Проблемы детского чтения как составная часть комплексной проблематики детства
консультация по художественной литературе
Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 260.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.
Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, ежедневную потребность в общении с ней.
Формирование читающего ребенка – одна из актуальнейших проблем современности. Однако в детском чтении наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны, исследователи констатируют, что детское чтение находится в состоянии кризиса, с другой – подчеркивают новые возможности для развития личности ребенка средствами массовой информации, интернета, притом, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит именно через интернет и телевизор.
Приобщение к чтению детей должно проводиться не только в детском саду на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Теоретико-методологической базой исследования являются идеи развития эстетического восприятия учёных Выготского, Запорожца, Флёриной , Жуковской; теоретические основы организации детского чтения Зеленко; методические вопросы приобщения дошкольников к книге Карпинской, Гурович, Гриценко и др. дети неохотно откликаются на предложение послушать знакомые и новые произведения, не просят повторить прочитанное. С трудом включаются в процесс восприятия и не всегда способны внимательно дослушать текст до конца, слушают примерно 5 минут. Пересказывают содержание произведения только с опорой на иллюстрации и по вопросам взрослого. На вопросы, связанные с анализом текста, отвечают с трудом, не видят связи между причиной поступка героя и наступившими последствиями. С трудом заучивают стихи, неохотно читают их на публике. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен недостаточно ярко. Участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, принимают редко. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности практически не используют.
Так как же заинтересовать детей? Детям можно предложить новые игры на формирование интереса к художественным произведениям: дидактические «Раз-два-три – картинку поверни и сказку расскажи», шнуровки с героями сказок и др.
Кроме этого, в книжном уголке организовывают для всех детей специальные игры, задания и упражнения: - Рассматривание иллюстраций. - Сочинение загадок, построенных на сравнении и отрицании. - Разыгрывание знакомой сказки при помощи предметов-заместителей. - Занимательные игры с книгами, например: Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий; Придумать рассказ от лица книги по алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов и др. Такая работа подразумевает неоднократное обращение к книге, прочитывание произведения, хорошее знание его содержания.
Играть и в сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Рукавичка», «Поездка в театр».
Организовать в группе мастерской по ремонту книг «Книжная больница». Дети могут сами подбирать книги, которые необходимо починить. Во время совместного труда они вспоминают и содержание книг и правила обращения с книгой.
Рассказывая о своей любимой книге, ребенок старается заинтересовать ею других детей.
Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература и отношение детей к процессу чтения, что требует осмысления, поиска новых форм по приобщению детей к процессу чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика как составная часть коррекционно-образовательного процесса
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новы...

Детский фольклор как составная часть традиционной народной культуры
Полноценное развитие современного гобщества трудно представить без определенных культурных ценностей, среди которых большое значение имеют народные традиции. Помимо эстетического, нравственного, социа...

Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании
Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры
Рекомендации воспитателям для работы по воспитанию звуковой культуры речи...
Нравственное воспитание как составная часть воспитания дошкольников
Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного о...

Текст педагогического просвещения на тему:"Основные проблемы детского чтения"
Материал может использоваться в качестве просвещения педагогов на тематической неделе "Неделя книги"....

