Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

Доминирующая ОО: речевое развитие.

Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Программное содержание

Задачи:

-Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные )

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

-Звуковая культура речи: добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги.

 Материалы и оборудование: картинки с изображением природы зимой.

Предварительная работа: рассматривание картин о зиме,  составление небольших рассказов про зиму, повторение стихов про зиму.

Планируемый результат: умеют при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные ); подбирают определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); чётко произносят слова и фразы, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользуются  вопросительной интонацией, делят трёхсложные слова на слоги.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа о зиме

5 мин

2.Основная часть

Рассказы детей про зиму и запись воспитателя  рассказов детей.

Физкультминутка.

Игра «Живые слова»

15 мин

3.Заключительная часть

Проговаривание скороговорок.

5 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (ответы детей)

-Какой снег зимой? (ответы детей)

-Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)

-Какая бывает погода зимой?(снежная, морозная, вьюжная и т.д)

-Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, укрывшись снегом, спят)

-Как зимой живут птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам нужно помогать)

-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая ит.д.)

-А сейчас придумайте рассказ о зиме, опишите какое бывает солнце зимой, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде, снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для  родителей, чтобы они увидели, чему вы научились сегодня. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.

Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая понять детям, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет какой рассказ понравился больше и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.

Физкультминутка

Организуется игра: половина детей снежинки, половина детей ветер. Ветер дует –снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

Воспитатель: Вы вспомнили все слова о снеге и о зиме. Теперь я буду говорить слова, а вы должны будете догадаться о чём я говорю- о снеге или о зиме.

Готовы? Тогда начнем! Падает белый пушистый…. (снег) Про, что я сказала? Правильно! Про снег. Началась морозная, холодная … (Зима).

                                                        Игра «Живые слова»

Воспитатель: В игре дети будут словами.  Кто хочет быть словом? (вызывает по желанию троих детей). Маша будет словом деревья. Таня будет словом покрыты.  И Саша будет словом снегом.

Наши слова  стоят по порядку (слева направо). Маша скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Саше. Саша скажет своё слово. А остальные слушают.

Дети-«слова» выстраиваются в предложение.

Воспитатель: Про что сказали эти слова?

Дети: Про деревья!

Воспитатель: Что они сказали про деревья?

Дети: Деревья покрыты снегом.

Воспитатель: Какое 1-ое слово? Какое 2-ое, 3-тье? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши слова разойдутся,  и каждое слово встанет в любом месте нашей группы, где захочет. А когда я позову «Слова ко мне!», слова встанут по порядку.

Воспитатель хлопает в ладоши. Дети разбегаются.

Воспитатель спрашивает малоактивного ребёнка : Где у нас стоит слово Покрыты? Спрашивает другого ребёнка, где стоит слово Снегом. И другого, где стоит слово  Деревья?

Воспитатель зовёт слова, хлопнув в ладоши, и спрашивает детей «Правильно ли встали слова». Игра  и вопросы детям повторяется несколько раз. Можно придумать другое предложение и другие слова.

3.Заключительная часть.

Воспитатель читает стихотворение  А.Капралова «Курица и цыплята»:

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница

-Какой звук вы чаще всего услышали здесь? (Дети отвечают)

-Назовите слова, в которых есть звук «Ц». Послушайте слово ку-ри-ца? Сколько в нём слогов? (ответы детей).

-Правильно в слове «курица» 3 слога.  А слове Ум-ни-ца сколько слогов? (ответы детей)

Воспитатель читает другое стихотворение Б.Авдеенко «Внучка»:

Утром дед спросил у внучки:

-Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

-Я не белоручка!

Воспитатель: Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? (ответы детей)

Правильно! Звук«Ч». Назовите слова, где встречается этот звук. Звук «ч». (ответы детей)

Воспитатель: А теперь послушайте скороговорку:

«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»

Воспитатель: Скажем её медленно (дети выполняют)

А теперь немного быстрее.

А теперь ещё быстрее.

Еще скороговорка: «Очень часто бьются у Танечки блюдца»

Произнесем её медленно, а теперь быстро.

Спасибо большое ребята за хорошо проделанную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ooo.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.

Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Программное содержание

Задачи:

-Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные )

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

-Звуковая культура речи: добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги.

 Материалы и оборудование: картинки с изображением природы зимой.

Предварительная работа: рассматривание картин о зиме,  составление небольших рассказов про зиму, повторение стихов про зиму.

Планируемый результат: умеют при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные ); подбирают определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); чётко произносят слова и фразы, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользуются  вопросительной интонацией, делят трёхсложные слова на слоги.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа о зиме

5 мин

2.Основная часть

Рассказы детей про зиму и запись воспитателя  рассказов детей.

Физкультминутка.

Игра «Живые слова»

15 мин

3.Заключительная часть

Проговаривание скороговорок.

5 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (ответы детей)

-Какой снег зимой? (ответы детей)

-Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)

-Какая бывает погода зимой?(снежная, морозная, вьюжная и т.д)

-Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, укрывшись снегом, спят)

-Как зимой живут птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам нужно помогать)

-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая ит.д.)

-А сейчас придумайте рассказ о зиме, опишите какое бывает солнце зимой, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде, снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для  родителей, чтобы они увидели, чему вы научились сегодня. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.

Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая понять детям, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет какой рассказ понравился больше и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.

Физкультминутка

Организуется игра: половина детей снежинки, половина детей ветер. Ветер дует –снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

Воспитатель: Вы вспомнили все слова о снеге и о зиме. Теперь я буду говорить слова, а вы должны будете догадаться о чём я говорю- о снеге или о зиме.

Готовы? Тогда начнем! Падает белый пушистый…. (снег) Про, что я сказала? Правильно! Про снег. Началась морозная, холодная … (Зима).

                                                        Игра «Живые слова»

Воспитатель: В игре дети будут словами.  Кто хочет быть словом? (вызывает по желанию троих детей). Маша будет словом деревья. Таня будет словом покрыты.  И Саша будет словом снегом.

Наши слова  стоят по порядку (слева направо). Маша скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Саше. Саша скажет своё слово. А остальные слушают.

Дети-«слова» выстраиваются в предложение.

Воспитатель: Про что сказали эти слова?

Дети: Про деревья!

Воспитатель: Что они сказали про деревья?

Дети: Деревья покрыты снегом.

Воспитатель: Какое 1-ое слово? Какое 2-ое, 3-тье? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши слова разойдутся,  и каждое слово встанет в любом месте нашей группы, где захочет. А когда я позову «Слова ко мне!», слова встанут по порядку.

Воспитатель хлопает в ладоши. Дети разбегаются.

Воспитатель спрашивает малоактивного ребёнка : Где у нас стоит слово Покрыты? Спрашивает другого ребёнка, где стоит слово Снегом. И другого, где стоит слово  Деревья?

Воспитатель зовёт слова, хлопнув в ладоши, и спрашивает детей «Правильно ли встали слова». Игра  и вопросы детям повторяется несколько раз. Можно придумать другое предложение и другие слова.

3.Заключительная часть.

Воспитатель читает стихотворение  А.Капралова «Курица и цыплята»:

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница

-Какой звук вы чаще всего услышали здесь? (Дети отвечают)

-Назовите слова, в которых есть звук «Ц». Послушайте слово ку-ри-ца? Сколько в нём слогов? (ответы детей).

-Правильно в слове «курица» 3 слога.  А слове Ум-ни-ца сколько слогов? (ответы детей)

Воспитатель читает другое стихотворение Б.Авдеенко «Внучка»:

Утром дед спросил у внучки:

-Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

-Я не белоручка!

Воспитатель: Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? (ответы детей)

Правильно! Звук«Ч». Назовите слова, где встречается этот звук. Звук «ч». (ответы детей)

Воспитатель: А теперь послушайте скороговорку:

«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»

Воспитатель: Скажем её медленно (дети выполняют)

А теперь немного быстрее.

А теперь ещё быстрее.

Еще скороговорка: «Очень часто бьются у Танечки блюдца»

Произнесем её медленно, а теперь быстро.

Спасибо большое ребята за хорошо проделанную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».

Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"

Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно пере...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....