Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Власова Галина Алексеевна

 

 

Конспект занятия по развитию речи  по теме:
"Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы  «Зимующие птицы»" для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме:
"Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы  «Зимующие птицы»"

                                                                                                                                                                                                                                       

Задачи:

Образовательные:  Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.

Развивающие:        Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные:  Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Организационный момент.  Здравствуйте, ребята.

 Я сейчас загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроение.

 Беседа с детьми:

Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

Что вы видите за окном?

Назовите приметы зимы.

Ребята, а теперь назовите птиц, которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

- Какие это птицы?

(это перелетные птицы)

- Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

- А какие птицы остались?

(Остались зимующие птицы.) 

давайте посмотрим на картинки внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?

•    Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

•    По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

•   А чем они питаются?

 Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).

•    Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

•    Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

•    Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

•    Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

- Не легкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях. Им голодно и холодно.

Потому что  зима – бывает  какая?

 (суровая, вьюжная, морозная и т.д.).

Как же люди помогают им пережить холодную зиму? (ответы детей).

  

 Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадайте:

  1. Я по дереву стучу.

 Червячка добыть хочу.

 Хоть и скрылся под корой.

 Всё равно ты будешь мой (дятел).

 

      2) Красногрудый,  чернокрылый,

       любит зёрнышки клевать.

          С первым снегом на рябине.

        Он появится опять.

                                  (снегирь)

  1. Она маленькая птичка,

 и зовут ее……..

                                    ( синичка)

  1. Эта птица - непоседа,

 одного с березой цвета. Кто это?

                                                    (сорока)

  1. Носит серенький жилет,

но у крыльев - черный цвет.

Видишь - кружат двадцать па,

 и кричат: кар-кар

                                              (ворона).

Молодцы, хорошо  знаете  птиц, давайте  вспомним игру « Мы кормушку смастерили».

/Дети вместе со словами выполняют определенные движения/

Мы кормушку смастерили,  

 Мы столовую открыли.

 В гости в первый день недели

 К нам синицы прилетели,

 А во вторник, посмотри,

 Прилетели снегири.

 Три вороны были в среду,

 Мы не ждали их к обеду,

 А в четверг со всех краёв

 Стая жадных воробьёв.

 В пятницу в столовой нашей

 Голубь лакомился кашей,

 А в субботу на пирог

 Налетели семь сорок.

 В воскресенье, в воскресенье

 Было общее веселье»

В. Здорово, размяли с вами пальчики, пора поиграть в игру.

 «Четвертый лишний»

/Проводится игра по презентации/

 Игра с мячом «Один - много».

 Давайте поиграем в игру с мячом "Один - много". Я буду бросать "звучащий" мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь - снегирей

- голубь - голубей

- синица – синиц

- сорока - сорок

- ворона - ворон

 Игра: «Кто, как голос подает»

-Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ). Кто это? А это? Молодцы, узнали, а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Физкультминутка

 Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад.

 Составление описательного рассказа  о зимующих птицах по пиктограмме.

А теперь попробуем с вами составить рассказ по схеме.Составление графического плана рассказа на тему «Как помочь птицам зимой»

1.Дети нашли воробышка.

2. Дети несут воробышка домой.

3. Дети кормят воробышка.

4. Дети выпустили воробышка и сделали кормушку, чтобы кормить птиц.

Как помочь птицам зимой.

(примерный рассказ)

Однажды зимним морозным днем дети гуляли в парке. Они шли по аллее и нашли воробышка. Воробышек замерз. Девочка согрела птицу. Дети принесли воробышка домой. Воробышек согрелся и поклевал зерно. Позже дети его отпустили. Мальчик смастерил кормушку и каждый выходной дети кормят птиц.

 Пальчиковая гимнастика «Дятел».

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

 Итог занятия

Чем мы с вами занимались на занятии?

– О каких птицах говорили?

– О ком составляли рассказ?

– Что вам запомнилось?

– Назовите зимующих птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Составление рассказа по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Конспект поможет воспитателям организовать работу со старшими дошкольниками по составлению рассказа по картинам русских художников....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...