Занятие по развитию речи для детей старшей группы пересказ рассказа Е. Пермяка "Самое страшное"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанное занятие направлено на создание условий для формирования у детей     умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhigulovoy_e.v._pereskaz_samoe_strashnoe.docx118.56 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Конспект по развитию речи в старшей группе

пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Цель: Создание условий для формирования у детей     умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие рассказы.

Задачи:

1. Познакомить детей с рассказом  

Е. Пермяка «Самое страшное». Учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует текст, взрослый записывает).

2. Развивать умение излагать содержание рассказа близко к тексту.

3. Воспитывать интерес к рассказам товарищей.

Методы и приёмы: Рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, создание игровой ситуации.

 Предварительная работа: Беседы с детьми «Уроки нравственности»; изучение пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друга — что дерево без корней», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» и др.

Ход ООД:  

  1. Приветствие:

Все мы дружные ребята

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

 Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

-  Давайте передадим друг другу тепло, веселое настроение.

 Дети, через рукопожатие, «передают» «настроение».

В.: - Скажите ребята, вы любите, когда вы делайте хороший поступок?

- А любите, когда вам улыбаются после того, когда вы сделали приятное другу?

-  Я тоже люблю.

-Но, а сейчас, чтобы сделать приятное другу, станьте все в кружочек, возьмитесь все за руки и улыбнитесь друг другу, затем обнимите соседа с права, и тем самым у нас с вами получилась дружная змейка, где мы с вами подарили друг другу свое тепло и любовь.

- А теперь присаживаемся все на свои места поудобнее.

- Ребята, скажите, а было ли вам, когда ни будь по-настоящему страшно?

- А от чего вам было страшно?

- А было ли вам, когда ни будь страшно от того, что вы обижали кого-то?

- А сейчас, я вам прочитаю рассказ «Самое страшное». 

***Написал его писатель Евгений Пермяк (ФОТОГРАФИЯ).

- Вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли ответить на мои вопросы.

Вопросы:

  • Как случилось что Вова остался один?
  • Как вы думаете, каким товарищем был Вова?
  • Вы бы хотели иметь такого друга?
  •  А если нет, то почему?

- Что бы вы посоветовали сделать Вове, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?  

      

В.: - Чтобы с вами не случались такие страшные вещи, нужно помнить о том, что гораздо лучше быть добрым, отзывчивым и улыбаться и не на кого не злиться.

Физминутка

Мы ногами - топ-топ,

Мы руками - хлоп-хлоп.

(Движения выполнять по содержанию текста)

Мы глазами - миг-миг.

(Руки на поясе. Моргаем глазами)

Мы плечами - чик-чик.

(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз - сюда, два - туда,

(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Рад-два, раз-два,

Заниматься нам пора

(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз).

 

2. Основная часть.

 В.: - Послушайте ещё раз рассказ Евгения Пермяка «Самое страшное».

 Потом вы попробуете пересказать его.

Пересказы детей (с помощью мнемотаблицы)

Игровое упражнение «Хорошо – плохо».

- Бить товарищей;

-Поздороваться со взрослыми;

-Стрелять в девочек из рогатки;

- Помочь младшей сестренке одеться;

- Строить рожи взрослым;

- Полить цветы;

-Наступить на хвост собаке;

- Приготовить чай для бабушки;

-Выдергивать усы коту;

- Помогать воспитателю убирать листья;

- Загонять колючего ежика под шкаф;

- Ласково разговаривать с мамой;

- Грубить бабушке;

- Уступить место старшему в автобусе;

- Жадничать;

- Помочь дедушке донести сумку;

- Дразнить ребят;

- Накормить рыбок в аквариуме.

Обсуждение с детьми пословиц и поговорок:

В.: - Как вы понимаете эту пословицу?

 «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». 

«Человек без друга — что дерево без корней».

«Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

 «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

 «Сам себя губит, кто других не любит».

3. Итог занятия:

В.: - Ребята, что интересного вы узнали на занятии?

-  Что отметили для себя?

- Может что-то заставило вас задуматься?

-Чему научились?

- Что постарайтесь никогда не делать на примере Вовы?

- Молодцы ребята. А в подарок, получите кусочек моего сердечка с этим стихотворением.

«Доброта нужна всем людям»

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Евгений Пермяк

«Самое страшное»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!