Формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте
статья по художественной литературе

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

В статье рассмотрены основные понятия,  методы и приемы, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности на этапе дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия, компоненты и алгоритм, методы и приемы, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности на этапе дошкольного детства.

Ключевые слова: функциональная грамотность, предпосылки, читательская грамотность, компоненты, педагогические примы и методы, саморазвитие.

    Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей, которые  способны использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

    Одним из компонентов функциональной  грамотности на дошкольном этапе является  читательская грамотность.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:

- в рассказах дети познают лаконичность и точность слова;

- в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

- народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

        При формировании предпосылок читательской грамотности можно использовать различные методы и приемы: чтение произведений, чтение с продолжением, игры-драматизации, дидактические игры, показ иллюстраций, картинок, игрушек, вопросы к детям по содержанию,  выразительное чтение, беседа по произведению, пересказ произведения, заучивание наизусть, прослушивание аудиозаписи, творческие задания, театрализованные игры, литературные досуги, развлечения, викторины, ассоциации,  моделирование, мнемотаблицы, синквейн, кластер, метод фокальных объектов, просмотр видеофильмов, выставки и т.д.

     Но при этом педагог должен придерживаться требований к тексту литературных, художественных произведений, предложенных ФГОС ДО: эмоциональная насыщенность (эмоции выступают как основа для включения ребенка в коммуникацию), визуализация (текст сопровождается яркими иллюстрациями), наличие  диалогов в тексте (стимулируем внимание ребенка к репликам героев и анализу этих реплик), объем теста (постепенное увеличение объема теста), структура текст а(больше простых, достаточно коротких предложений, четко выражающих законченную мысль, но оставляющих возможность для раздумий, вопросов, уточнений), возможность осмысления эмоционального содержания текста.

Итак, уже в дошкольном возрасте необходимо формировать предпосылки читательской грамотности детей, которые развивают  способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

Данная  разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...