Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Составление рассказа по картине Саврасова "Грачи прилетели".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Головлёва Наталья Григорьевна

Конспект поможет воспитателям организовать работу со старшими дошкольниками по составлению рассказа по картинам русских художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская образовательная программа: «Детство»                                                                                         Тема недели (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Приведем в порядок планету».                                                                                                                            ОО «Речевое развитие». НОД развитие речи.                                                                                            Тема: «Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель: формировать умение составлять описательный  рассказ по пейзажной картине.                                                                                                                        Задачи:  - уточнять названия весенних месяцев, их народных названий;                                                 – закреплять знания о приметах весны, первоцветах и перелётных птицах.                         - знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности;

- обогащать словарный запас понятиями и определениями, активизировать глаголы, антонимы,                                                                                                                                      - формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения.                                                                                                                                              

 - развивать внимание, мелкую моторику.                                                                                                                                                                                 Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.                                                                                                                                Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.                                          Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, описание картины, выполнение аппликации.                                        Оборудование:  репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», слайды «Портрет Саврасова», «Первоцветы», аудиозапись «Голоса грачей», шкатулка, мяч, иллюстрации «Перелётные птицы», шаблоны грачей, клей..

Ход НОД: 1. Вводная часть:                                                                                                                     Оргмомент:  Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь друг другу улыбнемся.

А сейчас: раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!                                   В.: Ребята, давайте поднимем руки к солнышку. Оно ласковое, свое тепло оно дарит нам. Примите это тепло, а теперь возьмитесь за руки и передайте полученное тепло от солнца друг другу. Молодцы. А теперь присаживайтесь на стулья.      

2. Основная часть: Ребята, а вы знаете, что такое талант? (Ответы детей). Талант – это особый дар, выдающиеся природные способности. Они могут быть разными. Сегодня  я расскажу вам об одном талантливом человеке, великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет. Слайд №1 (Показ портрета)                                                                                                                                                                           Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется – сразу становится похожим на доброго доктора.                                                                                                                                             - Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса.                                                                                                                             - Как одним словам, все это можно назвать? (Природой).                                                                         - Верно, в своих работах А. Саврасов изображал природу.                                                                       - Такие картины как называют? (Пейзажами).                                                                                                                   - Значит, А. Саврасов был художник – пейзажист. Главное произведение этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа А. Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа  и символом весны.                                 Подхожу к мольберту, а на нем картина почти полностью закрытая белым листом бумаги. Что же случилось?  Я, кажется, догадалась, это проделки проказницы Зимы, ну ни как она по-доброму уходить не хочет, вот и заморозила картину, чтобы погостить у нас подольше. Ребята, что же нам делать? Поможем Весне? Конечно же! Ну,  хватит, Зима, погостила, пора и честь знать. Чтобы Зима в этом году окончательно ушла, нам надо разморозить картину.  Ребята, а давайте проводим Зиму на Север, там её дом. А помогут нам в этом наши смекалка, знания и дружба, а еще главные помощники Весны. А как вы думаете, кто главный помощник весны? (Добиваться полных ответов).                                                                                                                                                              (Слайд №2. Цветы-первоцветы).                                                                                                                                                  Ребята, посмотрите на экран. Что за цветы перед нами? Когда они появляются? Как их называют люди? (Цветы-первоцветы). Да, цветы-первоцветы – главные приметы и помощники Весны. Они-то нам точно помогут проводить Зиму. А какие еще приметы весны вы знаете? Молодцы, вы хорошо знаете приметы весны. Поэтому вы легко справитесь со следующим заданием. Зима оставила нам послание с ошибками. Слушайте меня, определяйте, какая из весенних примет лишняя и почему?

 Игра «Найди лишнее»

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга).

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат).

Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью).

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной).

Какие вы внимательные, молодцы.

Посмотрите, ребята, наша картина начала оттаивать. Открываю передний план картины. Рассматриваем его, описываем.                                                                                                                                   - Что изображено на этой части картины?                                                                                             Ответы детей. Ранняя весна.                                                                                                      -  А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи.

Расскажите о граче, что он делает?

Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве.                                                        – Какой снег? Грязный, рыхлый, покрыт мусором, веточками.                                                   - Какая земля? Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

- Какой месяц изображён на картине? Дети: Март

- Как называют его в народе? Дети: Протальник.

