Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
методическая разработка

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_formirovanie_funktsionalnoyg_ramotnosti.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет  «Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФГОС ДО определяет, как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей, через языковые и речевые возможности детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Напомню, что каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер.

ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.  Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность). Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.  

В детском саду возможно широкое применение проблемного обучения. Кроме того, целесообразно отдавать предпочтение игровым, практическим, наглядным методам, т.к. мышление детей наглядно действенное, а позже наглядно образное.

В нашем детском саду применяются наиболее эффективные для дошкольного возраста методы и приемы т.е. всё, что можно наглядно демонстрируется детям в ходе наблюдений, опытов и экспериментов. Предпочтение отдается простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы естественно обозначились изменения объекта. Так, например, можно показать детям процесс таяния снега и наблюдение за осадком (снег недостаточно чист, в воде остаются частички разного происхождения). Рассуждая над причинами этого явления, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы. Наши педагоги выстраивают работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения).

Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Воспитатели знакомят ребят с доступными для данного возраста явлениями живой и неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.

 К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление о внешних свойствах явлений живой и неживой природы, так и некоторых внутренних связях, и отношениях. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основной для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений, свойств с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.

В нашем ДОУ развивающая среда, способствует познавательному развитию детей, и представлена разнообразными центрами («Почемучки», «Юные исследователи», «Хочу все знать», «Познавайка») во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Знакомить детей с физическими свойствами окружающего мира необходимо совместно с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, что бы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Для организации детского экспериментирования были созданы в группах старшего возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, «Мини – лаборатории», педагогами разработаны «Картотеки экспериментов для детей младшего и старшего возраста», собраны коллекции объектов и предметов окружающей действительности. Мини-лаборатории способствуют самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования.

Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей.

Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.

Работа по организации детской деятельности по экспериментированию в формировании естественно-научных представлений у дошкольников выстроена во взаимосвязи трех основных видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО:

-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;

-совместная деятельность педагога и детей;

-самостоятельная деятельность детей.

В специально организованной деятельности у детей необходимо вызвать интерес к изучаемому объекту или явлению, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В совместной деятельности необходимо создать проблемную ситуацию, при которой дети под руководством взрослого в процессе экспериментирования найдут решения проблемы. В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к самопознанию.

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации (применение ИКТ). При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая группа поможет направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, используя ИКТ показать какого цвета шубка у зайца зимой, а какого летом, какой длины передние и задние лапы.  На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чём идёт речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки — раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определённой темы. У нас в ДОУ (подготовительная группа) таких познавательных лэпбуков насчитывается уже 25 штук, и это не предел.

Практические приёмы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах. В нашем центре «Домоводство» часто ребята вместе с педагогами и родителями учатся готовить разнообразные салаты, выпечку (экспериментируют с овощами и фруктами). Экспериментирование — лишь один из практических приёмов обучения. Другой приём, который можно отнести к этой категории, — это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребенка. Например, дать характеристику предметам (гвоздь железный, тяжелый, в воде тонет, а кубик деревянный, легкий, в воде не тонет, но в огне горит).

Из словесных приёмов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний.

Познавательное развитие — один из наиболее важных критериев общего развития ребёнка. Именно в дошкольном детстве самые благоприятные возможности для раскрытия познавательного потенциала. Безусловно, это длительный процесс, который нуждается в контроле и диагностике в целях отслеживания успешности освоения ребёнком программы ДОУ.

В нашем детском саду написаны и реализуются следующие проекты:

Проект и Программа по «Занимательной математике»;

Проект «Гимнастика мозга как один из аспектов развития высших психических функций»;

Проект «Мы – твое будущее Россия!»;

Проект «Развитие интереса и любви к книге»;

Проект по ПДД «Счастливая дорога в детский сад»;

На стадии доработки проект «Элементы Цветотерапии в развитии эмоционально-познавательного интереса дошкольника».

И это еще не все проекты, применяемые педагогами по развитию функциональной грамотности дошкольников.

 Задачами мониторинга можно считать:

– оценку динамики развития познавательных процессов воспитанников;

– установление результативности развивающей работы в группе (выявить сильные стороны или недостатки такой работы);

– предоставление информации педагогам, родителям, администрации для определения мероприятий по созданию благоприятных условий в организации познавательного развития детей.

Критерии оценки можно использовать следующие (с учётом возрастных особенностей детей):

– умение формулировать проблемы воспитанниками;

– грамотное формулирование вопросов;

– построение алгоритма действий для решения проблемы;

– выдвижение гипотез;

– выбор способов исследования;

– умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;

наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

– степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;

– способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, методы и приемы начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...