Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Доминирующая ОО: речевое развитие.
Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Программное содержание
Задачи:
-Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные )
-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
-Звуковая культура речи: добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги.
Материалы и оборудование: картинки с изображением природы зимой.
Предварительная работа: рассматривание картин о зиме, составление небольших рассказов про зиму, повторение стихов про зиму.
Планируемый результат: умеют при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные ); подбирают определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); чётко произносят слова и фразы, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользуются вопросительной интонацией, делят трёхсложные слова на слоги.
Структура занятия
1.Вводная часть | Беседа о зиме | 5 мин |
2.Основная часть | Рассказы детей про зиму и запись воспитателя рассказов детей. Физкультминутка. Игра «Живые слова» | 15 мин |
3.Заключительная часть | Проговаривание скороговорок. | 5 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (ответы детей)
-Какой снег зимой? (ответы детей)
-Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)
-Какая бывает погода зимой?(снежная, морозная, вьюжная и т.д)
-Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, укрывшись снегом, спят)
-Как зимой живут птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам нужно помогать)
-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая ит.д.)
-А сейчас придумайте рассказ о зиме, опишите какое бывает солнце зимой, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде, снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились сегодня. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.
Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая понять детям, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет какой рассказ понравился больше и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.
Физкультминутка
Организуется игра: половина детей снежинки, половина детей ветер. Ветер дует –снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
Воспитатель: Вы вспомнили все слова о снеге и о зиме. Теперь я буду говорить слова, а вы должны будете догадаться о чём я говорю- о снеге или о зиме.
Готовы? Тогда начнем! Падает белый пушистый…. (снег) Про, что я сказала? Правильно! Про снег. Началась морозная, холодная … (Зима).
Игра «Живые слова»
Воспитатель: В игре дети будут словами. Кто хочет быть словом? (вызывает по желанию троих детей). Маша будет словом деревья. Таня будет словом покрыты. И Саша будет словом снегом.
Наши слова стоят по порядку (слева направо). Маша скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Саше. Саша скажет своё слово. А остальные слушают.
Дети-«слова» выстраиваются в предложение.
Воспитатель: Про что сказали эти слова?
Дети: Про деревья!
Воспитатель: Что они сказали про деревья?
Дети: Деревья покрыты снегом.
Воспитатель: Какое 1-ое слово? Какое 2-ое, 3-тье? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши слова разойдутся, и каждое слово встанет в любом месте нашей группы, где захочет. А когда я позову «Слова ко мне!», слова встанут по порядку.
Воспитатель хлопает в ладоши. Дети разбегаются.
Воспитатель спрашивает малоактивного ребёнка : Где у нас стоит слово Покрыты? Спрашивает другого ребёнка, где стоит слово Снегом. И другого, где стоит слово Деревья?
Воспитатель зовёт слова, хлопнув в ладоши, и спрашивает детей «Правильно ли встали слова». Игра и вопросы детям повторяется несколько раз. Можно придумать другое предложение и другие слова.
3.Заключительная часть.
Воспитатель читает стихотворение А.Капралова «Курица и цыплята»:
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница
-Какой звук вы чаще всего услышали здесь? (Дети отвечают)
-Назовите слова, в которых есть звук «Ц». Послушайте слово ку-ри-ца? Сколько в нём слогов? (ответы детей).
-Правильно в слове «курица» 3 слога. А слове Ум-ни-ца сколько слогов? (ответы детей)
Воспитатель читает другое стихотворение Б.Авдеенко «Внучка»:
Утром дед спросил у внучки:
-Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
-Я не белоручка!
Воспитатель: Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? (ответы детей)
Правильно! Звук«Ч». Назовите слова, где встречается этот звук. Звук «ч». (ответы детей)
Воспитатель: А теперь послушайте скороговорку:
«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»
Воспитатель: Скажем её медленно (дети выполняют)
А теперь немного быстрее.
А теперь ещё быстрее.
Еще скороговорка: «Очень часто бьются у Танечки блюдца»
Произнесем её медленно, а теперь быстро.
Спасибо большое ребята за хорошо проделанную работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ooo.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Доминирующая ОО: речевое развитие.
Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Программное содержание
Задачи:
-Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные )
-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
-Звуковая культура речи: добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги.
Материалы и оборудование: картинки с изображением природы зимой.
Предварительная работа: рассматривание картин о зиме, составление небольших рассказов про зиму, повторение стихов про зиму.
Планируемый результат: умеют при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные ); подбирают определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); чётко произносят слова и фразы, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользуются вопросительной интонацией, делят трёхсложные слова на слоги.
Структура занятия
1.Вводная часть | Беседа о зиме | 5 мин |
2.Основная часть | Рассказы детей про зиму и запись воспитателя рассказов детей. Физкультминутка. Игра «Живые слова» | 15 мин |
3.Заключительная часть | Проговаривание скороговорок. | 5 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (ответы детей)
-Какой снег зимой? (ответы детей)
-Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)
-Какая бывает погода зимой?(снежная, морозная, вьюжная и т.д)
-Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, укрывшись снегом, спят)
-Как зимой живут птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам нужно помогать)
-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая ит.д.)
-А сейчас придумайте рассказ о зиме, опишите какое бывает солнце зимой, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде, снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились сегодня. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.
Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая понять детям, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет какой рассказ понравился больше и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.
Физкультминутка
Организуется игра: половина детей снежинки, половина детей ветер. Ветер дует –снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
Воспитатель: Вы вспомнили все слова о снеге и о зиме. Теперь я буду говорить слова, а вы должны будете догадаться о чём я говорю- о снеге или о зиме.
Готовы? Тогда начнем! Падает белый пушистый…. (снег) Про, что я сказала? Правильно! Про снег. Началась морозная, холодная … (Зима).
Игра «Живые слова»
Воспитатель: В игре дети будут словами. Кто хочет быть словом? (вызывает по желанию троих детей). Маша будет словом деревья. Таня будет словом покрыты. И Саша будет словом снегом.
Наши слова стоят по порядку (слева направо). Маша скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Саше. Саша скажет своё слово. А остальные слушают.
Дети-«слова» выстраиваются в предложение.
Воспитатель: Про что сказали эти слова?
Дети: Про деревья!
Воспитатель: Что они сказали про деревья?
Дети: Деревья покрыты снегом.
Воспитатель: Какое 1-ое слово? Какое 2-ое, 3-тье? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши слова разойдутся, и каждое слово встанет в любом месте нашей группы, где захочет. А когда я позову «Слова ко мне!», слова встанут по порядку.
Воспитатель хлопает в ладоши. Дети разбегаются.
Воспитатель спрашивает малоактивного ребёнка : Где у нас стоит слово Покрыты? Спрашивает другого ребёнка, где стоит слово Снегом. И другого, где стоит слово Деревья?
Воспитатель зовёт слова, хлопнув в ладоши, и спрашивает детей «Правильно ли встали слова». Игра и вопросы детям повторяется несколько раз. Можно придумать другое предложение и другие слова.
3.Заключительная часть.
Воспитатель читает стихотворение А.Капралова «Курица и цыплята»:
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница
-Какой звук вы чаще всего услышали здесь? (Дети отвечают)
-Назовите слова, в которых есть звук «Ц». Послушайте слово ку-ри-ца? Сколько в нём слогов? (ответы детей).
-Правильно в слове «курица» 3 слога. А слове Ум-ни-ца сколько слогов? (ответы детей)
Воспитатель читает другое стихотворение Б.Авдеенко «Внучка»:
Утром дед спросил у внучки:
-Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
-Я не белоручка!
Воспитатель: Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? (ответы детей)
Правильно! Звук«Ч». Назовите слова, где встречается этот звук. Звук «ч». (ответы детей)
Воспитатель: А теперь послушайте скороговорку:
«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»
Воспитатель: Скажем её медленно (дети выполняют)
А теперь немного быстрее.
А теперь ещё быстрее.
Еще скороговорка: «Очень часто бьются у Танечки блюдца»
Произнесем её медленно, а теперь быстро.
Спасибо большое ребята за хорошо проделанную работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему
Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа....
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...
Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно пере...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)
Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....