Конспекты по ознакомлению с художественной литературе в детском саду
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Конспекты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_oznako_s_lit-roy.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

Направление: развитие речи

Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи:

Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства, понимать их значение

Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт.  Он известен всему миру.  Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. У него были старшая сестра и  младший брат.  В доме у Саши  было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже рано начал писать стихи.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня,  знала много сказок и часто  их рассказывала. Она  брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша  слушать мог подолгу.

Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей, она была для него близким другом и  первой слушательницей его стихов и произведений. Он посвятил ей несколько стихов. Например, стихотворение «Няне».

(Чтение стихотворения).

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В некоторых городах есть  памятник поэту,  созданы музеи.

2

Актуализация знаний

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений?

Дети: Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили –были  и концовка – и стали они жить –поживать, да добра наживать.

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Воспитатель: А во всех ли сказках добро побеждает зло?

Дети: Добро побеждает во всех сказках.

Воспитатель: Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах?

Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в стихах.

Воспитатель: Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

(Чтение сказки).

5

Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель: Кто главные герои в сказке?

Дети: Старик, старуха и золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке

А. С Пушкин?

Дети: А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке.

Воспитатель: Как он описывает старуху?

Дети: Вредная, жадная, злая.

Воспитатель: Как он обращается с мужем?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Какими словами описывается старик?

Дети: Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный.

Воспитатель: А как его называет рыбка?

Дети: Рыбка называет старика ласково старче.

Воспитатель: А как так получилось, что рыбка стала служить старику?

Дети: Рыбка пожалела старика и обещала  выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее.

Воспитатель: Какие желания старухи выполнила рыбка?

Дети: Рыбка исполнила следующие желания старухи: новое корыто, дом, дворянка, царица.

Воспитатель: Какое последнее желание загадала старуха?

Дети: Она захотела стать владычицей морскою.

Воспитатель: А как вы понимаете это выражение «была у нее на посылках?»

Дети: Служила старухе.

Воспитатель: Почему же рыбка ничего не ответила старику?

Дети: Рыбка  не захотела служить старухе, потому что она очень много захотела.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем изобразить море.

(Дети встают в круг и изображают море).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин изображал море в сказке?

Дети: В первый раз море слегка разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).

Воспитатель: Во второй раз какое было море?

Дети: Помутилось сине море. (Включается аудиозапись звука неспокойного  моря).

Воспитатель: Какое стало море в третий раз?

Дети: Не спокойно стало сине море. (Включается аудиозапись бушующего  моря).

Воспитатель: Каким стало море в четвертый раз?

Дети: Почернело синее море. (Включается аудиозапись шторма на море).

Воспитатель: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют.

Ребята, попробуйте подражать синему морю.

Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).

Воспитатель: Что хотел сказать А. С. Пушкин по-разному изображая море?

Дети: Он хотел предупредить, что старухе пора остановиться.

Воспитатель: Море в каждый раз как-будто бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.

- А какое вы бы загадали желание, если бы вы поймали золотую рыбку?

Дети:  - Чтобы был мир на всей земле.

           -  Никто в семье не болел.

            - Воспитатели никогда не болели.

            - Чтобы всем было весело и радостно.

            - Чтобы в группе все дети были добрые.

(Это были высказывания детей, так как я пишу это после проведенного занятия).

Воспитатель: Как же заканчивается сказка?

Дети:  Перед старухой опять оказалось разбитое корыто.

Воспитатель: С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

6

Осмысление (рефлексия)

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Подходите к столам, выберите цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море,  помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная буря.

(Дети рисуют красками море).

Давным-давно на берегу моря раскинулось огромное царство. Молва о его богатстве шла по всему свету, и все в этом царстве жили счастливо. Не было счастья лишь у царя: все его сыновья, едва появившись на свет, умирали. Царь старел, а наследника у него все не было.

Но в один прекрасный день, к великой радости царя, царица родила сына. Правда, вскоре эта радость сменилась тревогой.

«Как оградить моего единственного сына от злой судьбы?» — размышлял царь, и мысль эта не давала ему покоя.

Чтобы отвести от сына злых духов, царь решил сохранить его имя в тайне до тех  пор,  пока он  не станет взрослым.

— Пусть имя мальчика будет известно только его дяде да мне*.

Шло время, малыш рос и наконец превратился в красивого и сильного юношу. И решил царь женить его на девушке, которая сможет угадать его имя. Пусть сам дух, покровительствующий юноше, подскажет его имя той, которую он сочтет достойной царского сына!

