Самообразование по теме : создание мини-музея в "В гостях у сказки"
материал по художественной литературе

Максименко Виктория Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ГБДОУ №56 Колпинского района»
 
Самообразование по теме:создание мини-музея 
«В гостях у сказки»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разработала воспитатель:
 
   Максименко  Виктория Анатольевна 
2024-2025г.
г. Санкт-Петербург
 
Актуальность 
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: 
 
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
 
 
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления». Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФОП в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. 
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Цель : 
Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.
Задачи:
формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
систематизировать усиление потенциальных творческих способностей детей, которые
помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,
способствовать социализации;
развить познавательные способности и познавательную деятельность;
формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
расширить кругозор детей, познакомить с музеем;
Развивать партнерские отношения  внутри ДОУ , а так же Библиотекой посёлка Сапёрный.
включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
 
 
 поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
Характеристика помещения:
Музей расположен на базе ГБДОУ № 56 (саперный) в отдельном помещении .Занимает площадь 3x3кв.м.
Мини – музей состоит из 6 разделов: 
Волшебные сказки (книжный)
Театральный 
Исторический
Игровой (игротека)
Мультимедийный
Музейная мастерская
Правила поведения в мини - музее:
Экспонаты можно трогать руками;
Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
Экспонаты нельзя ломать;
Можно и нужно задавать вопросы;
Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Ожидаемый результат работы мини-музея:
Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
План работы по созданию мини-музея.
Этапы работы Содержание Участники Сроки исполнения
Подготовительный этап Выбор тематики мини-музея;
Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики;
Определение места размещения и дизайн оформления. Воспитатели: 
Максименко В.А
Ст. воспитатель: Евтюхова С.Б, Максименко В.А. октябрь
Практический
Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
Оформление помещения для мини-музея;
Оформление визитной карточки мини-музея;
Разработка перспективного плана работы мини-музея;
Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
Разработка мероприятий и   для детей;
Выбор экскурсоводов;
Открытие мини-музея.
Выставки по плану Руководители музея
Воспитатели, Воспитанники
Итоговый Определение результатов работы мини-музея.
Обобщение опыта работы. Руководители музея,Ст.воспитатель: 
Евтюхова С.Б
Музыкальный руководитель:
Кекуа В.П.
 
 
 
Запланированные выставки :
Октябрь 2024 – «Бытовые сказки»;
Ноябрь 2024 – «Волшебные сказки»;
Декабрь2024 – « Сказки народов севера»;
Февраль 2025 – «Сказки А.С.Пушкина»;
Апрель2025 – «Сказки о животных»;
 Май 2025 – «Авторские сказки»;
Перспективный план функционирования мини-музея.
       
Форма занятий Цели, задачи Оборудование, материалы Участники
1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей. Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем. Кукла «Баба-Яга», «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки родителей, театр на липах. Воспитатель, дети
2. Беседа: «Какие разные книги»
Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи. Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов Воспитатель, дети
3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;
Рассматривание иллюстраций к сказке;
Работа в мастерской мини - музея: 
Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса».
Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения.
Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке. Воспитатель, дети
4..Знакомство со сказкой  «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой.
Игра – драматизация сказки с настольным театром.
Игры с театром на липах. Продолжать вызывать интерес к сказкам;
Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;
Познакомить с театром на липах. Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди»,  настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги.
6.Использование игротеки Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук. Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски. Воспитатели, дети
7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка» Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры. Воспитатели, дети
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_vika_katya.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ГБДОУ №56 Колпинского района»

Разработала воспитатель:

   Максименко  Виктория Анатольевна

2024-2025г.

г. Санкт-Петербург

Актуальность

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.

– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».


Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления». Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФОП в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Цель :

Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.

Задачи:

  • формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
  • систематизировать усиление потенциальных творческих способностей детей, которые

помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,

способствовать социализации;

  • развить познавательные способности и познавательную деятельность;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
  • оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
  • расширить кругозор детей, познакомить с музеем;
  • Развивать партнерские отношения  внутри ДОУ , а так же Библиотекой посёлка Сапёрный.
  • включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

 поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;

Характеристика помещения:

Музей расположен на базе ГБДОУ № 56 (саперный) в отдельном помещении .Занимает площадь 3x3кв.м.

Мини – музей состоит из 6 разделов:

  1. Волшебные сказки (книжный)
  2. Театральный
  3. Исторический
  4. Игровой (игротека)
  5. Мультимедийный
  6. Музейная мастерская

Правила поведения в мини - музее:

  • Экспонаты можно трогать руками;
  • Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
  • Экспонаты нельзя ломать;
  • Можно и нужно задавать вопросы;
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Ожидаемый результат работы мини-музея:

  • Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
  • У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
  • Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
  • Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
  • Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.

План работы по созданию мини-музея.

Этапы работы

Содержание

Участники

Сроки исполнения

Подготовительный этап

Выбор тематики мини-музея;

Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики;

Определение места размещения и дизайн оформления.

Воспитатели:

Максименко В.А        

Ст. воспитатель: Евтюхова С.Б, Максименко В.А.

октябрь

Практический

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

Оформление помещения для мини-музея;

Оформление визитной карточки мини-музея;

Разработка перспективного плана работы мини-музея;

Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;

Разработка мероприятий и   для детей;

Выбор экскурсоводов;

Открытие мини-музея.

Выставки по плану

Руководители музея

Воспитатели, Воспитанники

Итоговый

Определение результатов работы мини-музея.

Обобщение опыта работы.

Руководители музея,Ст.воспитатель:

Евтюхова С.Б

Музыкальный руководитель:

Кекуа В.П.

Запланированные выставки :

Октябрь 2024 – «Бытовые сказки»;

Ноябрь 2024 – «Волшебные сказки»;

Декабрь2024 – « Сказки народов севера»;

Февраль 2025 – «Сказки А.С.Пушкина»;

Апрель2025 – «Сказки о животных»;

 Май 2025 – «Авторские сказки»;

Перспективный план функционирования мини-музея.

       

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей.

Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем.

Кукла «Баба-Яга», «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки родителей, театр на липах.

Воспитатель, дети

2. Беседа: «Какие разные книги»

Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи.

Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов

Воспитатель, дети

3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Рассматривание иллюстраций к сказке;

Работа в мастерской мини - музея:

Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса».

Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения.

Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке.

Воспитатель, дети

4..Знакомство со сказкой  «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой.

Игра – драматизация сказки с настольным театром.

Игры с театром на липах.

Продолжать вызывать интерес к сказкам;

Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;

Познакомить с театром на липах.

Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди»,  настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги.

6.Использование игротеки

Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук.

Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски.

Воспитатели, дети

7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка»

Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры.

Воспитатели, дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект создания мини-музея "В гостях у сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Проект на тему: Создание мини-музея «История гужевого транспорта»

Цель проекта:         Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциалы дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие дете...

План по самообразованию "Создание мини-музея"

Планирование самообразования в работе по созданию мини-музея...

Доклад на тему: «Создание мини-музея в ДОУ»

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев...

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...

Проект для детей средней группы «Капитошка» на тему: «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»» (по мотивам русских народных сказок)

Цель проекта: пробуждение интереса к русским народным сказкам путем создания книжки-малышки....