Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.

Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать прилагательные при помощи существительных; развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, логические связи. Развивать зрительное восприятие; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослым; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Структура

Вводная часть

Сюрпризный момент

2 мин

Основная часть

Отгадывание загадок.

 Работа по серии  сюжетных  картинок

Подвижная игра «На водопой»

 

20 мин

Заключительная часть

Подведение итогов

3 мин

Длительность 30 минут

Вводная часть

Здравствуйте ребята, я уличный художник (пейзажист) – вы знаете что такое пейзаж? Да. Это когда рисуют природу, и вот какая история со мной произошла. Однажды летним днем, я пошел рисовать природу леса. Вы знаете как красиво в лесу летом? (деревья зеленые, травка, птицы поют, можно встретить кого то из зверей)

Да, да. Вот и я встретил. Даже не встретил а зарисовал одну историю. Но проблема в том что я не могу ее вам рассказать, ведь я художник а не писатель или рассказчик. Может быть вы поможете составить рассказ по моим зарисовкам., что бы все дети узнали поучительную историю которая произошла у меня на глазах?

- Чтобы узнать о ком мы будем рассказывать, нужно отгадать загадки.

Отгадывание загадок.

- Первая загадка

Я скачу туда –сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка. (Белка) .

- Какая белка? (Белка быстрая, ловкая, рыжая, красивая, пушистая, шустрая)

- Назовите беличью семью, кто в нее входит (Папа-белка, мама-бельчиха, детеныш-бельчонок.)

- Где живут белки? (Белки живут в дупле.)

- Вторая загадка.

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

- Какой заяц? (Заяц трусливый, быстрый, серый, белый, ловкий.)

- назовите заячью семью.

Третья загадка.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

- Волк какой? (Волк голодный, злой, серый, клыкастый, лохматый.)

-Продолжите предложение по смыслу. Волк – это папа в семье волков. Мама….(Мама – волчица, дети – волчата.)

- У волчицы усы. У волчонка усики. У волка усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Работа по серии сюжетных картинок.

(На доске открыта первая картинка из четырех картин)

- Про кого мы будем сегодня рассказывать?

(Мы сегодня будем рассказывать про зайчика, белочку и волка.)

- Посмотрите внимательно и скажите как можно назвать белочку и зайчика?

(Друзья, зверята, зайчонок, бельчонок.)

-А зовут их Пушок и Рыжик. Кто из них Пушок? (Зайчик.)

-Правильно. А почему его назвали Пушком? (Потому что зайчик пушистый.)

-А кто Рыжик? (Бельчонок.)

-А бельчонка почему назвали Рыжиком? (Потому что бельчонок – рыжий.)

-Что делает Пушок? (Пушок прыгает на скакалке.)

-А как можно сказать по другому слово «прыгает»(Скачет, попрыгивает.)

-Что делает Рыжик? (Ждет, считает, радуется.)

-Какое настроение у зверят? (Веселое, радостное, озорное.)

-Кто выглядывает из-за кустов? (Из-за кустов выглядывает волк.)

-Какой он? (Голодный, злой, хитрый.)

-Что он хочет сделать? (Он хочет напугать, поймать зверят.)

-Закончите предложение которое я начну. В теплый летний день….(вышли Пушок и Рыжик на лесную полянку). Они взяли с собой скакалки, чтобы….(попрыгать, поиграть, порезвиться.) Они даже не заметили, что. (из-за кустов за ними следит волк.)

-…. попробует составить рассказ по данной картинке.

-Как можно назвать твой рассказ?

Открывается вторая картинка.

-Закончите предложение. Волк выскочил так внезапно, что (зверята и опомниться не успели.) Бельчонок посмотрел вверх и …. (увидел на сосне много шишек.) Он быстро. (вскарабкался не дерево и стал рвать шишки.) А бедный зайчик ничего и сказать не мог, потому что (сильно испугался.) Но Рыжик крикнул ему. («Не бойся, мы с ним справимся)

-….составит рассказ по второй картинке.