Многие мечтали о том, чтобы выдать свою дочь за сына царя; отцы покупали для своих дочерей самые красивые одежды, матери целыми днями хлопотали вокруг девушек, сооружая им затейливые прически. Самые богатые запасались у колдунов надежными амулетами.

Девушки одна за другой покидали родительский кров и с богатыми дарами тянулись к царскому дворцу.

Донеслась воля царя и до глухой деревушки, где жила девушка по имени Акосиуа. Акосиуа была круглой сиротой — мать ее давно умерла, а отец, рыбак, погиб в море, и теперь Акосиуа росла у мачехи.

Мачеха ненавидела ее только потому, что Акосиуа была красивее любой из трех мачехиных дочек. Не было ей равных по красоте и во всем крае.

А мачеха мечтала выдать одну из дочерей за царского сына. Купила она им все самое красивое, и стали они собираться во дворец.

А падчерице мачеха приказала:

—   Перебери кукурузу и просо, подмети в доме и во дворе, перемой да перечисти все, а тогда уж иди куда хочешь, хоть во дворец ступай — людям на посмешище.

Горько вздохнула Акосиуа, да делать нечего. Увидела она, что Абра, Яуа и Ама уже нарядились и отправляются в путь, и подбежала к ним:

—   Сестры мои милые! Не держите на меня зла! Дороги во дворец я не знаю, а спросить мне будет некого. Помогите мне! Когда дойдете до развилки, положите на дорогу ко дворцу зеленую веточку акации, а на другую дорогу, что к темному лесу ведет, бросьте сухую ветку пальмы.

Обещали сестры сделать все так, как она просила, но, когда дошли до развилки двух дорог, самая злая и уродливая из сестер, ненавидевшая сироту пуще мачехи, сказала:

—   Что это мы будем помогать зазнайке? Ишь думает, что она красивее всех на свете! Положите-ка засохшую ветку на дорогу ко дворцу, а зеленую веточку бросим на дорогу к темному лесу. Чего нам бояться! Если даже она выберется из леса живой и невредимой, скажем, что перепутали веточки. Ведь она толком и объяснить не умеет, чего хочет!

Так сестры и сделали.

А бедняжка Акосиуа работала тем временем не покладая рук. Все она сделала, что мачеха наказала, а потом решила испечь кукурузных лепешек — угостить царя. Акосиуа хорошенько растерла кукурузные зерна, приготовила из муки вкусные лепешки, завернула их в свежие банановые листья и положила в свою старую, потрескавшуюся посудину.

Девушка умылась, надела ветхую одежонку и тронулась в путь. Как только подошла к развилке дорог, налетел вихрь! Подхватил он с земли обе веточки, закружил их и швырнул засохшую ветку пальмы на дорогу к лесу, а цветущую веточку акации опустил на дорогу ко дворцу. По ней и пошла Акосиуа дальше.

Шла она, шла, смотрит, старичок стоит. Позвал он девушку:

—   Дитя мое, нет ли у тебя чего-нибудь поесть? Силы мои тают.

Повстречал старичок и злых сестер, да те. ничего ему не дали, лишь обругали его да пошли своей дорогой. А у падчерицы сердце было доброе. Она подумала: «Зачем царю мои жалкие кукурузные лепешки? У него и так полно самых вкусных яств. А бедный старичок, может быть, умрет, если я не поделюсь с ним»-.

Акосиуа приветливо улыбнулась:

—   Дедушка, вот все, что у меня есть! Ешь на здоровье! — И она протянула старичку свои немудреные припасы.

Поел старичок, поблагодарил девушку за угощение, а потом и Говорит:

—   Дитя мое, за твою доброту я открою тебе имя царевича. Его зовут Кетоуогло Сильный.

Удивилась Акосиуа:

—   Откуда же, дедушка, ты знаешь та, чего никто на свете не знает?

Но не успела она договорить, как старичка и след простыл. Тут-то и поняла Акосиуа, что повстречался ей сам дух, покровитель царевича.

С легким сердцем зашагала Акосиуа дальше и не останавливалась, пока не дошла до дворца- На площади перед дворцом она увидела огромную толпу.

Юные девушки, одна прекрасней, другой, по очереди подходили к дяде юного царевича и называли имя царского сына. А рядом музыкант изо всех сил бил в барабан, чтобы никто из девушек не слышал ответов своих соперниц. Каких только имен не называли девушки! На все было напрасно Г Угадать тайное имя царевича так никто и не смог.

Подошел черед и Акосиуы. Тут-то и стала над ней потешаться одна из красавиц:

—   Жалкая простушка! Неужели ты и. в самом деле надеешься угадать имя царевича? Ведь дух не захотел открыть его даже нам, таким богатым и красивым!

Уродливые сестры бедной падчерицы тут же подняли крик:

—   Гоните эту замарашку прочь! Да как она смеет подходить к нам! Ишь вздумала нас  позорить!

Но дядя царевича строго прикрикнул на злобных сестер и сделал девушке знак приблизиться:

—   Что ж, попробуй и ты угадать имя моего племянника. Акосиуа ответила:

—   Царевича назвали Кетоуогло Сильный, чтобы оградить его от злых духов.

И дядя воскликнул:

—   Вот избранница духа-хранителя! Она и станет женой царского сына!

Так бедная падчерица вышла замуж за юного царевича, а мачехины  дочки  вернулись домой ни  с чем.

Занятие по теме: рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным» составление рассказов по пословице

Направление: развитие речи

Цель: учить понимать мораль и идею произведения

Задачи:

Продолжать знакомство в творчеством В. Драгунского, в частности с произведением «Тайное становится явным»

Учить оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием

Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог рассказывает детям в беседе о своем друге. Недавно он забрал у своей сестры игрушку и не хотел признаваться. Когда стало известно, то ему захотелось проварится сквозь землю.

2

Актуализация знаний

Что бы это значило? Подскажите мне пожалуйста.

А с вами бывали такие случаи, когда вы хотели что-то скрыть от родителе, а они потом все равно об этом узнали? Вспомните и расскажите об этом случае.

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Как же можно описать свое состояние в такой ситуации, для человека, который никогда так себя не вел?

С героем рассказа Виктора Драгунского тоже произошла подобная история. Послушайте её.

5

Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель читает детям произведение, проводит беседу-анализ:

- Что означает выражение «тайное становится явным»?

- Как Дениска убедился в справедливости пословицы?

- Нарочно ли он это сделал?

- Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно

- Почему мама не наказала Дениску?

- Как сказать коротко, о чем рассказ?

- Как бы вы его назвали?

Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, о чем и в названии? Вот и вы, когда будете придумывать рассказы, помните что название должно быть таким, чтобы было ясно, о чем в нем говорится.

Что же означает пословица «шило в мешке не утаишь»? Вы в этом сами сейчас убедитесь.

Дети придумывают историю под поговорку, проходит обсуждение.

6

Осмысление (рефлексия)

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, что тайное всегда становится явным.

Воспитатель: Почему это важно для нас?

Занятие по теме: составление рассказа на предложенную тему

Направление: развитие речи

Цель: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы;

Задачи:

Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей, активизировать употребление в речи глаголов.

Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

В. : - Ребята, я принесла вам волшебную шкатулку, в ней что-то есть (потрясти, как вы думаете что? (После прослушивания ответов открывает шкатулку и там дети видят высушенные листья с разных деревьев).

В. : - Я насобирала их когда шла к вам детский сад, потом высушила и принесла вам, чтобы вы могли их поближе рассмотреть и полюбоваться ими. А кто мне скажет, когда листья становятся такими красивыми и разноцветными? В какое время года?

2

Актуализация знаний

Д. : - Осенью!

В. : - Верно! А что вам нравиться больше всего в осени?

Д. : - ответы детей

В. : - Поэты, художники и композиторы умеют очень красиво рассказывать об осени словами, красками, музыкой. Послушайте стихотворение, его написала Евгения Фёдоровна Трутнева, детская поэтесса. Она очень любила природу и писала о ней для детей.

(в-ль читает стих-ие) «Осень» Е. Трутневой.

В. : - о каком времени года написала поэтесса в стихотворении?

- почему вы так думаете? А что за платье золотое у берёзы на плечах?

Д. : - ответы детей

В. : - А что сказано о листьях? О ком еще говорит поэтесса? Кто ещё летит?

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

В. : - Как же нам познакомить наших родителей с этим чудесным стихотворением?

Дети предлагают выучить наизусть стихотворение с помощью мнемотаблиц.

5

Включение нового знания в систему знаний

У меня есть подсказки (в-ль показывает мнемотаблицу, они нам помогут запомнить отрывок стихотворения, и вы сможете его рассказать своим папам и мамам.

Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание и демонстрируя при этом соответствующую мнемотаблицу; затем дети рассказывают то, что запомнили.

6

Осмысление (рефлексия)

Педагог предлагает попрощаться с гостем.

- Зачем учили стихотворение?

- Что помогло в составлении мнемосхем?

- Как это умение пригодится вам?

- Кому вы можете рассказать?

Педагог отмечает, что дети составили замечательный динамический рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

 Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"...

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....

Конспект НОД ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28010467","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Тема: «Творчество К. И. Чуковского для детей»Цель: Формирование интереса детей ...