Учимся составлять сказки и рассказы при помощи пиктограмм
методическая разработка по художественной литературе
Учимся составлять сказки и рассказы
при помощи пиктограмм
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 421.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся составлять сказки и рассказы
при помощи пиктограмм
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Использование пиктограмм при пересказе небольших рассказов.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Этапы обучения:
1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению: доступное и полноценное и содержание; четкая композиция; небольшой размер; изложение на простом, но богатом языке; жанровое разнообразие. Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.
2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.
3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы.
Цель беседы – усвоение содержания произведения.
В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:
· рассматривание иллюстраций, картинок;
· выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
· выделение из текста фраз к каждой картинке;
· знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
· нахождение пиктограммы согласно тексту.
После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы.
При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.
Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Сказка «Репка».
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Консультация для педагогов. "Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм"
Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культу...

Мнемотехника: учим стихи, пересказываем и составляем рассказы с помощью пиктограмм и мнемотаблиц.
Логопедические упражнения для автоматизации звуков....

Овладение действием наглядного моделирования с помощью пиктограмм
Методические рекомендации призваны расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах метода наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного воз...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»"
Конспект занятия по развитию речи по теме:"Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»" для детей старшего возраста....

Тема образовательной деятельности «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм». Стихотворение: «Осень».
Конспект будет интересен воспитателям старшей грппы...

НОД по развитию речи. Заучивание стихотворений при помощи пиктограмм. Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» Платона Воронько.
Материал будет интересен воспитателям старшей и подготоывительной группы...





