Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дарская Евгения Александровна

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников.

 

Воспитательно-образовательные задачи:

Продолжать учить детей:

  • составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя осень» с использованием наглядного моделирования;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • логично и последовательно рассказывать о приметах осени;
  • активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года;
  • закреплять названия осенних  месяцев, времён года, их названия и последовательности;
  • продолжать знакомить детей с пейзажами выдающихся русских художников;
  • учить понимать содержимое картины;
  • развивать общую и мелкую моторику, помять, внимание, умение сочетать речь с движениями;
  • закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах;
  • побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_podg.gr_.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №1056»

Конспект занятия по развитию речи

 в подготовительной группе

«Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».

Подготовил воспитатель:

Гуреева Е.А.

Москва, 2020

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников.

Воспитательно-образовательные задачи:

Продолжать учить детей:

  • составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя осень» с использованием наглядного моделирования;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • логично и последовательно рассказывать о приметах осени;
  • активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года;
  • закреплять названия осенних  месяцев, времён года, их названия и последовательности;
  • продолжать знакомить детей с пейзажами выдающихся русских художников;
  • учить понимать содержимое картины;
  • развивать общую и мелкую моторику, помять, внимание, умение сочетать речь с движениями;
  • закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах;
  • побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию воспитателя.

Предварительная  работа: разучивание стихотворения «Круглый год»,  рассматривание пейзажных картин И.Левитана, И.И.Шишкина. Знакомство с приметами осени, перелетными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки «Ветер», дидактическая игра «Что лишнее?».

Демонстрационный материал: репродукция картин И.Левитана «Поздняя осень», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Ранняя осень» иллюстрации о поздней осени, аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года», «голоса птиц», 4 прямоугольника разного цвета.


  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу под музыку Антонио Вивальди.

(Выключить музыку)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес мы отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение «Круглый год».

(Воспитатель читает стихотворение «Круглый год»)

Круглый год, круглый год

За зимой весна идёт,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим

Идёт за летом …

Дети: Осень…

Воспитатель: Значит, в какой лес мы сегодня отправимся?

Дети: Мы идем в осенний лес.

Воспитатель: Да, правильно. Присаживайтесь!!!

  1. Основная часть.

Воспитатель: В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим: за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето и затем вновь наступает осень.

Воспитатель: Ребята, какие периоды осени вы знаете и каким осенним месяцам они соответствуют?

Дети: Ранняя осень – это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев.

Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень».

Поздняя осень – это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме.

Воспитатель: Правильно. А сейчас, посмотрите на картины и отгадайте, какие периоды осени изобразили художники. Припомните имена этих художников. Итак, рассмотрим первую картину.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой месяц изобразил художник на этой картине?

(показывает на картину «Ранняя осень»)

Дети: Сентябрь.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Потому что на картине И.И. Шишкина нарисована «Ранняя осень», а ранняя осень начинается в сентябре.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Мы с вами об этом говорили, что картина так и называется «Ранняя осень».

(следующая картина Исаака Левитана «Золотая осень»)

Воспитатель: Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?

Дети: На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?

Дети: Потому, что октябрь – это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.

Воспитатель: Правильно.

(следующая картина Исаака Ильича Левитана «Поздняя осень»)

Воспитатель: А какой месяц, на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине. Вспомните имя художника, который её нарисовал?

Дети: На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил - ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».

Воспитатель: По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень?

Дети: В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.

Воспитатель: Ребята, а какой период осени сейчас за окном и почему?

Дети: За окном - поздняя осень. На деревьях почти нет листвы, дни стали короче, по утрам морозно.

Воспитатель: Молодцы. Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) Выполняется 2 раза

Воспитатель: Продолжаем наше необычное путешествие. И для этого, нам необходимо отгадать, какие птицы останутся у нас зимовать, а какие улетят в тёплые страны.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Что лишнее?». Я буду вывешивать картинки птиц, а вы будете поднимать руку и говорить, какая птица здесь лишняя и почему?

Параллельно с этим включается Аудиозапись, «Голоса птиц»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Описание игры. Картинки птиц по 3 шт., 2перелётные 1зимующая или наоборот. Дети по очереди отвечают.

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас давайте расскажем то, что мы видим на картине Исаака Левитана «Поздняя осень», используя цветные прямоугольники.

Как видите, картина закрыта 4 разноцветными прямоугольниками. И для того, чтобы нам составить рассказ по всей картине, нужно постепенно открывать каждый прямоугольник и описывать, что изображено на данном фрагменте картины, а затем составим полный рассказ.

  1.  Прямоугольник (Красный) –Артём –левый нижний

Воспитатель: Артём, посмотри и скажи, как художник изобразил траву?

Ребёнок: В этой части картины художник изобразил пожелтевшую, больше коричневую, как земля траву.

Воспитатель: Что мы видим вдалеке?

Ребёнок: Вдалеке стоит стог сена, огороженный забором. Значит, сенокос уже закончился.

Воспитатель: Кого мы видим вокруг забора?

Ребёнок: Вокруг забора пасутся коровы, которые щиплют кое-где сохранившуюся зелёную травку.

Воспитатель: Как художник изобразил деревья поздней осенью?

Ребёнок: Художник изобразил на картине «голые», серые деревья, стоящие без листвы.

Воспитатель. Молодец Артём. Кто хочет продолжить?

  1. Прямоугольник (Синий) - правый нижний – Анфиса

Воспитатель: Что изображено в правом нижнем углу картины?

Ребёнок: В правом нижнем углу картины, художник изобразил жёлтую траву, уже потемневшую. Скорее всего, часто идёт дождь и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики.

Воспитатель. Спасибо, Анфиса.

  1.  Прямоугольник (Желтый) – верхний левый – Ульяна

Воспитатель: Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо в этой части картины? В каких тонах написана эта картина?

Ребёнок: Небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю. Картина написана в серых, мрачных тонах. Природа как - будто умирает.

Воспитатель: Какие деревья мы видим на этой картине вдалеке?

Ребёнок: Вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва.

Воспитатель. Молодец, Ульяна.

  1. Прямоугольник (Зелёный) – верхний правый - Ваня.

Воспитатель: Что мы видим в этой части картины?

Ребёнок: В этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов.

Воспитатель: Молодец, Ваня.

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Расскажите о стоге сена и пасущихся коровах, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Не забудьте дать название своему рассказу.

Воспитатель: Кто хочет рассказать? Сейчас нам Кира попробует описать всю картину полностью. А вы ребята слушайте, если, что-то Кира не скажет, вы добавите.

(Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

На полях ещё пасутся коровы в поисках оставшейся свежей травы.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.

Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима.

Воспитатель: Молодец.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наша прогулка в осенний лес подходит к концу.

  1. Скажите, что вам большего всего запомнилось в нашей прогулке по осеннему лесу?
  2. Что мы с вами делали на этом занятии, чему учились? (учились составлять рассказ по картине. Описывать осенний пейзаж.)
  3. О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как - будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.

На этом наше занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо!

(Дети прощаются с гостями.)

Звучит музыка «Стаи перелётных птиц». Дети ставят свои стульчики на место и отдыхают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема: Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»

Цель  данной образовательной деятельности научить детей составлять описательные рассказы по картине,развивать связную речь и умение видеть красоту родной природы....

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажно...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект ООД  по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.Задачи:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную кра...