-Как можно назвать твой рассказ?

Рассказ по третьей картине

-Рыжик не растерялся. Он (стал кидать в волка шишками.) У волка на голове ….(сразу вскочила шишка). А Пушок все еще не верил, что. (друг спас его.)

-…. выйдет составит рассказ по третьей картинке.

-Как назовешь свой рассказ?

Рассказ по четвертой картине

-Чем же закончилась эта история? Каким оказался бельчонок? (Бельчонок оказался смелым, быстрым, находчивым.)

-А зайчик? (Он сначала испугался, потом понял, что друг его спас.)

-Какие идут с прогулки малыши? (Радостные, веселые, счастливые.) Пушок пригласил Рыжика в гости, он хотел. (угостить его морковкой.)

-….расскажет по картинке.

-Как назовешь свой рассказ.

 Подвижная игра «На водопой»

Жарким днем лесной тропой (Дети идут по кругу друг за другом).

Звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок, (Идут громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок (Идут крадучись)

.За мамой ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках).

Все мамы и дети напиться хотят. (Останавливаются, делают лакательные движения языком).

-Кто выйдет к доске составит рассказ по всем картинкам?

А я буду записывать ваши рассказы.

Заслушиваем еще один рассказ.

-Чему можно поучиться у зверят? (Не бояться, находить выход из трудного положения. Не бросать друга в беде. Уметь веселиться.)

-….как можно назвать рассказ.

-Давайте назовем наш рассказ «Шишка». Как вы думаете, какая шишка имеется в виду? (И та, которую белочка бросала, и та, которая у волка вскочила.)

Заключительная часть

-Молодцы! Вы придумали хороший рассказ. Я вами довольна.  Какой урок можно извлечь из этой истории? Спасибо ребята что составили замечательный рассказ. А чей рассказ вам понравился больше? Почему?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_serii_syuzhetnyh_kartin_shishka.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной группе

Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»

Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.

Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать прилагательные при помощи существительных; развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, логические связи. Развивать зрительное восприятие; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослым; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Структура

Вводная часть

Сюрпризный момент

2 мин

Основная часть

Отгадывание загадок.

 Работа по серии  сюжетных  картинок

Подвижная игра «На водопой»

20 мин

Заключительная часть

Подведение итогов

3 мин

Длительность 30 минут

Вводная часть

Здравствуйте ребята, я уличный художник (пейзажист) – вы знаете что такое пейзаж? Да. Это когда рисуют природу, и вот какая история со мной произошла. Однажды летним днем, я пошел рисовать природу леса. Вы знаете как красиво в лесу летом? (деревья зеленые, травка, птицы поют, можно встретить кого то из зверей)

Да, да. Вот и я встретил. Даже не встретил а зарисовал одну историю. Но проблема в том что я не могу ее вам рассказать, ведь я художник а не писатель или рассказчик. Может быть вы поможете составить рассказ по моим зарисовкам., что бы все дети узнали поучительную историю которая произошла у меня на глазах?

- Чтобы узнать о ком мы будем рассказывать, нужно отгадать загадки.

Отгадывание загадок.

- Первая загадка

Я скачу туда –сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка. (Белка) .

- Какая белка? (Белка быстрая, ловкая, рыжая, красивая, пушистая, шустрая)

- Назовите беличью семью, кто в нее входит (Папа-белка, мама-бельчиха, детеныш-бельчонок.)

- Где живут белки? (Белки живут в дупле.)

- Вторая загадка.

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

- Какой заяц? (Заяц трусливый, быстрый, серый, белый, ловкий.)

- назовите заячью семью.

Третья загадка.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

- Волк какой? (Волк голодный, злой, серый, клыкастый, лохматый.)

-Продолжите предложение по смыслу. Волк – это папа в семье волков. Мама….(Мама – волчица, дети – волчата.)

- У волчицы усы. У волчонка усики. У волка усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Работа по серии сюжетных картинок.

(На доске открыта первая картинка из четырех картин)

- Про кого мы будем сегодня рассказывать?

(Мы сегодня будем рассказывать про зайчика, белочку и волка.)

- Посмотрите внимательно и скажите как можно назвать белочку и зайчика?

(Друзья, зверята, зайчонок, бельчонок.)

-А зовут их Пушок и Рыжик. Кто из них Пушок? (Зайчик.)

-Правильно. А почему его назвали Пушком? (Потому что зайчик пушистый.)

-А кто Рыжик? (Бельчонок.)

-А бельчонка почему назвали Рыжиком? (Потому что бельчонок – рыжий.)

-Что делает Пушок? (Пушок прыгает на скакалке.)

-А как можно сказать по другому слово «прыгает»(Скачет, попрыгивает.)

-Что делает Рыжик? (Ждет, считает, радуется.)

-Какое настроение у зверят? (Веселое, радостное, озорное.)

-Кто выглядывает из-за кустов? (Из-за кустов выглядывает волк.)

-Какой он? (Голодный, злой, хитрый.)

-Что он хочет сделать? (Он хочет напугать, поймать зверят.)

-Закончите предложение которое я начну. В теплый летний день….(вышли Пушок и Рыжик на лесную полянку). Они взяли с собой скакалки, чтобы….(попрыгать, поиграть, порезвиться.) Они даже не заметили, что. (из-за кустов за ними следит волк.)

-…. попробует составить рассказ по данной картинке.

-Как можно назвать твой рассказ?

Открывается вторая картинка.

-Закончите предложение. Волк выскочил так внезапно, что (зверята и опомниться не успели.) Бельчонок посмотрел вверх и …. (увидел на сосне много шишек.) Он быстро. (вскарабкался не дерево и стал рвать шишки.) А бедный зайчик ничего и сказать не мог, потому что (сильно испугался.) Но Рыжик крикнул ему. («Не бойся, мы с ним справимся)

-….составит рассказ по второй картинке.

-Как можно назвать твой рассказ?

Рассказ по третьей картине

-Рыжик не растерялся. Он (стал кидать в волка шишками.) У волка на голове ….(сразу вскочила шишка). А Пушок все еще не верил, что. (друг спас его.)

-…. выйдет составит рассказ по третьей картинке.

-Как назовешь свой рассказ?

Рассказ по четвертой картине

-Чем же закончилась эта история? Каким оказался бельчонок? (Бельчонок оказался смелым, быстрым, находчивым.)

-А зайчик? (Он сначала испугался, потом понял, что друг его спас.)

-Какие идут с прогулки малыши? (Радостные, веселые, счастливые.) Пушок пригласил Рыжика в гости, он хотел. (угостить его морковкой.)

-….расскажет по картинке.

-Как назовешь свой рассказ.

 Подвижная игра «На водопой»

Жарким днем лесной тропой (Дети идут по кругу друг за другом).

Звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок, (Идут громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок (Идут крадучись)

.За мамой ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках).

Все мамы и дети напиться хотят. (Останавливаются, делают лакательные движения языком).

-Кто выйдет к доске составит рассказ по всем картинкам?

А я буду записывать ваши рассказы.

Заслушиваем еще один рассказ.

-Чему можно поучиться у зверят? (Не бояться, находить выход из трудного положения. Не бросать друга в беде. Уметь веселиться.)

-….как можно назвать рассказ.

-Давайте назовем наш рассказ «Шишка». Как вы думаете, какая шишка имеется в виду? (И та, которую белочка бросала, и та, которая у волка вскочила.)

Заключительная часть

-Молодцы! Вы придумали хороший рассказ. Я вами довольна.  Какой урок можно извлечь из этой истории? Спасибо ребята что составили замечательный рассказ. А чей рассказ вам понравился больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

ООД «Развитие речи»Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Цель: Дети самостоятельно придумывают, связно и последовательно излагают события по серии сюжетных...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".

Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла»

Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: обучать детей внимательно рассматривать картины,...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...