни дошкольника

Фольклор в жизни дошкольника (самоанализ) Я работаю над проблемой развития речи дошкольников с помощью фольклора.  Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способн...

Фольклор в жизни дошкольника

Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способности детей. Формируется способность удерживать внимание, включаться в рабочую ситуацию. Поэтому в своей работе с малышами использую прие...

Фольклор в жизни дошкольника

В статье рассказывается о том, как приобщить ребенка к народным традициям,  использовать  русский народный фольклор в различных видах деятельности....

Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"

На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...