- А за мартом, какие идут весенние месяцы? Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

- Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые. Справа берёзы стоят в воде.                                                       Физ.минутка: по стихотворению И.Токмаковой  «Весна».                                                             Молодцы, ребята, но не вся картина оттаяла. Двигаемся дальше. Чтобы Весна к нам поскорее пришла. Давайте соберём для неё шкатулку с весенними словами. А я буду вам помогать: буду называть слова, а вы называйте слова наоборот. Например: радостный – грустный и т.д.                                                                                   Игра «Собираем в шкатулку антонимы» .                                                                                               Солнечный – пасмурный,  высокий – низкий, яркие – тусклые, новые – старые, светлые – тёмные, изогнутые – прямые, крупные – мелкие, тёплые – холодные, тихие – громкие, шумные, тонкая - толстая.                                                                                - Открываю средний план картины. Рассматриваем его, описываем.                                                               Ребята, что вы видите на среднем плане картины? Ответы детей: За березами старые избы и высокая колокольня, небольшая церквушка, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.                                                                                                      - А ещё помочь поторопить Весну нам могут перелётные птицы, недаром говорят, птицы весну на крыльях несут.                                                                                                                      Игра «Выбери перелетных птиц».                                                                                                                   Давайте выберем перелётных птиц. (Изображения птиц находятся на столе, ребята выбирают иллюстрации с перелётными птицами, называют их  и размещают их на коврографе). Молодцы! Ребята, а кто из перелётных птиц прилетает весной раньше всех? (Грачи, скворцы).                                                                                                                                     Молодцы, ребята. Вот и картина А. Саврасова оттаяла.                                                                  Открываю задний план, описываем его.                                                                                                      – Ребята, что еще вы видите на заднем плане картины?                                                                                        Ответы детей: Грачи строят свои гнезда на вершинах берез.  Грачи – дружные птицы.                                                                                                                                                    - Как вы думаете, грачи радостные или грустные? Дети: Они радостные, веселые и шумные, поправляют, ремонтируют гнезда, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.                                                                                                                           - Какие деревья выбрали грачи?                                                                                               Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.                                                                                                                                                               Воспитатель: Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!                                                                                           - Как называются такие места? -Дети: Грачевники. (Включаю аудиозапись «Крики грачей»).                                                                                                                                                       - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака).                                 - Дети, а что вы можете сказать о небе?                                                                                            Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.                    Игра с мячом «Кто больше назовёт действий?»                                                                       Воспитатель: Что делают грачи? Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят, тащат, держат, кружат.                                                           - Ребята, мы вернули  картину А. Саврасова «Грачи прилетели», значит и настоящая теплая весна скоро к нам придёт.                                                                         - А сейчас я предлагаю вам поверить в волшебство и «войти в картину».             Осмотритесь вокруг, послушайте внимательно. Что вы увидели? А что вы услышали? Расскажите о грачах. Что они делают?  (Предлагаю 1-2 ребятам составить рассказ по картине).                                                                                               1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.                                                                                                               2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но, несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит, весна не за горами.                                                                       Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели» аппликативным способом,  но сначала нам надо подготовить руки.                                                                                                                Пальчиковая гимнастика.                                                                                     Птички прилетели,     Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы Крыльями махали.      Соединяют, остальными машут, как крыльями.                      Сели, посидели.          Кисти рук соединили в замок.                                                   Перышки почистили и дальше полетели.        Повторяют первое движение.                   И так мы начинаем.                                                                                                                Продуктивная деятельность детей: Выполнение коллективной картины.                                                                                    На ватмане изображена берёза, ребята наклеивают шаблоны птиц на ветки.

Вот такая весенняя картина у нас получилась.                                                                                   3. Заключительная часть:

 Итог занятия. - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили? Кого можно назвать талантливым человеком? С какой картиной мы сегодня познакомились? Кто её автор? А, что нового вы узнали из жизни птиц?                                                               Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы!

Рефлексия: Ребята, кому мы сегодня помогали? Понравилось вам помогать Весне? А что вам особенно запомнилось? Вы все отлично поработали и теперь настоящая весна к нам обязательно придёт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников. Воспитательно-образовательные задачи: Продолжать учить детей:составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Составление рассказа по картине "Одуванчики".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Составление рассказа по картине "Одуванчики"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»

Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....