Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
методическая разработка

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_formirovanie_funktsionalnoyg_ramotnosti.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет  «Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФГОС ДО определяет, как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей, через языковые и речевые возможности детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Напомню, что каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер.

ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.  Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность). Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.  

В детском саду возможно широкое применение проблемного обучения. Кроме того, целесообразно отдавать предпочтение игровым, практическим, наглядным методам, т.к. мышление детей наглядно действенное, а позже наглядно образное.

В нашем детском саду применяются наиболее эффективные для дошкольного возраста методы и приемы т.е. всё, что можно наглядно демонстрируется детям в ходе наблюдений, опытов и экспериментов. Предпочтение отдается простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы естественно обозначились изменения объекта. Так, например, можно показать детям процесс таяния снега и наблюдение за осадком (снег недостаточно чист, в воде остаются частички разного происхождения). Рассуждая над причинами этого явления, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы. Наши педагоги выстраивают работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения).

Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Воспитатели знакомят ребят с доступными для данного возраста явлениями живой и неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.

 К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление о внешних свойствах явлений живой и неживой природы, так и некоторых внутренних связях, и отношениях. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основной для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений, свойств с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.

В нашем ДОУ развивающая среда, способствует познавательному развитию детей, и представлена разнообразными центрами («Почемучки», «Юные исследователи», «Хочу все знать», «Познавайка») во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Знакомить детей с физическими свойствами окружающего мира необходимо совместно с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, что бы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Для организации детского экспериментирования были созданы в группах старшего возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, «Мини – лаборатории», педагогами разработаны «Картотеки экспериментов для детей младшего и старшего возраста», собраны коллекции объектов и предметов окружающей действительности. Мини-лаборатории способствуют самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования.

Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей.

Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.

Работа по организации детской деятельности по экспериментированию в формировании естественно-научных представлений у дошкольников выстроена во взаимосвязи трех основных видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО:

-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;

-совместная деятельность педагога и детей;

-самостоятельная деятельность детей.

В специально организованной деятельности у детей необходимо вызвать интерес к изучаемому объекту или явлению, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В совместной деятельности необходимо создать проблемную ситуацию, при которой дети под руководством взрослого в процессе экспериментирования найдут решения проблемы. В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к самопознанию.

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации (применение ИКТ). При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая группа поможет направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, используя ИКТ показать какого цвета шубка у зайца зимой, а какого летом, какой длины передние и задние лапы.  На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чём идёт речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки — раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определённой темы. У нас в ДОУ (подготовительная группа) таких познавательных лэпбуков насчитывается уже 25 штук, и это не предел.

Практические приёмы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах. В нашем центре «Домоводство» часто ребята вместе с педагогами и родителями учатся готовить разнообразные салаты, выпечку (экспериментируют с овощами и фруктами). Экспериментирование — лишь один из практических приёмов обучения. Другой приём, который можно отнести к этой категории, — это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребенка. Например, дать характеристику предметам (гвоздь железный, тяжелый, в воде тонет, а кубик деревянный, легкий, в воде не тонет, но в огне горит).

Из словесных приёмов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний.

Познавательное развитие — один из наиболее важных критериев общего развития ребёнка. Именно в дошкольном детстве самые благоприятные возможности для раскрытия познавательного потенциала. Безусловно, это длительный процесс, который нуждается в контроле и диагностике в целях отслеживания успешности освоения ребёнком программы ДОУ.

В нашем детском саду написаны и реализуются следующие проекты:

Проект и Программа по «Занимательной математике»;

Проект «Гимнастика мозга как один из аспектов развития высших психических функций»;

Проект «Мы – твое будущее Россия!»;

Проект «Развитие интереса и любви к книге»;

Проект по ПДД «Счастливая дорога в детский сад»;

На стадии доработки проект «Элементы Цветотерапии в развитии эмоционально-познавательного интереса дошкольника».

И это еще не все проекты, применяемые педагогами по развитию функциональной грамотности дошкольников.

 Задачами мониторинга можно считать:

– оценку динамики развития познавательных процессов воспитанников;

– установление результативности развивающей работы в группе (выявить сильные стороны или недостатки такой работы);

– предоставление информации педагогам, родителям, администрации для определения мероприятий по созданию благоприятных условий в организации познавательного развития детей.

Критерии оценки можно использовать следующие (с учётом возрастных особенностей детей):

– умение формулировать проблемы воспитанниками;

– грамотное формулирование вопросов;

– построение алгоритма действий для решения проблемы;

– выдвижение гипотез;

– выбор способов исследования;

– умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;

наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

– степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;

– способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, методы и приемы начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте

В статье рассмотрены основные понятия,  методы и приемы, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности на этапе дошкольного детства....

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".

Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности....

2024 г. доклад на тему: «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Излучинская общеобразовательная начальная школа»        Доклад на тему: «Финансовая гра...

Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок.

Педагогический проект. Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок для детей старшего возраста....

Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок.

Педагогический проект.Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок....