Конспекты по ознакомлению с художественной литературе в детском саду
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме:
Направление: развитие речи
Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи:
Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина;
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства, понимать их значение
Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт. Он известен всему миру. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. У него были старшая сестра и младший брат. В доме у Саши было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже рано начал писать стихи. Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и часто их рассказывала. Она брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша слушать мог подолгу. Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей, она была для него близким другом и первой слушательницей его стихов и произведений. Он посвятил ей несколько стихов. Например, стихотворение «Няне». (Чтение стихотворения). Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В некоторых городах есть памятник поэту, созданы музеи. |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений? Дети: Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили –были и концовка – и стали они жить –поживать, да добра наживать. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Воспитатель: А во всех ли сказках добро побеждает зло? Дети: Добро побеждает во всех сказках. Воспитатель: Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах? Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в стихах. Воспитатель: Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова. (Чтение сказки). |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Воспитатель: Кто главные герои в сказке? Дети: Старик, старуха и золотая рыбка. Воспитатель: Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке А. С Пушкин? Дети: А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке. Воспитатель: Как он описывает старуху? Дети: Вредная, жадная, злая. Воспитатель: Как он обращается с мужем? Дети: Плохо. Воспитатель: Какими словами описывается старик? Дети: Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный. Воспитатель: А как его называет рыбка? Дети: Рыбка называет старика ласково старче. Воспитатель: А как так получилось, что рыбка стала служить старику? Дети: Рыбка пожалела старика и обещала выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее. Воспитатель: Какие желания старухи выполнила рыбка? Дети: Рыбка исполнила следующие желания старухи: новое корыто, дом, дворянка, царица. Воспитатель: Какое последнее желание загадала старуха? Дети: Она захотела стать владычицей морскою. Воспитатель: А как вы понимаете это выражение «была у нее на посылках?» Дети: Служила старухе. Воспитатель: Почему же рыбка ничего не ответила старику? Дети: Рыбка не захотела служить старухе, потому что она очень много захотела. Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем изобразить море. (Дети встают в круг и изображают море). Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин изображал море в сказке? Дети: В первый раз море слегка разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря). Воспитатель: Во второй раз какое было море? Дети: Помутилось сине море. (Включается аудиозапись звука неспокойного моря). Воспитатель: Какое стало море в третий раз? Дети: Не спокойно стало сине море. (Включается аудиозапись бушующего моря). Воспитатель: Каким стало море в четвертый раз? Дети: Почернело синее море. (Включается аудиозапись шторма на море). Воспитатель: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют. Ребята, попробуйте подражать синему морю. Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз). Воспитатель: Что хотел сказать А. С. Пушкин по-разному изображая море? Дети: Он хотел предупредить, что старухе пора остановиться. Воспитатель: Море в каждый раз как-будто бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами. - А какое вы бы загадали желание, если бы вы поймали золотую рыбку? Дети: - Чтобы был мир на всей земле. - Никто в семье не болел. - Воспитатели никогда не болели. - Чтобы всем было весело и радостно. - Чтобы в группе все дети были добрые. (Это были высказывания детей, так как я пишу это после проведенного занятия). Воспитатель: Как же заканчивается сказка? Дети: Перед старухой опять оказалось разбитое корыто. Воспитатель: С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель: Чему нас учит эта сказка? Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным. Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Подходите к столам, выберите цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море, помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная буря. (Дети рисуют красками море). |
Давным-давно на берегу моря раскинулось огромное царство. Молва о его богатстве шла по всему свету, и все в этом царстве жили счастливо. Не было счастья лишь у царя: все его сыновья, едва появившись на свет, умирали. Царь старел, а наследника у него все не было.
Но в один прекрасный день, к великой радости царя, царица родила сына. Правда, вскоре эта радость сменилась тревогой.
«Как оградить моего единственного сына от злой судьбы?» — размышлял царь, и мысль эта не давала ему покоя.
Чтобы отвести от сына злых духов, царь решил сохранить его имя в тайне до тех пор, пока он не станет взрослым.
— Пусть имя мальчика будет известно только его дяде да мне*.
Шло время, малыш рос и наконец превратился в красивого и сильного юношу. И решил царь женить его на девушке, которая сможет угадать его имя. Пусть сам дух, покровительствующий юноше, подскажет его имя той, которую он сочтет достойной царского сына!
Многие мечтали о том, чтобы выдать свою дочь за сына царя; отцы покупали для своих дочерей самые красивые одежды, матери целыми днями хлопотали вокруг девушек, сооружая им затейливые прически. Самые богатые запасались у колдунов надежными амулетами.
Девушки одна за другой покидали родительский кров и с богатыми дарами тянулись к царскому дворцу.
Донеслась воля царя и до глухой деревушки, где жила девушка по имени Акосиуа. Акосиуа была круглой сиротой — мать ее давно умерла, а отец, рыбак, погиб в море, и теперь Акосиуа росла у мачехи.
Мачеха ненавидела ее только потому, что Акосиуа была красивее любой из трех мачехиных дочек. Не было ей равных по красоте и во всем крае.
А мачеха мечтала выдать одну из дочерей за царского сына. Купила она им все самое красивое, и стали они собираться во дворец.
А падчерице мачеха приказала:
— Перебери кукурузу и просо, подмети в доме и во дворе, перемой да перечисти все, а тогда уж иди куда хочешь, хоть во дворец ступай — людям на посмешище.
Горько вздохнула Акосиуа, да делать нечего. Увидела она, что Абра, Яуа и Ама уже нарядились и отправляются в путь, и подбежала к ним:
— Сестры мои милые! Не держите на меня зла! Дороги во дворец я не знаю, а спросить мне будет некого. Помогите мне! Когда дойдете до развилки, положите на дорогу ко дворцу зеленую веточку акации, а на другую дорогу, что к темному лесу ведет, бросьте сухую ветку пальмы.
Обещали сестры сделать все так, как она просила, но, когда дошли до развилки двух дорог, самая злая и уродливая из сестер, ненавидевшая сироту пуще мачехи, сказала:
— Что это мы будем помогать зазнайке? Ишь думает, что она красивее всех на свете! Положите-ка засохшую ветку на дорогу ко дворцу, а зеленую веточку бросим на дорогу к темному лесу. Чего нам бояться! Если даже она выберется из леса живой и невредимой, скажем, что перепутали веточки. Ведь она толком и объяснить не умеет, чего хочет!
Так сестры и сделали.
А бедняжка Акосиуа работала тем временем не покладая рук. Все она сделала, что мачеха наказала, а потом решила испечь кукурузных лепешек — угостить царя. Акосиуа хорошенько растерла кукурузные зерна, приготовила из муки вкусные лепешки, завернула их в свежие банановые листья и положила в свою старую, потрескавшуюся посудину.
Девушка умылась, надела ветхую одежонку и тронулась в путь. Как только подошла к развилке дорог, налетел вихрь! Подхватил он с земли обе веточки, закружил их и швырнул засохшую ветку пальмы на дорогу к лесу, а цветущую веточку акации опустил на дорогу ко дворцу. По ней и пошла Акосиуа дальше.
Шла она, шла, смотрит, старичок стоит. Позвал он девушку:
— Дитя мое, нет ли у тебя чего-нибудь поесть? Силы мои тают.
Повстречал старичок и злых сестер, да те. ничего ему не дали, лишь обругали его да пошли своей дорогой. А у падчерицы сердце было доброе. Она подумала: «Зачем царю мои жалкие кукурузные лепешки? У него и так полно самых вкусных яств. А бедный старичок, может быть, умрет, если я не поделюсь с ним»-.
Акосиуа приветливо улыбнулась:
— Дедушка, вот все, что у меня есть! Ешь на здоровье! — И она протянула старичку свои немудреные припасы.
Поел старичок, поблагодарил девушку за угощение, а потом и Говорит:
— Дитя мое, за твою доброту я открою тебе имя царевича. Его зовут Кетоуогло Сильный.
Удивилась Акосиуа:
— Откуда же, дедушка, ты знаешь та, чего никто на свете не знает?
Но не успела она договорить, как старичка и след простыл. Тут-то и поняла Акосиуа, что повстречался ей сам дух, покровитель царевича.
С легким сердцем зашагала Акосиуа дальше и не останавливалась, пока не дошла до дворца- На площади перед дворцом она увидела огромную толпу.
Юные девушки, одна прекрасней, другой, по очереди подходили к дяде юного царевича и называли имя царского сына. А рядом музыкант изо всех сил бил в барабан, чтобы никто из девушек не слышал ответов своих соперниц. Каких только имен не называли девушки! На все было напрасно Г Угадать тайное имя царевича так никто и не смог.
Подошел черед и Акосиуы. Тут-то и стала над ней потешаться одна из красавиц:
— Жалкая простушка! Неужели ты и. в самом деле надеешься угадать имя царевича? Ведь дух не захотел открыть его даже нам, таким богатым и красивым!
Уродливые сестры бедной падчерицы тут же подняли крик:
— Гоните эту замарашку прочь! Да как она смеет подходить к нам! Ишь вздумала нас позорить!
Но дядя царевича строго прикрикнул на злобных сестер и сделал девушке знак приблизиться:
— Что ж, попробуй и ты угадать имя моего племянника. Акосиуа ответила:
— Царевича назвали Кетоуогло Сильный, чтобы оградить его от злых духов.
И дядя воскликнул:
— Вот избранница духа-хранителя! Она и станет женой царского сына!
Так бедная падчерица вышла замуж за юного царевича, а мачехины дочки вернулись домой ни с чем.
Занятие по теме: рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным» составление рассказов по пословице
Направление: развитие речи
Цель: учить понимать мораль и идею произведения
Задачи:
Продолжать знакомство в творчеством В. Драгунского, в частности с произведением «Тайное становится явным»
Учить оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием
Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог рассказывает детям в беседе о своем друге. Недавно он забрал у своей сестры игрушку и не хотел признаваться. Когда стало известно, то ему захотелось проварится сквозь землю. |
2 | Актуализация знаний | Что бы это значило? Подскажите мне пожалуйста. А с вами бывали такие случаи, когда вы хотели что-то скрыть от родителе, а они потом все равно об этом узнали? Вспомните и расскажите об этом случае. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Как же можно описать свое состояние в такой ситуации, для человека, который никогда так себя не вел? С героем рассказа Виктора Драгунского тоже произошла подобная история. Послушайте её. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Воспитатель читает детям произведение, проводит беседу-анализ: - Что означает выражение «тайное становится явным»? - Как Дениска убедился в справедливости пословицы? - Нарочно ли он это сделал? - Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно - Почему мама не наказала Дениску? - Как сказать коротко, о чем рассказ? - Как бы вы его назвали? Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, о чем и в названии? Вот и вы, когда будете придумывать рассказы, помните что название должно быть таким, чтобы было ясно, о чем в нем говорится. Что же означает пословица «шило в мешке не утаишь»? Вы в этом сами сейчас убедитесь. Дети придумывают историю под поговорку, проходит обсуждение. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель: Чему нас учит эта сказка? Дети: Сказка учит добру, что тайное всегда становится явным. Воспитатель: Почему это важно для нас? |
Занятие по теме: составление рассказа на предложенную тему
Направление: развитие речи
Цель: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы;
Задачи:
Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей, активизировать употребление в речи глаголов.
Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | В. : - Ребята, я принесла вам волшебную шкатулку, в ней что-то есть (потрясти, как вы думаете что? (После прослушивания ответов открывает шкатулку и там дети видят высушенные листья с разных деревьев). В. : - Я насобирала их когда шла к вам детский сад, потом высушила и принесла вам, чтобы вы могли их поближе рассмотреть и полюбоваться ими. А кто мне скажет, когда листья становятся такими красивыми и разноцветными? В какое время года? |
2 | Актуализация знаний | Д. : - Осенью! В. : - Верно! А что вам нравиться больше всего в осени? Д. : - ответы детей В. : - Поэты, художники и композиторы умеют очень красиво рассказывать об осени словами, красками, музыкой. Послушайте стихотворение, его написала Евгения Фёдоровна Трутнева, детская поэтесса. Она очень любила природу и писала о ней для детей. (в-ль читает стих-ие) «Осень» Е. Трутневой. В. : - о каком времени года написала поэтесса в стихотворении? - почему вы так думаете? А что за платье золотое у берёзы на плечах? Д. : - ответы детей В. : - А что сказано о листьях? О ком еще говорит поэтесса? Кто ещё летит? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | В. : - Как же нам познакомить наших родителей с этим чудесным стихотворением? Дети предлагают выучить наизусть стихотворение с помощью мнемотаблиц. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | У меня есть подсказки (в-ль показывает мнемотаблицу, они нам помогут запомнить отрывок стихотворения, и вы сможете его рассказать своим папам и мамам. Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание и демонстрируя при этом соответствующую мнемотаблицу; затем дети рассказывают то, что запомнили. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает попрощаться с гостем. - Зачем учили стихотворение? - Что помогло в составлении мнемосхем? - Как это умение пригодится вам? - Кому вы можете рассказать? Педагог отмечает, что дети составили замечательный динамический рассказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду
Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Конспект НОД: Ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе детского сада. Тема: "Творчество К.И. Чуковского для детей"
Цель: Формирование интереса детей к личности и творчеству К.И. Чуковского....

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».
Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"
Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"...
Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.
Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....

Конспект НОД ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе детского сада
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28010467","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Тема: «Творчество К. И. Чуковского для детей»Цель: Формирование интереса детей ...
