Фольклор в жизни дошкольника
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Надежда Анатольевна Каплиева

В статье рассказывается о том, как приобщить ребенка к народным традициям,  использовать  русский народный фольклор в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_povsednevnoy_zhizni_rebenka.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в повседневной жизни младших дошкольников.

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Дети очень любят рифмованную речь, особенно стихи, в которых они сами могут выступать персонажами. Произведения устного народного творчества являются важнейшим источником  личностного  развития. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние, пробуждают в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, к природе.

 Необходимо использовать режимные моменты для организации речевого общения. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, кормление, укладывание спать требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроя. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста также можно эффективно решить с помощью детского фольклора.  Этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях детского сада  и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Детский фольклор  используется  в разных видах деятельности:

-  в обучении правильному произношению;
-  в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
-  в беседах;
- в наблюдениях;
-  в народных подвижных играх;
-  в играх на развитие мелкой моторики;
-  в театрализованной деятельности.

1.Малыши просыпаются, а Вы, улыбаясь, говорите ему:

Вот проснулся петушок,

Сел на веточку

Просыпайся, мой дружок,

Вставай, моя деточка!

2.Ребенок потягивается, а ему приговаривают:

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

3.Усаживая завтракать:

Люли, люли, люленьки,

Прилетали гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем нам деток  накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком

И румяным пирожком

4.Ребенок поел, отдохнул, теперь ему надо подвигаться, поупражняться в ходьбе:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Уходи с дороги, кот!

Наша детка идет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ-топ!

Наша деточка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ-топ!

5.Малыши порой капризничают, когда их собирают на прогулку. А вы попробуйте, одевая ребенка, приговаривать:

Вот они, сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем сапожки:

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Вот как хорошо!

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Я шар покачу, гулять хочу!

6.Выйдя на улицу, понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды):

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки, ждут малолетки!

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

7.Ласковые, спокойные слова потешек помогут уложить ребенка в постель, успокоить его:

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

Наших деток  не буди.

Наши дети  будут спать

Да большие вырастать.

Поспят подольше,

Вырастут побольше.

Не скребутся паучки —

Все по норкам спать легли;

Не летают гули —

Все давно уснули.

Только серенький волчок

Ходит ночью у ворот,        

хочет деток забирать,

Мы не будем отдавать.

Народные игры-забавы

        Многие забавы детей не что иное, как шуточное подражание серьезному делу взрослых, средство подготовки к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа. Дети в процессе игр приобретают ценные для жизни качества. Взять, к примеру, такие игры, как «Ладушки-ладушки» и «Сорока-воровка», в которые мы играем с детьми младенческого возраста,— это наилучший способ координации движений, детская гимнастика.

      Игра «локотки» полезна любому ребенку, так как хорошо вырабатывает чувство ритма. В такт произносимым словам выстукивают по столу локотками или суставами согнутых пальцев:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молоточки,

Заиграли локотки:

Тук-ток, тук-ток,

Скоро Ванечке годок!

     Комарик. Все участники делятся на «комариков» и «лягушек». Лягушки сидят в «болоте», а «комарики» летают, издавая жужжание. Затем взрослый говорит:

Сел комарик под листочек (дети садятся),

На дубовый на пенечек,

Свесил ножки (болтают ножками),

Спрятался

(закрывают лицо руками).

«Лягушки», квакая, выходят из укрытия, ищут «комариков». Бросаются и «съедают» тех, кто открыл лицо.

Игра в кувшинчик. Водящий бьет мячом об землю:

Я кувшинчик уронила  и  о пол его разбила,

Раз, два, три —

Его, Ванечка, лови!

На слово «лови» сильно бьет мячом об землю и отбегает. Его на лету подхватывает тот, чье имя назвали. Игра продолжается.

Баба Яга. Один из играющих — «Баба Яга» — стоит поодаль. Ребята подходят к ней и дразнят:

Баба Яга — костяная нога

С печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, испугала народ.

Побежала в баньку, испугала зайку!

Баба Яга, прыгая на одной ноге, старается поймать убегающих. С пойманным меняется ролями. Игра повторяется.

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни дошкольника

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной?...

фольклор в жизни дошкольника

Фольклор в жизни дошкольника (самоанализ) Я работаю над проблемой развития речи дошкольников с помощью фольклора.  Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способн...

Фольклор в жизни дошкольника

Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способности детей. Формируется способность удерживать внимание, включаться в рабочую ситуацию. Поэтому в своей работе с малышами использую прие...

"Фольклор в жизни младших дошкольников"

Ценность фольклора заключается в том,что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком контакт. В.А Сухомлинский считал сказки,песни,потешки незаменимым средством пробуждения познавательной ак...

опыт работы "Фольклор в жизни дошкольника"

Я- музыкальный руководитель в детском саду,проработав несколько лет, очень  заинтересовало работать по русскому народному фольколу. детям нравится загадки, прибаутки, заклички, дразнилки. Также д...

Презентация «Фольклор в жизни дошкольника»

Городское методическое объединение «Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников» МБДОО ЦРР №17 «Василек», г. Лобня,...

Народный фольклор в жизни дошкольников

Знакомим детей с русским народным творчеством....