Фрагмент занятия по развитию речи на тему: «Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Малышева Ирина Валентиновна

Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_zanyatiya_malyshevoy_i.v.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент занятия по развитию речи на тему:

«Составление описательного рассказа по картине

И.И.Левитана «Золотая осень»

 в подготовительной к школе группе

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Задачи:

  • закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;
  • учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа;
  • учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из  пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности,   приобщать к изобразительному искусству; 
  • развивать диалогическую и монологическую формы речи;
  • развивать  умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже; 
  • развивать мыслительную  и речевую  активность детей;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать эмоционально-личностное отношение к художественному произведению.

Основная образовательная область: речевое развитие

Предварительная образовательная деятельность: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).

Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»  аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И.Чайковского, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Орг.момент

Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на подоконнике.

- Ребята, посмотрите, какой красивый листок  залетел к нам в окно. Это какой- то  необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю.

Тише, тише, тишина

В гости осень к нам пришла…

Осень не простая, осень золотая.

Краски яркие, цветные

С собой осень захватила.

В парке, в роще, и в лесу –

Всюду видим красоту.

Красота поры осенней -

Ты - источник вдохновенья.

- Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение?

(Ответы детей)

В. - Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.

2.  Мотивация детей на предстоящую деятельность.

- Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с еще одной картиной этого выдающего художника,   поделиться своими впечатлениями о ней.

(Дети садятся в полукруг)

II. Основная часть.

1.Беседа сопровождается демонстрацией  (Портрет И.И.Левитана)

В. – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу,  и изображал её в разное время года.

В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?

Дети – Пейзаж.

В. – Верно, и  сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним  красивейшим  пейзажем И. И.Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.

2. Рассматривание картины.

В. – Перед нами репродукция  картины «Золотая осень».  Ребята Репродукция – это копия картины. Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.

 Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.

  • Рассматривание картины,  беседа по содержанию картины.

Дети  рассматривают картину, звучит  фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковского

В. - Какое время года изображено на картине?

Дети  - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.

- На картине нарисована осень, потому что почти  на всех деревьях листья пожелтели.

В. – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?

Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.

В.  – Молодец. А как в народе называют середину осени?

Дети – Золотая осень.

В. – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?

Дети. – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.

В. – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».

В. – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А я все ваши красивые и образные выражения буду складывать вот в эту корзиночку, чтобы не забыть их, когда будем составлять рассказ.

Дети. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.

В.  - Какое время  суток  запечатлел художник?

Дети -  Мне кажется, что это  день, потому что  светло и ясно.

В. - Каким вы видите небо?

Дети - Художник нарисовал  голубое небо, с плывущими облаками. Небо голубое, высокое.

В. -  А что можно сказать про солнце?

Дети -  Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.

В. - Опишите погоду. Какая она?

Дети - Погода теплая, ясная, солнечная.

В. -   Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?

Дети – Это березы.

В. – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?

Дети – Деревья будто в разноцветных  платьях, сарафанах.

В.  - Хорошо! На что похожи листья березы?

Дети - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек.

В.  – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?

Дети – С пестрым одеялом, покрывалом.

В. - Умницы! Ребята, а трава только зелёная?

Дети. - Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.

В. – Верно. А река выглядит, так же как  и летом?

Дети. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.

В. – рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.

Дети   рассматривают картину.

Дети.  - На заднем плане картины изображены поле и лес.

В. – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?

Дети – Дома находятся за полем.

В. – Дома находятся  далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово.

Дети. – Игрушечные.

В. – Молодцы.  Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?

Дети – Наверное, там растут ели или сосны.

В. – Почему так думаете?

Дети – Ели и сосны круглый год зеленого цвета.

В. – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?

Дети. – Нет. Справа, на правом берегу реки,  деревья еще зеленеют.

В. – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика (выполняется стоя)

Вот стоит осенний лес!    (выполняем круговые движения глазами)

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб                  (влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук                          (вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой.

Поиграли мы с тобой!

В. – Вернемся к нашей картине.

В. – Какими красками написана картина?

Дети. – Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые,  краски.

В. – Какие у вас возникают желания, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.)

В. – Хорошие желания. Мне тоже захотелось оказаться на природе, за городом, глядя на эту картину. Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину?

Дети. - Я думаю, что художник увидел красоту золотой осени. И ему захотелось нарисовать её.

Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью.

В.-   Какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину?

Дети. -  У художника было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной, светлой.

В. - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  Чем вам она нравится?

(Ответы детей)

В. -. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?

Дети. - Как красива  наша  природа!

Природу надо любить и беречь.

В. – Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками.  Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.

В. -  А сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.

Физкультминутка

Мы листики осенние,                           (руки вверх)

На веточках висели.                           (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели.          (качаем руками, наклоны туловища в стороны)

Мы летели, мы летели,                   (покружиться)

И на землю тихо сели.                           (присесть, опустив руки)

Ветер снова набежал                           (встаём)

И листочки вверх поднял.                    (поднимаем руки вверх)

Закружились, полетели                    (качаем руками)

И опять на землю сели.                    (садимся на корточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект занятия по развитию речи на тему: составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» в подготовительной группе.

Цель: Составление небольших рассказов детьми описательного характера из личного опыта с опорой на схему.Программные задачи:Обучающие:Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыт...

Конспект занятия по Развитию Речи На тему «Составление рассказа по картине «Заготовки на зиму» Старшая группа

Конспект занятия по Развитию РечиНа тему «Составление рассказа по картине «Заготовки на зиму»Старшая группаЦель: развитие связной, диалогической и монологической речи у детей.За...

Конспект занятия по развитию речи на тему:"Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"

Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные раннее знания и представления; использовать для описания времени года образные слова и выражения. Активизировать употребление одн...