Самообразование по теме : создание мини-музея в "В гостях у сказки"
материал по художественной литературе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ГБДОУ №56 Колпинского района»
Разработала воспитатель:
Максименко Виктория Анатольевна
2024-2025г.
г. Санкт-Петербург
Актуальность
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФОП в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Цель :
Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.
Задачи:
- формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
- систематизировать усиление потенциальных творческих способностей детей, которые
помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,
способствовать социализации;
- развить познавательные способности и познавательную деятельность;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
- организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
- оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
- расширить кругозор детей, познакомить с музеем;
- Развивать партнерские отношения внутри ДОУ , а так же Библиотекой посёлка Сапёрный.
- включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
Характеристика помещения:
Музей расположен на базе ГБДОУ № 56 (саперный) в отдельном помещении .Занимает площадь 3x3кв.м.
Мини – музей состоит из 6 разделов:
- Волшебные сказки (книжный)
- Театральный
- Исторический
- Игровой (игротека)
- Мультимедийный
- Музейная мастерская
Правила поведения в мини - музее:
- Экспонаты можно трогать руками;
- Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
- Экспонаты нельзя ломать;
- Можно и нужно задавать вопросы;
- Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Ожидаемый результат работы мини-музея:
- Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
- У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
- Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
- Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
- Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
План работы по созданию мини-музея.
Этапы работы | Содержание | Участники | Сроки исполнения |
Подготовительный этап | Выбор тематики мини-музея; Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики; Определение места размещения и дизайн оформления. | Воспитатели: Максименко В.А Ст. воспитатель: Евтюхова С.Б, Максименко В.А. | октябрь |
Практический | Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Оформление помещения для мини-музея; Оформление визитной карточки мини-музея; Разработка перспективного плана работы мини-музея; Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; Разработка мероприятий и для детей; Выбор экскурсоводов; Открытие мини-музея. Выставки по плану | Руководители музея Воспитатели, Воспитанники | |
Итоговый | Определение результатов работы мини-музея. Обобщение опыта работы. | Руководители музея,Ст.воспитатель: Евтюхова С.Б Музыкальный руководитель: Кекуа В.П. |
Запланированные выставки :
Октябрь 2024 – «Бытовые сказки»;
Ноябрь 2024 – «Волшебные сказки»;
Декабрь2024 – « Сказки народов севера»;
Февраль 2025 – «Сказки А.С.Пушкина»;
Апрель2025 – «Сказки о животных»;
Май 2025 – «Авторские сказки»;
Перспективный план функционирования мини-музея.
| |||
Форма занятий | Цели, задачи | Оборудование, материалы | Участники |
1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей. | Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем. | Кукла «Баба-Яга», «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки родителей, театр на липах. | Воспитатель, дети |
2. Беседа: «Какие разные книги» | Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи. | Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов | Воспитатель, дети |
3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»; Рассматривание иллюстраций к сказке; Работа в мастерской мини - музея: Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса». | Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения. | Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке. | Воспитатель, дети |
4..Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой. Игра – драматизация сказки с настольным театром. Игры с театром на липах. | Продолжать вызывать интерес к сказкам; Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол; Познакомить с театром на липах. | Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди», настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги. | |
6.Использование игротеки | Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук. | Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски. | Воспитатели, дети |
7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка» | Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры. | Воспитатели, дети |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект создания мини-музея "В гостях у сказки"
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Проект на тему: Создание мини-музея «История гужевого транспорта»
Цель проекта: Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциалы дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие дете...

План по самообразованию "Создание мини-музея"
Планирование самообразования в работе по созданию мини-музея...

Доклад на тему: «Создание мини-музея в ДОУ»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев...

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство. Создание мини–музея.»
Отчёт по самообразованию...

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год
План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...

Проект для детей средней группы «Капитошка» на тему: «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»» (по мотивам русских народных сказок)
Цель проекта: пробуждение интереса к русским народным сказкам путем создания книжки-малышки....

